Трипольская культура, как явление
Современные украинские сказки
Глава 1. Трипольская культура – древнейшая культура украинцев
Ну или новые украинские мифы, если угодно. Вообще, давно замечено, что строительство нации с нуля требует создание и своей истории. Новой истории, к исторической науке, как правило, никакого отношения не имеющей, а лепящейся исключительно в пропагандистских целях, возможно, даже благих.
Строительство украинской нации потребовало создание весьма новой истории, сюжеты которой могли хотя бы как-то идентифицировать украинцев сегодняшних с украинскими древностями или историческими персонажами. Таким образом родился целый свод украинской идентичной мифологии - Современные украинские сказки.
Конечно, если бы держать авторов и распространителей этих сказочек под замком в сумасшедшем доме, их можно было бы рассматривать просто, как творчество умалишенных, но сказочки эти ныне населяют украинские учебники истории и внедряются в массовое сознание, как примеры того, чем «национально-свидомый» украинец может гордиться. Именно поэтому такие сказочки, несмотря на очевидную для каждого образованного или хотя бы начитанного человека шутейность, подлежат тщательному разбору с последующим вразумлением и сказочников и их слушателей. Хотя, впрочем, мне известны сказочники, которые работали за деньги - с этими, конечно, поделать ничего нельзя, так как гонорары - материальны, а совесть и даже научная репутация - нет.
Если расставить Современные украинские сказочки в соответствии с исторической ретроспективой, то, если исключить уж совсем бредовые басни про протоукров, которые уж точно бы изобрели колесо, если бы их не опередили древние туркмены, то сказочкой относящейся к наиболее древнему периоду истории будет Сказка о Трипольской культуре.
Трипольская культура занимает в современном украинском сказительстве совершенно особое место. Украинцы объявляются наследниками трипольцев, просто таки современными трипольцами. Почему из более, чем трех десятков известных на Украине археологических культур примерно одного и того же периода, энеолита, выбрана именно трипольская культура – останется видимо загадкой навсегда. Можно лишь предположить, что определенную роль тут сыграла популяризаторская деятельность Н.М.Шманлия, о котором я упомяну ниже.
Ну я, конечно, могу предположить, что в силу определенной мифологемы, описанной украинскими энтузиастами, ученые и не очень - там и «протогорода» с огромной площадью и архитектура и едва ли не письменность (письменность особенно хочется ).
Или, свою роль сыграло звучное название? Ну, ведь не скажешь же — предки современных украинцев — носители культуры шнуровой керамики или попросту, как говорят ученые — «шнуровики». Первое — длинно, второе — как-то даже и неприлично. Хотя с исторической точки зрения по своим корням славянство относится не к трипольцам, а к культуре шнуровой керамики. Впрочем, об этом будет сказано в свое время.
Тем не менее вакханалия на счет Триполья на Украине не только не стихает, а все более набирает силу. Скажем, если коллекционные монеты в силу свое высокой стоимости не имели широкого распространения, то теперь о Трипольской культуре говорит и сам президент Ющенко. На заседании Всемирного экономического форума в Киеве, президент порадовал слушателей совсем уж обескураживающей сентенцией про «первую в истории земледельческую цивилизацию». Читая отчет о выступлении Ющеко, узнаем, следующее:
Говорячи про давнє прагнення українського народу до євроінтеграції, Ющенко розповів про те, що українська земля завжди була «благословенною».
«За кілька сот метрів від місця, де ми проводимо наш Форум колись ходив святий Первшоапостол Петро... (пауза) Андрій Первозванний, він благословив це місто і придрікав йому велику славу», сказав він.
Також, за словами президента, на нашій землі «тисячу років тому процвітала перша в історії людства землеробська цивілізація Трипілля. Її сліди ми знаходимо від Дніпра до Дунаю і Вісли сьогодні. У ній переплетені корені первісних культур нашого європейського континенту».
«На шляху до Києва Апостол пройшов багато причорноморських, грецьких міст, яким на той час було вже по кількасот років. Два тисячоліття тому тут вилися перші два першоджерела європейських цивілізацій. Афінська ідея демократії шукала поєднання з Єрусалимом», продовжив Ющенко.
На думку Ющенка, доказом української «європейськості» є, зокрема, те, що «перша у Європі Конституція Пилипа Орлика, написана ще в 1710 році, пропонувала шлях до демократії в Українській козацькій державі».
В общем, слушателям явлено сразу несколько Новых украинских мифов. Наравне с президентом стараются энтузиасты рангом пониже. Разумеется, проводится «Год Трипольской культуры», учреждается благотворительный фонд «Трипілля» во главе которого становятся депутаты Верховной рады – И.Заец и В.Черняк, издаются книги и статьи о Трипольской культуре, правда, скорее, не научного свойства, а конспирологическо-познавательного. См, например,
You must be registered for see links
Вот что говорит народный депутат П.Мовчан: «Нас довгий час відчужували від давньої історії. Ми мали право хіба що на княжу добу і були відмежовані від періоду, який називався «скіфський», а тим паче «трипільський». Нам послідовно накидали думку, що українці взагалі сформувалися за часів Хмельниччини».
Ну, теперь-то нам откроют всю правду. Теперь скажут, что история украинцев идет в такую глубь веков, что ни один народ претендующий на звание «цивилизованного» сравнится с украинцами просто не в состоянии. И эту «правду» открывают. И идут «знания» о Трипольской культуре в массы. Вот интересный пример:
«День Трипольской культуры в Евролагере
16.05.2005
В понедельник, 16 мая, в «Евролагере» на Трухановом острове открывается мастер-класс по трипольской керамике под руководством опытных мастеров Студии реконструкции Трипольской керамики и костюма Товарищества «Коло-Ра» Л. Смоляковой и О.Фиголь.
Открытие мастер-класса состоится в 14 часов. Все желающие будут иметь возможность увидеть
весь процесс изготовления глиняных скульптур по технологиям, которые использовали ещё давние трипольцы, услышать рассказы о традициях и феноменах трипольской культуры, и даже, по желанию, под руководством мастеров самим попробовать изготовить трипольский керамический сувенир».
Дальше - больше. Скромная энеолитичечская культура земледельцев-мотыжников с помощью гонораров превратилась в цивилизацию с гигантскими «протогородами». Вот интересное мнение на этот счет:
«Не забывайте, что первая известная (еще до Египта) цивилизация имела ядро там, где впоследствии образовалась Русь, т.е. между реками Днепр и Рось, так называемая "Трипольская культура" (от поселение Триполье). Это была аграрная цивилизация с протоиероглифами и примитивной системой учета. Другое дело, что традиция у китайцев не прерывалась, не то что у нас: кто сейчас знает, что было до принятия христианства, до появления славянских этносов, и далее, в глубь веков».
Любые попытки настоящих ученых умерить пыл создателей новой истории Украины рассматриваются, как ретроградство и непонимание глобального значения «трипольской цивилизации». Например В.Мойсеенко в статье «Трипольская письменность - мифы и реальность» пишет, что
«Дискуссия о существовании письменности у трипольцев ведется уже давно. Так, два года назад увидело свет солидное исследование И.Ткачука и Я.Мельника «Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем». Не обошел указанную проблему в своей монографии «Трипільська цивілізація» (Киев, 2002) и Михайло Видейко. Выводы этих и других трудов сводятся к тому, что трипольцы, к сожалению, не имели полноценной письменности, а передавали из поколения в поколение информацию, зашифрованную в узорах на знаменитой рисованной керамике».
Вообще-то я ничего такого знаменитого в этой керамике не вижу. Скромные трипольские горшочки украшались линейными геометрическими узорами-насечками или крестиками. Увидеть в них хотя бы зачатки письменности не позволяет научная щепетильность. Однако В.Мойсеенко неймется. Он жаждет доказательств существования письменности у скотоводов и земледельцев-мотыжников. И их находит:
«С иных позиций подошел к решению проблемы московский шумеровед Анатолий Кифишин (кстати, наш земляк). Еще в 1993 году его пригласил посетить памятник археологии «Каменная Могила» под Мелитополем Юрий Шилов. В своем исследовании «Древнее святилище «Каменная Могила». Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ—ІІІ тыс. до н.э.» (Киев, 2001) Анатолий Кифишин утверждает, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ—ІІІ тысячелетий до н.э. Кроме того, автор расшифровал календарь Каменной Могилы, истоки которого уходят еще до ХІІ тысячелетия до н.э. Он делает вывод, что святилище «Каменная Могила» в течение тысячелетий было влиятельнейшим духовно-религиозным центром значительной части Евразии».
Ура! Деревушка земледельцев (города, как мы помним из курса общей истории - результат отказа от ведения натурального хозяйств) оказывается влиятельнейшим духовно-религиозным центром значительной части Евразии с тысячелетней историей. Безграмотные строители Стоунхенджа безвозвратно посрамлены. Ну а что же «официальная наука»? Ее г. Мойсеенко клеймит:
«А что же на это ответила наша официальная археологическая наука? Ее представители просто не обращают внимания на гипотезу Кифишина, заявляя при удобном случае, что все это ерунда...»
Полностью ознакомится с трудом В.Мойсеенко можно
You must be registered for see links
Весь труд написан в стиле «Передовая наука утверждает», а ретрограды никак не уверуют в ее достижения. Почему же ретрограды должны уверовать – непонятно. Для того, чтобы уверовали и ретрограды в ход идут сочинения более маститых авторов с основательной претензией на научность. Вот что пишет уже поминавшийся М.Видейко совсемстно с В.Дудкиным в статье «Археометричні дослідження Трипільської цивілізації» (НДІПОД МКМ України):
Археологiчна культура Трипiлля-Кукутенi, що iснувала в V-IV тис. до н.е. на землях мiж Карпатами та Днiпром, була тiсно пов'язана із землеробськими культурами мiдного вiку Балкано-Дунайського регiону, а через них - iз Середземномор'ям та Близьким Сходом, якi традицiйно вважаються передовими районами в суспiльно-iсторичному прогресi. Побутували уявлення, що низький рiвень розвитку продуктивних сил ранньоземлеробських суспiльств мідного вiку в Європi не дозволив створити тут цивiлiзацiй, як це сталося на давньому Сходi - у Єгиптi та Шумерi на межi IV-III тис. до н.е.
Проте, у 70-80-і роки завдяки сенсацiйним археологiчним вiдкриттям стала вимальовуватися картина високорозвинених етнокультурних спiльностей, якi утворилися у пiвденно-схiднiй Європi в V-IV тис. до н.е.
Еще более характерен труд за подписью Н.М.Шмаглия и М.Ю.Видейко —
You must be registered for see links
.
Тут надо отметить, что Николай Михайлович Шмаглий, которого с нами нет уже 11 лет, будучи энтузиастом исследования трипольской культуры никогда не опускался до фальсификаций, что называется, в упор. Даже в те времена, когда выдумывание новых сказок на Украине было дело прибыльным и перспективным. Так что пальма первенства тут принадлежит М.Ю.Видейко, автору уже упоминавшейся монографии «Трипільська цивілізація». Кстати, очень заметно, что текстуально некоторые моменты из исследования «Майданецкое – трипольский протогород» совпадают с фрагментами статей М.Ю.Видейко. Ну, вернемся к самому исследованию. Текст начинается с совершенно потрясающего абзаца:
«Пять с половиной тысяч лет тому назад на земле, которую сегодня называют Украиной, на самом краю тогдашнего цивилизованного мира стояли города. Древнейшие города в Европе, построенные народом, имени которого мы не знаем».
Итак, во введении загадка загадана. Что же нашел Михаил Видейко в Майданецком, что в Черкасской области? Читаем:
«На основании полученных в ходе многолетних раскопок данных можно кратко охарактеризовать в общих чертах застройку Майданецкого.
Поселение было сооружено по единому плану, с учетом особенностей местности и в соответствии с традициями строительства поселений- гигантов. Были построены по меньшей мере две линии монументальных укреплений. В центральной части поселения заметны следы квартально- уличной планировки».
Увы, но, наверное стоит разочаровать увлекающегося автора. Овалы, в которых хочется видеть остатки города – всего лишь зоны распашки. Строения среди которых маститые исследователи обнаружили бог весть знает что, чуть ли не форумы подобные римскому, на самом деле имеют весьма давнюю историю, так как в том или ином виде повторялись практически же изменений несколько тысяч (!) лет. Увы, но трипольцы – невысокие, худенькие (очень характерная тонкокостность) смуглые люди обрабатывали землю мотыгами. На относительно ровном и безлесном участке ставили дом из каркаса обмазанного глиной с примесью половы, реже, видимо, так же, как это делали их более северные современники – из частокола. С внутренней стороны стена или частокол подкреплись обваловкой. По стенам на уровне чуть выше человеческого роста ставились полати - второй этаж. На первом же этаже собирали скот и ставили очаг, дым от которого выходил через незамкнутую крышу. Вот и вся архитектура.
Через несколько лет всех хозяйство могло переместиться метров на 100 в сторону – обрабатывалась ближайшая земля, а мотыгой много не наработаешь. Поселение то сужалось, то расширялось – появлялись новые дома, перемещались старые, таким манером получались те самые овальные городища, которые мы сейчас можем видеть.
Коли мы начали разбираться с тем, что на самом деле представляла собой Трипольская культура и сами трипольцы, нужно совершить краткий экскурс в более древнюю историю и попытаться понять генезис самих трипольцев
You must be registered for see links