You must be registered for see links
Опасная игра Москвы и уроки истории ("День", Украина)
Юрий Щербак, 07 июля 2008
1. ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК РОССИИ
Итак, как и следовало ожидать, Москва начала форсированную реализацию стратегического плана по срыву усилий Украины интегрироваться в НАТО. Этот широкомасштабный и многоэтапный план, разработанный еще в 2004-2005 гг. предусматривает беспрецедентное политико-дипломатическое давление, грубый шантаж, военные угрозы, усиление пропагандистской антиукраинской кампании, мобилизацию всех агентурных резервов и ресурсов 'пятой колонны' внутри Украины, компрометацию внутренней и внешней политики Украины, углубление раскола правящих элит.
На протяжении веков своего существования российское самодержавие (впоследствии русско-коммунистическая империя) применяло весь вышеназванный набор технологий для усмирения, запугивания, деморализации, разложения очередной страны-жертвы, которая мешала Москве. От кровавого уничтожения вольнолюбивой демократической республики 'Святая София' (Новгород) в XV - XVI вв. - до ликвидации Украинской Народной Республики в начале ХХ века; от вооруженного подавления народного восстания в Венгрии 1956 г. - до силового уничтожения ростков 'Пражской весны' в 1968 г.; от организации попытки руками польских генералов разрушить мощное движение 'Солидарности' - до недавнего жестокого, с массовыми жертвами среди гражданского населения, подавления чеченского сопротивления.
Какой блестящий послужной список карательных акций, какой бесценный опыт НКВД, КГБ, ФСБ, какое поразительное наследие информационно-диверсионных операций хранится в московских архивах!
Оранжевая революция вызвала настоящую ярость в высших эшелонах власти РФ, потому что по своему характеру (спонтанное мирное народное волеизъявление) этот массовый протест был абсолютно неприемлем для господствующего класса соседнего государства. 'Оранжевая', вольнолюбивая, непокорная Украина было объявлена главным вызовом для полумонархического режима 'суверенной демократии', сложившегося в России (как сказал об этой 'демократии' после последних выборов в РФ В. Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии, 'выборы все больше и больше превращаются в фарс, а не являются инструментом формирования власти ...Хочу процитировать Брехта: идут бараны, бьют в барабаны, шкуры для них дают сами бараны' - 'Известия', 12.03.2008).
Недаром один из трубадуров путинской России - президент фонда 'Политика' Вячеслав Никонов (внук железного сталинского приспешника В.М. Молотова) - разворачивает историко-философскую доктрину неприятия украинского внешнеполитического курса. 'Украина в НАТО, помимо прочего, это отрыв России от ее духовных и исторических корней', - пишет он, словно не понимает всей смехотворности постановки такого вопроса: что произошло с русскими корнями в результате членства Греции и Болгарии в НАТО? - 'Это серьезнейший геостратегический вызов, но еще не экзистенциальный. Вопрос о жизни и смерти может встать в том случае, если - Украина в НАТО - вспыхивает, например, национальный конфликт в Крыму или еще где-то на юго-востоке страны и он интерпретируется в Брюсселе и Вашингтоне как посягательство со стороны России (!)'.
Нарисовав такой апокалиптический сценарий, господин Никонов дает вполне конкретный совет руководству своей страны: 'России важно недвусмысленно дать понять: есть красные линии, переступил их, не только она, но и весь мир окажется у опасного рубежа' ('Известия', 16.04.2008).
2. ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛА ХХI ВЕКА
Московская реакция на шаги Киева, возможно, не была бы такой воинственно-грубой (с угрозами прекращения украинской государственности, перенацеливания ядерных ракет на территорию Украины, расчленения нашего государства и т.д.), если бы не благоприятная геополитическая конъюнктура, сложившаяся в начале века:
1. Крах однополярной модели мира, связанный с военными и экономическими поражениями США, результатом чего стал рост анархии в международных отношениях, усиленный дефицитом топливно-энергетических ресурсов; переход ряда держав на парадигму неореализма, которая ведет к распространению агрессивной риторики и росту напряженности в ряде регионов мира.
2. Новая (третья) инкарнация России в виде 'нефтегазовой империи', рост великодержавных амбиций Москвы в плане доминирования на постсоветском пространстве и попытки возвращения РФ, которая 'встала с колен', в число самых влиятельных сверхдержав мира.
3. Значительное ослабление государственно-политического и морального потенциала Украины в результате анархизации процессов общественной жизни, распространения политической коррупции и потери управляемости государственным механизмом, что делает нашу страну, которая не входит ни в один оборонный союз, особенно соблазнительной жертвой в глазах потенциального агрессора.
Команде Путина и окружающих его 'силовиков' и 'евразийцев' показалось, что Россия, исполненная новой великодержавной эйфории (газовым наркозом), может позволить себе грубый тон обхождения со старыми вассалами - Грузией и Украиной. В отношении Украины избрано наиболее перспективное, по мнению московского руководства, направление главного стратегического удара: Крым, Севастополь. Расчет на то, что Европа (прежде всего Германия и Франция), которая зависит от поставки российского газа и которая взяла на свою старую лицемерную душу грех Косовского прецедента, не ввяжется в конфликт с Москвой по поводу нелюбой им Украины; Соединенные Штаты, которые поглощены войной в Ираке и Афганистане и сосредоточены на перевыборах президента, также вряд ли пошлют морских пехотинцев в защиту украинских территорий в Крыму.
И, наконец, столица Третьего Рима, которая проявляет трогательную заботу в отношении судьбы русского населения вне пределов РФ, рассчитывает на полную поддержку своих авантюр со стороны жителей Крыма (конечно, с помощью спецслужб Черноморского флота). Среди возможных сценариев на период 2008 - 2009 гг. нельзя исключать и широкомасштабных провокаций по обострению ситуации в Севастополе и в Крыму, включительно с созданием центров 'народного сопротивления', самопровозглашения сепаратистских структур, которые бы обратились к России и международным организациям с мольбой о предоставлении братской помощи в подавлении ненавистной украинской оккупации полуострова и т.п. Благо, что 'грачи', нужные для выполнения этой грязной работы, всегда найдутся.
Такие попытки реставраторов 'единой и неделимой' империи и пламенных борцов против НАТО изменить позицию Украины, запугать руководство государства и усилить раскол среди граждан, несут в себе серьезную угрозу общеевропейской безопасности и могут привести к непредсказуемым последствиям. Непредсказуемым прежде всего для организаторов этого беспрецедентного давления, потому что Украина имеет весомые рычаги влияния на ситуацию на полуострове - вспомнить хотя бы поставку воды из Днепра и другие аргументы.
3. НОВОЕ В ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Такой 'заклятый друг' Украины, как господин Затулин, прославился рядом открытий в области международного права. Вот что пишет этот законодатель:
'Российская Федерация, заключив Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной ...взяла на себя обязательства уважать ее территориальную целостность и признала границы... Нет 'дружбы, сотрудничества и партнерства' между нами - теряется основание для признания Россией суверенитета Украины над целым рядом территорий (!), прежде всего (!) Крымом и Севастополем'. ('Известия', 6.06.2008).
Это что-то новое и оригинальное в теории международного права. Получается, РФ подписывала 'Большой Договор' с Украиной не как с равноправным субъектом международного права, членом ООН, а как с протекторатом или бантустаном, соглашение с которым может денонсироваться по любой прихоти сюзерена, который решает - что ему выгодно в данный момент.
Господин Затулин забывает, что Украина даже по советским законам не была частью России, а, согласно союзному договору 1922 г., являлась отдельным социалистическим государством, которое имело конституционное право выхода из СССР.
Загляните теперь в текст Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 1997 г.
Ни в одной строке, ни в одной статье этого Договора нет упоминания о временном, благотворительном, старшебратском, подаренном сверху характере признания украинского суверенитета, о какой-то зависимости между границами, территориальной целостностью Украины и ее поведением в будущем. Наоборот, договор утверждает, что стороны 'в соответствии с положениями Устава ООН и Обязательств Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ'.
Разве уже отменен Устав ООН и не действует Заключительный акт совещания в Хельсинки?
Также и статья 6 Договора не содержит никаких указаний в отношении нарушения Украиной отношений 'дружбы, сотрудничества и партнерства' при вступлении в Альянс - уважаемой региональной организации Евроатлантической безопасности. Вот эта статья:
'Каждая из Высоких Договорных Сторон воздерживается от участия или поддерживания каких бы то не было действий, направленных против другой Высокой Договорной Стороны, и обязывается не заключать с третьими странами любых договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована во вред безопасности другой Стороны'.
Если же г-н Затулин, а с ним и Госдума России, считает НАТО 'враждебной организацией', 'направленной против РФ', то что делать с текстом 'Основополагающего акта во взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора' (27.05.1997, Париж)?
В акте речь идет о том, что 'Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников... Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию стабильной, мирной, и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо ее народов... Исходя из принципа неделимости безопасности всех государств евроатлантического сообщества, Россия и НАТО будут совместно работать с тем, чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности, основанной на приверженности общим ценностям, обязательствам и нормам поведения в интересах всех государств'.
Яснее не скажешь. Это именно те принципы, которые исповедует Украина, желая стать членом НАТО и не имея намерения совершать любые действия, направленные против других стран, в том числе и России. Об этом постоянно заявляет руководство Украины и НАТО и это положение несомненно будет положено в основу соответствующего договора.
Не очень веря в силу своих 'международно-правовых' аргументов, г-н Затулин прибегает к излюбленному приему - угрозам.
'В том, что эта история привела бы к подъему 'снизу' мощного движения за воссоединение Крыма и Севастополя с Россией, никаких сомнений нет. Это, безусловно, один из наиболее крайних сценариев развития ситуации' - пророчит он заранее (по-видимому, читал-таки сценарий!) ход событий. - 'Существует бездна компромиссных вариантов, которые в свою очередь, зависят от российской решимости отстаивать свои интересы, права, русский язык и наших соотечественников на Украине. Отстаивать Севастополь'.