delfium
Затворник
Ответ: Интересные статьи из интернета.
Что такое нация, национализм и национальное государство
Святослав Панфилов
Александр Петров
Что такое нация, национализм и национальное государство
Святослав Панфилов
Александр Петров
1. Что такое нация
Когда Карл Маркс начал проповедовать свое учение, так радикально изменившее двадцатый век, первое что он сделал – четко обозначил основной объект своего учения – классы. Попробуем пойти тем же путем и детально разберем, что это за такой загадочный феномен: народ, нация. Феномен, существующий всю известную историю человечества.
Русский народ – как яркий пример этого загадочного и мистического феномена. Наш народ, на протяжении всей своей истории раздвигавший границы своего обитания, реализовавший программу расширения жизненного пространства, которая Гитлеру и не снилась, сокрушивший Золотую Орду на востоке, Османскую Империю на юге, Речь Посполитую на западе. Народ не просто захвативший силой оружия, но заселивший и вытеснивший превосходством своей хозяйственной деятельности инородцев. Обживший обширные территории Новороссии, Урала, Сибири, что разрушает миф о лени русского мужика. При этом великолепно сохранивший свою самобытность, оригинальность, неповторимость, свою уникальную культуру и религию. Не смешавшийся и являющийся, по данным исследования советских ученых (Балановская, …) по антропологическому типу классическим европейским народом с крайне небольшой долей инорасовых примесей.
Русский народ, который наши либералы-ОБЩЕЧЕЛОВКИ вдруг, в 90-х годах 20-го века в России объявили умершим атавизмом, нелепой традицией аборигенов, давно перемешавшихся с тюрками и кавказцами. Эти люди возомнили себя БОГАМИ и объявили о существовании нового, неведомого в истории народа «… многонационального народа Российской Федерации» - то есть Россиян. Эдакого нового американского плавильного котла. Только в их случае, когда этот котел еще не «застыл» это были близкие по культуре, религии и антропологии голландцы, англичане и немцы. В крайнем случае: поляки, венгры и итальянцы. В нашем случае это русские, чеченцы и тувинцы. Радует, что еще не зулусы, хотя активная, явно поощряемая властями, нелегальная эмиграция, из африканских стран в том числе, наводит на размышления.
И так: народ, народность, нация: наша теория этногенеза.
Теорий в этой области огромное количество. Наша точка зрения близка теории этногенеза доктора исторических наук, выдающегося этнолога Льва Николаевича ГУМИЛЕВА. Суть ее в следующем: человек, расселяясь по планете, занимал различные вмещающие ландшафты с совершенно разным климатом. Нам, жителям городов это понять достаточно сложно, но сухие степи Монголии совершенно не похожи на среднюю полосу России, на заливные тропические луга долины Хуанхе, на влажные приморские степи и т.д. Я уже не говорю о Сахаре и тундре. Для того, чтобы выжить в предлагаемом ландшафте человек менялся. Менялась его культура, религия, внешность, образ жизни самое главное создавался уникальный СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ
СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – ключевое понятие теории, поэтому остановимся на этом поподробнее и попробуем объяснить его суть простым и понятным языком. Если Вам доводилось находится в компании инородцев (кавказцев например) вы не могли не заметить то напряжение, которое ниоткуда появляется в вас и сопровождает все ваше общение с этой группой (причем взаимное). Они могут изображать хорошее отношение, они могут говорить о приятных вещах, но вы все равно чувствуете себя дискомфортно, потому что не знаете, как они могут отреагировать в следующую минуту на ваши слова, на ваши действия. Дело в том, что ваш мозг, совершенно подсознательно регистрирует малейшие нюансы поведения, мимики, речи ваших собеседников и выдает вам сигнал – «ЭТО НЕ НАШИ, я не могу распознать их алгоритм поведения, они не предсказуемы». В конечном счете именно благодаря этому простому принципу опознания свой/чужой, который помог нашим предкам выжить во враждебном окружении и держится само понятие «народ»
Внутри одного вмещающего ландшафта, не смотря на все возможное многообразие исходных этнических элементов, население не могло не сближаться через смешанные браки, через обмен опытом ведения хозяйства, через войны, в конце концов. Активность контактов внутри вмещающего ландшафта была всегда выше, чем между ними. Похожесть ведения образа жизни предопределяла это. В конечном счете, стереотип поведения человечества, образ жизни различных групп людей стал совершенно разным и своими границами совпадал с границами вмещающих ландшафтов мозаичной биосферы земли. Период, за который это происходило, измерялся тысячелетиями. Конечно, зачастую, народ, имея достаточно сил, выходил за пределы своего ландшафта и заселял соседние территории, но при этом всячески пытался применить на новой земле старые навыки хозяйствования, еще, долгое время сохранял этническую связь с исторической родиной и конечно свой оригинальный стереотип поведения, который меняется крайне медленно. Русские, заселившие причерноморские степи, первое что сделали, это распахали их. Кочевым хозяйством, которое велось на этих территориях тысячелетиями, русские жить даже не попытались. Китайцы, первое, что начали делать, выбравшись из джунглей Юго-Восточной Азии – засевать заливные долины тропических рек. Это предопределило их основную территорию расселения – вдоль влажного теплого побережья Тихого Океана.
Конечно, границы между ландшафтами не четкие. В ландшафтах возможно ведение хозяйства несколькими разными способами. В истории существовали масштабные переселения народов. Этим объясняет пестрый этнический состав планеты.
Однако, все сказанное относится только и исключительно к появлению такого понятия, как народность (народ) - группа людей проживающих на одной территории, имеющих похожий язык, способ ведения хозяйства, близкую культуру. Яркий пример народности - восточные славяне (великорусская народность): русские, украинцы и белорусы.
Появление нации – следующий шаг, связанный, прежде всего, с осознанием своей культурной и исторической общности. Это сознательный процесс, в результате которого трагедии и успехи нация воспринимает в целом не потому, что живет в одном государстве, а потому, что является единой культурной общностью с общей исторической судьбой и это единство, эту общность осознает. Даже у некоторых западно-европейских народов национальное самосознание появилось достаточно поздно. Например, итальянское государство, возникшее усилиями Гарибальди на волне повышения национального самосознания, появилось только в середине XIX века. Немцы также создали централизованное государство только во второй половине XIX века. Конечно, в значительной степени эта заслуга канцлера Бисмарка, однако без возникшего единого национального самосознания народ не смог бы на протяжении 70 лет провести 3 сложнейшие войны, в двух последних проиграть и при этом не позволить своему государству рассыпаться. С прискорбием констатируем, что русская нация до сих пор не возникла. Нет осознания исторической и культурной общности русского этноса. До сих пор свою историческую судьбу, как в советские времена, мы пытаемся связывать с народами, проживающими в одних границах с нами, не смотря на то, что сейчас мы составляем подавляющую долю населения страны. Мы не видим свою русскую индивидуальность за понятием «российское гражданство», мы не чувствуем долга друг перед другом, долга работать на благо своей страны, своего народа. Мы не чувствуем то единственное, что позволяет сохраниться народу, передавая факел национального самосознания от предков к потомках сквозь века.
Как правило, в рамках одной народности возникает несколько наций, это дело случая, естественных географических границ между частями народности и зигзагов истории. Однако принадлежность к одной народности представителями разных наций осознается всегда. Только случай разделил немцев, австрийцев и голландцев в разные нации, только случай разделил поляков и чехов, только случай привел к появлению в составе русской народности белорусской и украинской наций. Нелепый зигзаг истории привел к тому, что в соседнем с нами государстве – Украине, одновременно проживают как представители восточно-славянской народности (Харьков, Житомир, Крым, Одесса), так и представители западно-славянской народности (Львов, Ивано-Франковск, Киев). И, хотя украинский официоз пытается всех убедить, что украинская единая нация существует, фактически это не так и каждое всеукраинское голосование это ярко показывает, раскалывая страну строго по границам проживания народностей. Успех возникновения США предопределило то, что основатели этого государства – голландцы, англичане, немцы были представителями одной народности – германской. Поляки, ирландцы и итальянцы долгое время жили в США закрытыми общинами по своим законам. И если они все же растворились среди местного населения, то выходцы с западного побережья Африки не ассимилируются и ассимилироваться не собираются.
Мы можем констатировать, что сейчас в пределах территории РФии проживает русская народность, которая пока так и не состоялась в качестве единой НАЦИИ. Это еще одно, почти не преодолимое препятствие на пути создания Русского Национального Государства.
Отсюда вытекает очевидная стратегия борьбы русского национализма на данном этапе. Не организация новых партий: пока нет нации этим партиям просто некого представлять. Не популяризация национализма, для него пока просто нет почвы, кроме как среди кругов новой истинно русской интеллигенции, новой интеллектуальной элиты русского народа. А активная пропаганда национального самосознания, прежде всего современными методами рекламы, позволяющими до каждого донести то, что мы хотим сказать. И поверьте маркетологу со стажем: разбудить в русском по происхождению человеке национальное самосознание гораздо легче, чем заставить его покупать марс вместо сникерса.
2. Что такое национализм
Современные представления о национализме в цивилизованном мире радикально отличаются от тех, что бытуют в России. Достаточно взглянуть на определения понятия «национализм», которые даны в ряде авторитетных словарей и энциклопедий:
nationalism
1. Devotion to the interests or culture of one's nation.
2. The belief that nations will benefit from acting independently rather than collectively, emphasizing national rather than international goals.
3. Aspirations for national independence in a country under foreign domination.
The American Heritage Dictionary of the English Language (4th ed.) © 2000 by Houghton Mifflin Company
nationalism
1. The state of being national; national attachment; nationality.
2. An idiom, trait, or character peculiar to any nation.
3. National independence; the principles of the Nationalists.
Webster's Revised Unabridged Dictionary © 1998 MICRA
nationalism
Ideology based on the premise that the individual's loyalty and devotion to
the nation-state surpass other individual or group interests.
Encyclopaedia Britannica © 2002
Мы видим, что в этих определениях понятие «национализм» имеет нейтральный или скорее даже положительный смысл: преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости. Иначе и быть не может, поскольку большинство европейских государств это государства-нации - Польша, Эстония, Чехия - созданы, сконструированы на базе идей национализма - национализма, соответственно, польского, эстонского, чешского.
В то же время в российском общественном сознании национализм устойчиво ассоциируется с «экстремизмом», «расизмом», «фашизмом», «антисемитизмом» и прочими негативными вещами. Причины этого положения, на наш взгляд, таковы:
Во-первых, негативное отношение к национализму досталось нам в наследство от коммунистической эпохи.
Во-вторых, негативизм постоянно подогревается деструктивной деятельностью разнообразных экстремистских «патриотических» и «националистических» групп, ловко управляемых спецслужбами.
В-третьих, и это, по-видимому, самое главное - Россия в своём историческом развитии далеко ушла от Русского Национального Государства времен Рюриковичей, растворившись в империи, которую создали ее силами. После этого Россия так и не смогла достичь состояния «русского национального государства». Русская нация после Петра I перестала быть именно русской, честно и по братски попытавшись включить в свой состав поляков, финнов, кавказцев, народов средней Азии. На смену Российской империи пришла империя СССР с «новой общественной формацией – советским народом». Современная Россия несвободна от «имперских комплексов» и никак не может вписаться в реалии сегодняшнего дня.
На наш взгляд, именно формирование новой русской нации сделает, наконец, Россию «нормальной европейской страной», избавит ее от имперских амбиций и позволит русским занять адекватное и достойное место среди других наций планеты. «Русский националист» сегодня - это проектировщик, конструктор и строитель русской нации.
Для того, чтобы доказать изложенные тезисы, рассмотрим историю возникновения и эволюции европейского национализма, государствообразующей идеологии почти всех ныне существующих государств Европы и Америки.
Простой анализ истории показывает, что националистические идеи на заре существования любого государства были необычайно востребованы еще до того, как сама концепция национализма была сформулирована философами, политиками, публицистами. Закономерное развитие всех государств древности можно показать на примере Древнего Рима:
В 754 г.д.н.э. возникает город Рим. Возникает он, конечно, не на пустом месте. Возникает он в тот момент, когда этнос, состоящий из племен, населявших этот район, дорос до стадии нации. То есть осознал свое историческое и культурное единство. Город-государство – Древний Рим, изначально создалось как Национальное Государство этноса, четко отделявшего себя от соседних латинян и этрусков.
В VI-V в.д.н.э. молодое государство стало структурироваться. Государственное устройство Древнего Рима с самого начала отличалось достаточной сложностью, что, однако, не ослабляло, а, наоборот, усиливало Рим. Уже тогда были заложены основные принципы государственного устройства: демократизм, приоритет закона над традицией и наличие института гражданства, обеспечивающее относительно равенство всех граждан.
На IV-III в.д.н.э. пришлось завоевание римлянами Апеннинского полуострова. Были присоединены этнически родственные племена этрусков, сабинов, латинов, которые органически влились в древнеримскую нацию и в конечном счете только усилили ее. Именно в этот период Древний Рим, превратившийся в монолитное национальное государство, провел три тяжелейшие Пунические войны с Карфагеном, в конце концов, сокрушив эту древнюю цивилизацию, отразил несколько мощнейших вторжений галлов и германцев угрожавших самому существования государства, смог создать удивительные шедевры древней культуры, прежде всего поэзии, поражающих искренним патриотизмом, любовью к своей нации, гордостью за Величие своего государства.
Однако, начиная со II-I в.д.н.э. этнический состав Римской Державы стал меняться. Миллионы бывших рабов, забывших свой родной язык, свою культуру и традиции, начали получать права полноценных граждан. Выходцы из Германии, Галлии, Северной Африки, Балкан, Сирии сохраняя в душе огонь ненависти к поработителям, чуждым им по СТЕРЕОТИПУ ПОВЕДЕНИЯ, подсознательно ненавидели, как этнических латинов, так и все Латинское государство. Это выразилось в восстаниях, появлении многочисленных сект, отторжении демократического строя Древнего Рима, строя на тысячелетия опередившего свое время.
Уже к I в.н.э., после восьми веков истории мощного национального государства, пережившего многочисленные катаклизмы, Древний Рим превратился в монархическую империю. Забыв традиции демократии и национального государства Древнеримская империя мощными военными походами Цезаря, Августа, Домициана, Траяна резко расширила свою территорию объединив к III в.н.э. четверть !!! всего населения Земли. Этот было первое классическое фашистское государство, без всякой защиты титульной нации, смешивавшейся с инородцами и терявшей свою самобытность, оригинальность, этническое самосознание. С фюрерами, называвшимися цезарями, масштабными факельными шествиями, пышными военными парадами. Даже классическое фашистское приветствие в виде вскидывания руки и символ в виде орла с распростертыми крыльями, все там было.
Тогда же началось неизбежное загнивание великой державы. Среди аристократии стал популярен греческий язык, в пику родному, латинскому, упадническое исскуство, оргии, мода среди аристократии на однополые взаимоотношения, взгляды Сенеки, что рабы – тоже люди и вообще «… лишь бы человек был хороший», начали превалировать в обществе. Предоставление политических прав всем территориям Римской Империи без этнического различия, уверения императоров, что теперь «…мы все – римляне».
В VI, V в.н.э. отряды германцев, сильно уступавшие в численности, но на порядок превосходившие в части национального самосознания регулярно начали брать и грабить Рим, Мессину и другие величественные города империи. Солдаты разбегались. Городской плебс, уже не являвшийся этническими латинянами, открывал оккупантам ворота, сам участвовал в разграблении высочайших памятников искусства. В пику Древней религии получило мощное распространение христианство.
Закончилось все комично. Одоакр, германец, командир отряда имперской гвардии без шума узурпировал власть, объявил Апенниский полуостров, уже лишившийся всех за Альпийских и заморских территорий, германским королевством и отослал символы императорской власти в Константинополь. Вот так, просто и буднично, в 476 г.н.э. была уничтожена Великая Империя и ни один горожанин не вышел с оружием в руках, чтобы защитить свое государство, потому что оно уже давно не было Римским. Ни один не поднял знамя Римского Гражданина, потому, что этнически чистые римляне к V в.н.э. составляли меньшинство. Таков конец любой империи, каждая из которых – это квинетеснция фашизма, который всегда необычайно далек от классического национализма и не совместим с ним в принципе.