- За пять месяцев нашей работы скопилось уже более 2 млн. грн. задолженности жильцов. Сейчас мы рассылаем предупреждения, готовим иски в суд, – сообщил директор «Сумыжилья» Евгений Степаненко на аппаратном совещании у мэра Сум 5 декабря.
Пока «Сумыжилье» готовит иски, потребители уже их подали. Непредоставление информации о КП «Сумыжилье» его руководством и мэром Геннадием Минаевым стало поводом для судебного процесса. Инициатором его выступил экс-заместитель председателя облсовета, координатор общественной организации «Маєш право», помощник-консультант народного депутата Н. Катеринчука Виталий Моисеенко.
В интервью «Данкору» г-н Моисеенко ответил на вопросы о правомерности деятельности «Сумыжилья» и рассказал, как сумчанам защитить свои права на качественные жилищно-коммунальные услуги.
За семью печатями
- Чем вызван Ваш интерес к КП «Сумыжилье»?
- Я, как и все сумчане, с июля 2011 обнаружил, что тариф на обслуживание моего дома поднялся приблизительно на 40% при полном отсутствии каких-либо услуг. Я обратился к директору КП «Сумыжилье» Евгению Степаненко и мэру Геннадию Минаеву с информационными запросами об утверждении городским исполкомом необоснованного тарифа КП «Сумыжилье», а также соответствии предоставляемых услуг начисляемой оплате. Вместо предусмотренного законодательством 5-дневного срока большинство материалов удалось получить лишь через месяц, и там немало интересных моментов. Однако часть информации о деятельности КП «Сумыжилье» до сих пор скрывает власть, и по этому факту мной подан административный иск в суд.
Нарушения в расчетах
- В чем, по Вашему мнению, заключается необоснованность тарифа на услуги КП «Сумыжилье»?
- Во-первых, тариф рассчитан не по каждому дому отдельно, а для групп домов в зависимости от этажности, причем без использования реальных исходных данных об их техническом состоянии — это прямое нарушение требований постановления Кабмина от 20.05.2009 №529. Во-вторых, исходя из ответа горисполкома, экономического расчета с учетом плановых трудозатрат КП «Сумыжилье» вообще не представило. Да и как могло еще в июне предприятие, в штате которого по состоянию на середину октября нет ни одного(!) дворника и слесаря, рассчитать плановые трудозатраты?! Поэтому так называемый «временный» тариф для КП «Сумыжилье» не может быть признан экономически обоснованным и должен быть отменен.
В-третьих, согласно ст.ст. 42, 125 Земельного кодекса, Правилам предоставления услуг по содержанию жилых домов, утвержденных приказом Госкомитета по ЖКХ, а также решением Сумского горсовета №2588-МР от 29.04.2009, придомовая территория многоквартирного дома должна закрепляться за ним, согласно госакту или плану распределения территории жилого квартала. Исходя из ответа на мой запрос, оказалось, что таких документов ни на один дом у КП «Сумыжилья» нет. А посчитать экономически обоснованный тариф при отсутствии данных о площади придомовых территорий невозможно.
Нарушения при утверждении
- Какие нарушения Вы выявили при утверждении тарифа для КП «Сумыжилье»?
- Остановлюсь на наиболее серьезных. Во-первых, когда утверждался тариф, продолжало действовать постановление Кабмина от 20.05.2009 №529, предусматривающее, что информация о перечне услуг по содержанию домов, их стоимости, структуре тарифа доводится до сведения потребителей путем проведения общественных слушаний по каждому дому, после чего согласованный перечень услуг может быть утвержден исполкомом. Однако эти требования при принятии решения исполкомом Сумского горсовета от 25.06.2011 №418 соблюдены не были.
Во-вторых, согласно письму Минэкономики от 14.10.11 №2007-26?347, решения органов местного самоуправления об утверждении тарифов являются регуляторными актами. В связи с этим утверждению решения №418 должна была предшествовать публикация его проекта в СМИ, а также на сайте мэрии вместе с анализом его регуляторного воздействия. После чего исполком должен был собрать замечания к проекту решения заинтересованных сторон, и лишь после этого оно могло быть утверждено.
Хочу обратить внимание: в марте 2011 года Сумской окружной административный суд уже отменял решение исполкома №632 от 17.11.2009, которым был утвержден предыдущий тариф на обслуживание жилого фонда города, ввиду непроведения исполкомом общественных обсуждений и несоблюдения процедуры его утверждения. Получается, городская власть снова идет на циничное игнорирование интересов простых жителей города, и последствиями таких незаконных действий может стать очередная отмена соответствующего решения исполкома, что, в свою очередь, может привести к банкротству КП «Сумыжилье» и ухудшению технического состояния жилого фонда города.
Что имеем
- Насколько объем и периодичность заложенных в тариф услуг отвечает их фактическому предоставлению КП «Сумыжилье»?
- Согласно утвержденному исполкомом тарифу, КП «Сумыжилье» обязано с 1 июля 2011 года, кроме всего прочего, обеспечить уборку придомовой территории 6 раз в неделю, уборку лестничных площадок – 4 раза в неделю, поливание клумб и газонов – 120 дней в год.
Я думаю, что 99 процентов сумчан вообще не видело не то что поливку клумб, но даже дворников КП «Сумыжилье». Согласно ответу на мой запрос, КП «Сумыжилье» обслуживает в городе 2 687 679,7 кв.м жилого фонда и 1 261 607,11 кв.м несуществующих придомовых территорий, не имея в штате ни одного дворника или слесаря. Я думаю, каждый из нас сможет сделать очевидный вывод о том, в каком объеме предоставляются услуги новым предприятием. Причем, судя по фактам, озвученным на пресс-конференции руководства КП «Сумыжилье», объем оплаты услуг КП «Сумыжилье» за сентябрь составил 87%.
О старых и новом жэках
- Считаете ли Вы, что жэки, которые раньше обслуживали жилой фонд города, работали более эффективно?
- Думаю, что они работали неэффективно, но в их штате хотя бы присутствовали слесари и дворники, которые, пусть и с огромным количеством недостатков, но все-таки выполняли определенные работы по содержанию жилого фонда. К тому же стоимость услуг частных жэков была в среднем на 25% ниже, чем у КП «Сумыжилье»
И последний момент: когда на рынке были частники, городское управление ЖКХ могло и должно было контролировать качество их услуг, имело полномочия дать предписание о перерасчете начисленной платы за неоказанные услуги и даже расторгнуть договор коммунального заказа с любым из частных жэков. При этом вопрос, почему оно этого не делало, нужно задать мэру нашего города, которому подчинялся начальник управления.
Однако с приходом на рынок КП «Сумыжилье», ситуация кардинально ухудшилась, ведь фактически слились собственник жилого фонда, заказчик услуг, главный контролер качества услуг и их исполнитель — в лице Сумского горсовета, которому подчиняются как КП «Сумыжилье», так и городское управление ЖКХ, обязанное контролировать работу всех жэков на территории города.
Это, безусловно, приведет к дополнительным злоупотреблениям и бесконтрольности предприятия, имеющего месячный доход более 2 млн. (!) грн. У меня нет оснований не верить неофициальной информации, что уже сейчас значительная часть доходов КП «Сумыжилье» выводится через фирмы-подрядчики, близкие к руководителям этого предприятия и должностным лицам Сумского горсовета.
Как вернуть деньги
- Существует ли порядок перерасчета начисленной платы в случае неоказания услуг КП «Сумыжилье» в полном объеме?
- Решением Сумского горсовета от 03.06.2010 № 329 утвержден порядок перерасчета за непредоставленные жилищно-эксплуатационные услуги. В данном случае КП «Сумыжилье» обязано сделать перерасчет:
- по истечении 25 дней, следующих за отчетным месяцем, в котором не были оказаны услуги по уборке придомовой территории, лестничных площадок и поливу клумб;
- по истечении 25 дней, следующих за отчетным кварталом, в котором не были оказаны услуги по обслуживанию инженерных коммуникаций дома;
- до 1 февраля следующего календарного года - за все неоказанные услуги по другим составляющим тарифа.
Однако, как мы все видим, никакого перерасчета начисленной платы за неоказанные услуги КП «Сумыжилье» не проводило: ни за услуги по содержанию придомовых территорий, ни по уборке лестничных площадок или поливу клумб за июль — октябрь 2011 года. Вряд ли предприятие будет пересчитывать начисленную плату и по другим составляющим тарифа.
- Кто может заставить КП «Сумыжилье» провести перерасчет за неоказанные услуги?
- Есть широкий перечень государственных органов, которые могут принудительно обязать КП «Сумыжилье» провести перерасчет, исключив стоимость неоказанных услуг, по письменному заявлению граждан, оформленному согласно ЗУ «О обращениях граждан».
Это в частности:
- прокуратура города Сумы (ул. Кирова, 79),
- управление ЖКХ Сумской облгосадминистрации (ул. Шишкаревская, 9),
- инспекция ГАСК в Сумской области (ул. Шишкаревская, 9),
- Сумское областное управление по защите прав потребителей (пл. Независимости, 2),
- инспекция по контролю за ценами в Сумской области ( пр. Шевченко, 15),
- территориальное отделение Антимонопольного комитета (ул.Харьковская, 30).
В случае неэффективной проверки заявления вы можете обжаловать бездействие вышеуказанных органов в областной прокуратуре (ул. Кирова, 33) или у председателя Сумской областной государственной администрации (пл. Независимости, 2).
- Какую ответственность несет КП «Сумыжилье» и его руководство за невыполнение в полном объеме заложенных в тариф услуг, а также уклонение от проведения перерасчетов потребителям в добровольном порядке?
- Это, наверное, самый волнующий жителей города вопрос, так как полнейшая безнаказанность жэков и их руководителей приводила к необоснованным поборам и систематическим издевательствам над людьми, в том числе пенсионерами и инвалидами.
Органы государственной власти наделены правом применить к КП «Сумыжилье» следующие финансовые санкции:
- в случае получения от потребителей выручки за неоказанные услуги такая выручка подлежит изъятию в полном объеме с одновременным наложением инспекцией по ценам штрафа в размере 200 процентов незаконно полученной выручки, согласно ст. 14 ЗУ «О ценах и ценообразовании»;
- за злоупотребление монопольным положением, которое повлекло в том числе нарушение прав потребителей, антимонопольным органом применяется штраф в размере 10 процентов выручки за предыдущий год, согласно ст. 50 ЗУ «О защите экономической конкуренции»;
- за нарушение законодательства и нормативных документов при предоставлении услуг применяется штраф в размере 50 процентов стоимости выполненных работ, согласно ст. 23 ЗУ «О защите прав потребителей»;
Кроме того, нужно отметить, что должностные лица КП «Сумыжилье» будут нести и уголовную ответственность, согласно ст. 364 – 367 Уголовного кодекса в случае, если в связи с их неправомерной деятельностью к коммунальному предприятию будут применены финансовые санкции в существенном размере.
- Верите ли Вы в то, что территориальное отделение Антимонопольного комитета в Сумской области после возбуждения дела против исполкома и КП «Сумыжилье» исправит нарушения при утверждении тарифа КП «Сумыжилье» и обяжет его провести с потребителями перерасчет за неоказанные услуги?
- Буду рад ошибиться, но думаю, что деятельность местного подразделения Антимонопольного комитета ограничится констатацией определенных нарушений исполкомом без принятия эффективных мер корректировки тарифа и проведения перерасчета за не оказанные услуги.
Я не припомню ни одного факта за последние годы деятельности антимонопольных органов в области, подтверждавшего бы реальную защиту интересов сумчан. Вообще, создается впечатление, что этот орган, наделенный огромными полномочиями, работает исключительно ради статистики и бумажных показателей.
Местное отделение Антимонопольного комитета возбуждало дела о злоупотреблении монопольным положением и нарушении экономической конкуренции неоднократно, но реальных и серьезных действий с их стороны нет.
Возьмем хотя бы скандальную ситуацию со злоупотреблениями собственников маршрутных такси в 2008 – 2010 годах при повышении стоимости проезда с 1 до 2 грн. Да, местное отделение Антимонопольного комитета признало, что стоимость проезда собственниками маршрутных такси повышалась самовольно и без законных оснований, но в итоге в рамках последнего расследования он вынес решение не о наложении серьезных штрафов на нарушителей, а всего лишь пожурил Сумской городской исполком. При этом стоимость проезда никто не снизил, а, наоборот, исполком утвердил самовольно повышенный тариф, но, судя по всему, конечный результат местных «борцов» с монополистами вообще не интересовал.
Что делать потребителям
- Что Вы посоветуете делать потребителям услуг КП «Сумыжилье»?
- Могу рассказать, что предпринял лично я, а идти ли этим путем, каждый должен решать сам.
Во-первых, я не подписал предложенный проект договора, а направил заявление на заключение договора на иных условиях. В связи с тем что это предприятие присылает счета за услуги, которых не оказывает, я предложил внести в договор пункт, согласно которому предприятие обязуется согласовывать со мной объем и качество выполненных работ.
Это было ключевое из ряда не менее важных для меня, как потребителя, предложений. Предупредил, что оплачивать буду только после подписания договора и только выполненную работу, а также потребовал внести пункт, согласно которому неотъемлемой частью договора должно быть принятое в соответствии с законами решение исполкома об утверждении тарифа.
Дело в том, что, заключив договор с КП «Сумыжилье» в той редакции, которую они предлагают, вы, согласно Гражданскому кодексу, признаете, что согласны оплачивать экономически необоснованный тариф на их услуги, и в дальнейшем фактически лишаетесь права оспаривать его законность в органах власти и в судебном порядке.
Если же вы оплачивали услуги КП «Сумыжилье», то вернуть деньги за фактически не оказанные услуги, исходя из наших реалий, будет очень затруднительно.
- Готовы ли Вы помочь инициировать проверки деятельности КП «Сумыжилье» и оказать правовую помощь гражданам города, которые хотят отстоять свои права?
- Я оптимист и не хочу «прыгать через голову», потому рассчитываю, что в ситуацию с КП «Сумыжилье» в ближайшее время должен вмешаться лично председатель Сумской областной администрации Ю. Чмырь, который, согласно Конституции, обеспечивает законность и соблюдение прав и свобод граждан на территории Сумской области, в том числе областного центра.
Уверен, что его авторитет позволит восстановить законность и права жителей города. Если же это не произойдет, я готов, как помощник нардепа, инициировать через народных депутатов Украины и профильные комитеты Верховной Рады Украины проверки КП «Сумыжилье» и Сумского исполкома Генеральной прокуратурой и другими контролирующими органами. Но подчеркну: в этом вопросе важна массовость обращений граждан, потому я готов разместить в месячный срок на сайте вашего издания проекты письменных обращений граждан в контролирующие органы о незаконных действиях КП «Сумыжилье».
P.S. Иск Виталия Моисеенко принят судом к рассмотрению, удовлетворены все ходатайства истца об истребовании документов. Следующее заседание состоится 21 декабря.