Болонский процесс в Украине.

Болонский процесс в Украине, прогресс или регрсс?

  • Прогресс

    Голосів: 31 20.3%
  • Регресс

    Голосів: 99 64.7%
  • Мне всёравно

    Голосів: 24 15.7%

  • Кількість людей, що взяли участь в опитувані
    153

deass

Геть москалів! ♥UA
Болонский процесс в Украине

Прежде чем говорить о достоинствах и недостатках распространяющегося на Восток процесса формирования общего образовательного и научного пространства (и сопровождающей этот процесс разработки единых требований, критериев и стандартов в этой сфере), необходимо вспомнить о том, что т.н. «Болонский процесс» был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, — не менее двух, кроме того, они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней). Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.

Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов, на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Одним из наиболее важных решений этого саммита стало решение о содействии повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для остальных регионов мира.

Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз представителями уже 40 стран Европы. На этом саммите было отмечено, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности — это две взаимосвязанные части «общества знаний». Наконец, 19 мая 2005 года в норвежском городе Бергене состоялся последний на сегодняшний день и чрезвычайно важный для Украины этап Болонского процесса. На это раз коммюнике подписали 45 стран и среди них — Украина.

Важно также отметить, что ещё одной составляющей Болонского процесса является т.н. «Великая Хартия университетов» — результат предложения о создании содружества университетов, с которым еще в 1986 году Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы. На встрече в Болонье в июле 1987 года делегаты из 80 европейских университетов избрали Совет из руководителей ряда университетов и представителей Совета Европы для разработки проекта Хартии — своеобразной Конституции европейских университетов. 18 сентября 1988 года во время торжеств, посвящённых 900-летию Болонского университета ректоры 430 университетов подписали Хартию. В Хартии провозглашается принадлежность европейских университетов к академическому содружеству, преодолевающему политические и социальные барьеры и формирующему принципы интеграции Европы в единое общество. Предполагается, что общество это всем гражданам предоставляет необходимые права и свободы, а также разнообразные адекватные услуги в сфере культуры, науки и образования. Хартия подтвердила обязанности университета в качестве ключевого института общества и выдвинула требование автономии и академической свободы для университета. Кстати, среди 430 основателей содружества университетов были Харьковский и Днепропетровский университеты, а в 2003 году к Хартии присоединился и Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова.

В то же время нельзя не сказать о том, что европейская научная и образовательная сферы весьма консервативны. Это касается и сроков образования, и процедур присуждения ученых степеней, особенности которых формировались в различных европейских странах столетиями. Поэтому к Болонской декларации в Европе существует не столь уж однозначное и отношение, как кажется нам из нашего, тоскующего по Европе, «далёка». Прежде всего, вызвало обеспокоенность заявленное в Декларации стремление к всеобщей унификации. Ряд экспертов даже разглядели за декларациями о повышении привлекательности и конкурентоспособности европейской системы образовательных услуг реализацию американской системы высшего образования. Многие университеты стран-участниц Болонского процесса сопротивляются внедрению унифицированных принципов образования. Руководство и преподавательский состав этих университетов полагают, что сильный (своими традициями и преподавателями) университет должен иметь собственное лицо, а приспособление к унифицированной системе — удел слабых. В неоднозначном свете предстаёт также всё более возрастающая роль тестирования как основного метода контроля знаний, характерного, прежде всего, для американских университетов. Особенно сложно сделать тестирование основным методом проверки знаний в гуманитарных науках.

Кроме всего этого, в ряде европейских университетов сопротивляются идее отказа от таких особенностей своей системы образования, как две докторские степени. Например, немецкое научное сообщество с большим сомнением отнеслось к перспективе утратить Doctor habilitus — степень полного доктора наук, аналога украинского или российского доктора наук. А бельгийцы не желают расставаться с Grand Doctor of Philosophy. Болонский процесс не признает второй докторской степени. Высшая ученая степень, предполагаемая в рамках этого процесса, это — Doctor of Philosophy (PhD), являющаяся аналогом украинского или российского кандидата наук.

Правда, среди тех, кто видит для нашей страны преимущества в присоединении к Болонскому процессу, одним из таковых представляется предполагающаяся ликвидация Высшей аттестационной комиссии, контролирующей процесс защит докторских и кандидатских диссертаций и постоянно ужесточающей требования, предъявляемые к этим диссертациям. Но, во-первых, еще никто из представителей министерства образования и науки Украины ни одним словом не обмолвился о ликвидации или хотя бы трансформации ВАКа. Во-вторых, насколько можно понять из Болонской декларации (а надо сказать, это весьма неконкретный документ) программы подготовки PhD будут существовать лишь в некоторых избранных (кем и как?) университетах, имеющих соответствующую международную аккредитацию. Чем это отличается от нашей централизованной системы контроля процесса защиты диссертаций и где же провозглашаемая автономия университетов?

Следует также отметить, что, по мнению критиков Болонской декларации, этот документ является скорее свидетельством кризиса европейского образования, нежели программой выхода из него. Возможно, такая оценка черезчур радикальна, но, тем не менее, очевидна неоднозначность и Болонского процесса, и отношения к нему, что нам необходимо понимать и учитывать. Как, впрочем, необходимо понимать и то, что для нашей страны, руководство которой постоянно провозглашает стремление к евроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет.

Александр Панков
 

Andys

New Member
Болонский процесс в Украине
Как, впрочем, необходимо понимать и то, что для нашей страны, руководство которой постоянно провозглашает стремление к евроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет.

Александр Панков
если наша цель - прислугау Европы - то да
 

deass

Геть москалів! ♥UA
Думаю после первого семестра внедрения процесса в СумГПУ, есть что обсудить...
 
Останнє редагування:

taras

Себе на уме
По поводу опроса.
А не надо ли добавить ещё один вариант ответа: "Надо разобраться"? :thk:
Мой ответ был бы именно таким
 

dzehv

Active Member
Модератор
Стремясь к Европе - пусть бы лучше ремонты сделали и компъютеризировали как можно больше аудиторий...
 

^Зверюка^

<b>Кто здесь?</b>
Я думаю, что все же прогресс. Но только перейти-то перешли, а методы учебы остались прежними. Да и никто из преподов с этим не знаком и все без рамы, что делать!
И наша болонская система далеко не европейская. Одно лишь название. В Европе при таком процессе как делают? Ставят 3 предмета обязательных в семестр и 2 или 3 на выбор студента, т.е. около 5-7 предметов в семестр, а не так как у нас - 11. Это было номер раз. Номер два - это то, что у них большинство часов отводится на самостоятельное изучение предметов. У нас тоже так сделали. НО! Даже при всем желании, даже самые заядлые зубрилы не смогут физически выполнять все требования: занятия в университете, подготовка д/з и самостоятельное изучение предмета. Мы на первом курсе считали сколько на это все должно уходить времени. Так вот, чтобы выучить все 11 предметов по требованиям болонского процесса в сутки нужно тратить около 28 часов.
Так что еще не скоро наши университеты перейдут на эффективную болонскую систему. А сейчас у нас только смешная пародия на этот процесс!
 
Регресс!!!
Наша старая система довольно еффективна, и признана в мире. Недаром наши выпускники сильнее чем в европе.
 

deass

Геть москалів! ♥UA
По моему он(процесс), создан для того чтобы все специалисты,магистры,бакалавры... были стандартными, по всей европе. И могли везде устраиваться на работу по равным условиям. Это нам очень нужно? Может лучше усовершенствовать "нашу" бывшую систему образования? taras DEFF поддерживаю. В стремлении к улучшению уровня жизни в целом, и выводом его на уровень европы... (а не в "стремлении к Европе") Стоит совершенствовать всю инфраструктуру, а не только "вывеску" и обложку диплома.
З.ы.:Фальш!
 

PainKiller

Пастафарианец
Команда форуму
Супер Модератор
Болонская система это не хорошо. она не сильнее чем наша отечественная что бы не говорили. а DEFF прав насчет компьютеризации. еще б не плохо было бы на универ локалку кинуть. еще у этой системы есть один огромный минус. пропуски не отрабатываються. те кто меня знают лично в курсе что я очень часто уезжаю из сум. поэтому получать зачеты и закрывать сессию намного труднее.

З.Ы. ВЕРНИТЕ СТАРУЮ СИСТЕМУ
 
Зверху