Когда репортеры Speed TV на гонке IRL в Мичигане спросили пилотов, есть ли у них какие-либо контакты с командами NASCAR, каждый из опрошенных подтвердил, что такие переговоры велись или ведутся. К сожалению, в последние годы нельзя сказать, что переход из оупен-вилс серий в NASCAR - это мудрое решение. Чаще всего оно означает конец успешной карьеры.
В прошлом пилотам платили весьма немного. Нед Джаррет ушел из NASCAR прямо после чемпионства для того, чтобы найти наконец высокооплачиваемую работу “на гражданке”, Эй.Джей. Фойт спал в своем грузовике и принимал душ на стоянках для грузовиков. Пилоты часто останавливались в домиках при треках по 6 человек в одном помещении, потому что не могли себе позволить оплачивать номера в отелях. Эта экономическая реальность, а также печальная статистика гибели и травм пилотов приводили к тому, что такие парни как Эй.Джей., Марио (Андретти), Бобби (Рейхол), Эл (Ансер) и др. предпочитали уходить в IndyCar, или даже в Ле Ман или F1.
Сегодня в автоспорте другие времена. В F1 больше нет места т.н. “приглашенным пилотам”, выступающим в конкретной гонке за свои деньги или за деньги спонсора, нет больше частных команд (какой был, например, Tyrrell), которые могут собрать конкурентоспособный автомобиль всего в одном гараже. Пилотам хорошо платят, им нет нужды подрабатывать в каких то еще гонках. Высокий уровень безопасности приводит к тому, что пилоты гоняются не одно десятилетие и места в топ-командах всегда заняты. Команды управляются спонсорами, которые не позволяют командам ни шага в сторону, если, конечно, это не в интересах спонсора. За некоторыми исключениями, пилоты больше не пробуют себя в других видах автоспорта, помимо их основного.
NASCAR также подрос. Прошли дни, когда команды NASCAR строили автомобили в гаражах из послеаварийных полицейских машин, купленных за бесценок. Уже нельзя выиграть гоночную машину в лотерею и стартовать в Кубке без всякой подготовки. Недавний переход Эллиота Садлера в Evernham Motorsports потребовал работы 20 юристов. Тони Стюарт имеет контракт с Chevrolet, что помешало ему стартовать в Indy 500. Топ-команды ведут специальные программы по продвижению карьеры своих молодых пилотов и это значит, что просто со стороны в такую команду не пробиться. Дэн Уэлдон однажды воскликнул: “Есть только 2 или 3 команды, куда могут взять человека со стороны!”. А поскольку он все еще в IRL, это значит, что это явно не топ-команды.
В последнее время сразу несколько оупен-вилс пилотов заговорили о карьере в NASCAR. Кроме Уэлдона, Даника Патрик использовала “карту NASCAR” для того, чтобы выбить себе более выгодный контракт в IRL. В последнее время заговорили и о переходе Эй.Джея Алмендингера.
Возможно, пилотам следует более внимательно присмотреться к опыту Пола Трейси. Его разрекламированный приход в NASCAR в команду Ричарда Чилдресс окончился чуть не полным провалом. В RCR не нашли для Пола места в Кубке и в итоге он заключил контракт на 5 гонок в Busch с новой командой, имеющей слабую машину. Его лучший финиш - 24-й и это в первой гонке в Дайтоне. Недавно Пол снова тестировал машину RCR и снова пытается выйти на старт в Кубке. Ему явно не повезло с тем, что места во всех сильных командах заняты на годы вперед.
Как бы хорош не был пилот в оупен-вилс, это не поможе ему в NASCAR. Ничто в оупен-вилс не гоовит к NASCAR. Возможно, Мишель Журден высказался лучше всего: “Здесь ничего не остается, кроме как учиться. Нужно забыть все, что умел раньше и все познавать заново.”
Дэвид Джиллиленд, который гонялся с Сарой Фишер в NASCAR West, делится своими наблюдениями: “Просто это очень разные машины. Когда Сара Фишер пришла в сток-кары, она определенно испытывала огромные трудности, не могла приспособиться. В следующем году приходит Хуан Пабло Монтойя и тогда многое санет понятно, ведь это все же пилот более высокого уровня, нежели Сара. Но ему будет нелегко. Это очень разное. По-моему, лучше приходить в NASCAR из Winston West Series или Busch Series. Так легче - ведь это одни и те же гонки по сути. В оупен-вилс все не так - у вас очень много прижимной силы, очень много сцепления с полотном. В NASCAR мало и того, и того.”
Вот результаты попыток оупен-вилс пилотов сделать карьеру в NASCAR:
Тони Стюарт - Безусловно лучший в этой номинации. Выиграл два чемпионата и 24 гонки Кубка.
Робби Гордон - В насоящее время занимает 24 месту в NASCAR Cup, но за годы высуплений добился 3-х побед в гонках.
Джон Андретти - Стартовал в гонках 340 раза, две победы, средняя позиция на финише - 24, в большинстве гонок выступал в неконкурентоспособных машинах. В этом году перешел в Busch Series, 12 место в чемпионате, сражается на титул лучшего новичка.
ДжейДжей Елей - 29 стартов, 2 финиша в ТОР10. Но можно ли его считать оупен-вилс пилотом, если у него всего 5 стартов в IRL?
Кейси Мирс - Тот, кого заменит Монтойя, имеет 108 стартов и только 4 финиша в ТОР5. И только 8 стартов в Champ Car / IRL.
Мишель Журден-младший - 3 старта в Busch и 4 - в Craftsman Truck. Лучший финиш - 13-й на пикапах в Техасе. Мишель гоняется только там, где не проходят гонки CART. “Свадебный генерал” для привлечения латиноамериканских болельщиков?
Кристиан Фиттипальди - 16 стартов, средний финиш 32-й. Без комментариев.
Скот Прюэтт - 39 стартов, 3 финиша в ТОР5.
Пи Джей Джонс - 22 старта, один финиш в ТОР5
Пол Трейси - 5 стартов в Busch, лучший результат - 24-й. Несмотря на многочисленные обещания на тестах, пока так и не сартовал в Кубке.
Сара Фишер - подписала контракт тест-пилота с RCR, но томилась в региональных гонках (NASCAR West Tour) с 4 финишами в ТОР10 в 12 стартах, прежде чем заявить об уходе.
Энтони Фойт IV - Подписал контракт Ray Evernham, но его 7 гонок в Busch заставили думать о его пилотировании в IRL как о великолепном (при этом в IRL от с треском провалился), прежде чем все закончилось. Дедушка продал семейную команду в NASCAR в прошлом месяце.
Адриан Фернандес - две гонки в Busch, обе на родкорсах. Еще один “свадебный генерал” для латиноамериканцев?
Макс Папис - После того, многолетних попыток получить место в NASCAR, он не прошел квалификацию перед этапом Кубка в Уоткинс-Глен. Тем не менее он стартовал в Busch, финишировал 14-м и подписал контракт еще на 3 гонки в этой серии с McGill Motorsports.
Что же будет с Хуаном Пабло? У Монтойи определенно есть шансы стать следующим пилотом, который потерпит неудачу в NASCAR. Chip Ganassi Racing имеет только 5 побед в сток-карах (7, если считать гонки и успехи SABCO), причем не побеждала с 2002 года. В текущем чемпионате машины CGR занимают 16-ое, 21-ое и 33-е места. Команда никогда не имела машины в Chase, так что ее никак нельзя причислить к топ-командам. Возможно, когда Монтойя застрянет в середине таблицы в Busch и на него повесят всех собак, он просто решит вернуться в мир Берни…