Ответ: На что вы готовы ради Родины и Нации ???
"...К сожалению, большинство западных читателей воспринимают Омара как языческого поэта эротики и пьяницу, которого интересует только вино и земные удовольствия. Это характерное недоразумение имеет место и по отношению к суфизму вообще. Запад судит об Омаре, исходя из собственных представлений. Но если мы хотим понять Восток, нужно попытаться взглянуть на восточные тексты глазами людей, живущих там.
Поскольку меня тут процитировали, мне, видимо, полагается ответить... Хоть, строго говоря, ответ уже не может быть в тему.
vadimv! Мне не совсем понятно: этими длинными цитатами вы ставите под сомнение то, что "Омар Хайям - теософ"? Или просто пытаетесь обратить внимание на то, что средневековую поэзию не стоит воспринимать как "Устав гарнизонной и караульной службы"?
Если второе, то скажу вам, что я нисколько и никогда не претендовал на то, чтобы посмотреть на средневековые поэтические метафоры глазами современника Омара Хайяма. Да это, по-моему, и невозможно. Тем более, читая Хайяма через переводчиков (которых кто-то когда-то метко окрестил "подставными лошадьми просвещения").
Я могу воспринимать хайямовские "Рубаи" лишь стереотипами европейца ХХ-ХХI веков и не более. Но даже несмотря на то, что стихи Хайяма, конечно же, искажены "толстым слоем столетий" и субъективностями перевода, - все равно его поэзия не утратила изящности. Уже хотя бы из этого можно судить об истинных размерах его поэтического дара.
А лично вам не кажутся смешными, к примеру, попытки современных христиан истолковать со 100%-ной аутентичностью тексты Ветхого и Нового Заветов, даже если воспринимать как "достоверные исторические объекты" и сами тексты и их предполагаемых авторов???
И неужели вы полагаете, что (допустим) ветхозаветный "Эклезиаст", зороастрийская "Авеста", индуистская "Бхагавадгита" или та же античная мифология лишены (в отличие от хайямовских четверостиший) изысканых метафор и "многослойности"???
Мое мнение таково: великий
Эразм Роттердамский, перу которого многие историки приписывают (и на мой взгляд, небезосновательно) некоторые "древние" книги Библии, -
не менее гениален, чем Омар Хайям.
Но, к сожалению, неумолимое время поглощает даже таких гениев. А какие-то там - оттенки ощущений; точность восприятия; подлинный смысл исторических событий - стираются временем и подавно. А для потомков разница лишь в том, что кто-то из них, осмысливая недоступное ему прошлое, пытается (что чаще всего тщетно) "очистить зерна от плевел", а кто-то принимает все прошлое на веру без каких-либо доказательств...
Если же вы ставите под сомнение то, что
"Омар Хайям - теософ", цитируя при этом как опровержение моим словам этот "краткий суфийский словарь", - то в этом случае скажу, что моих "талантов" точно не хватит на то, чтобы "в трех словах" (и даже "на трех страницах") рассказать о теософии, о суфизме и о религиозности Омара Хайяма.
А затронутая вами тема суфизма действительно интересная. Но поскольку она на 100% оффтопная, скажу лишь вкратце: у многих историков и религиоведов бытует взгляд, что суфизм - это течение, возникшее внутри ислама или якобы вышедшее из него.
Я придерживаюсь другого мнения: суфизм к исламу имеет отношение лишь в той мере, поскольку он возник в странах, где традиционной религией к тому времени был ислам. И я не вижу ничего общего между дервишем, постигающим истину с помощью "озарения" и доводящим себя медитациями до экстаза "слияния с окружающим миром", и суннитом (или шиитом), произносящим "формулу ислама".
Суфизм - очень необычное религиозное течение, не укладывающееся в рамки какого-либо вероисповедания. Да это, скорее, и не вера вовсе, а мироощущение. У суфиев Бог полностью безличен и никак неперсонифицирован, то есть Бог - это всё вокруг (в том числе, и ты сам). Вот таким мироощущением суфии и напоминают мне теософов (в том числе, и поздних "теософов", учение которых когда-то пыталась сформулировать и распространить загадочная личность, известная как "Елена Блаватская"). И теософы, и суфии исповедуют пантеизм (всебожие), поэтому я ставлю между ними знак равенства. А посему и утверждаю, что Омар Хайям - теософ. Но если вы считаете его "суфием", то можно и так сказать. "Суфий" и "теософ" лично для меня - синонимы.
P.S. Извиняюсь за оффтоп. Этот пост - мой ответ на "претензионное" цитирование.