Уловки продавцов

GoodDay

New Member
Есть такая замечательная книга " Психология влияния " (Чалдини Р.), она и натолкнула на мысль создать эту тему. В ней описывались различные методы влияния, речь не о гипнозе или каких-то сверх способностях, а об обычных человеческих слабостях и привычках которые и используются для достижения своих целей.

Но это все теория.
Интересно с какими уловками продавцов Вы сталкивались ?

К примеру автор описывает историю про своего брата.

Ричард продавал машины, но не в демонстрационном зале и не на автомобильной стоянке. Он обычно покупал в уикэнд пару подержанных автомобилей, которые продавались частным образом через газету, и, не затрачивая ничего, кроме мыла и воды, продавал их с определенной прибылью в следующий уикэнд тоже через газету. Для того чтобы делать это, он должен был знать три вещи. Во-первых, он должен был достаточно хорошо разбираться в машинах, чтобы покупать те из них, которые предлагались по самой низкой из указанных в «Справочнике автомобилиста» цене, но которые можно было законно перепродать по более высокой цене. Во-вторых, мой брат должен был знать, как следует писать рекламные объявления, чтобы они вызывали интерес у солидных покупателей. В-третьих, Ричард должен был уметь применять принцип дефицита, чтобы вызывать у потенциальных покупателей неоправданное желание заполучить предлагаемую им машину. Ричард все это знал и умел. Однако мы остановимся только на третьем его «таланте».

Ричард раз в неделю давал рекламное объявление в воскресную газету. Поскольку мой брат знал, как написать хорошее рекламное объявление, каждое воскресное утро он, как правило, проводил у телефона, отвечая на звонки потенциальных покупателей. Всякому, кто выражал желание увидеть машину, Ричард назначал одно и то же время. Этот трюк позволял ему добиваться от людей значительных уступок, поскольку побуждал их бороться друг с другом за «ограниченный ресурс» — за автомобиль.

Обычно прибывший первым потенциальный покупатель начинал внимательно изучать машину и указывать на замеченные недостатки и изъяны. Нередко покупатель спрашивал, нельзя ли снизить цену. Однако его настрой радикально менялся, когда подъезжал второй покупатель. Доступность машины для любого из потенциальных покупателей внезапно становилась ограниченной из-за присутствия конкурентов. Часто тот, кто прибыл раньше других, неумышленно подливал масла в огонь, заявляя, что у него больше прав: «Минуточку. Я приехал первым». Если он не упоминал о своих правах, за него это делал Ричард. Обращаясь ко второму покупателю, мой брат обычно говорил: «Простите, но этот джентльмен приехал раньше вас. Поэтому я вынужден попросить вас подождать на другой стороне дороги несколько минут, пока он будет осматривать машину. Затем, если он решит, что машина ему не подходит, или если он не сможет прийти к определенному решению, я покажу автомобиль вам».

Ричард утверждает, что по лицу первого покупателя можно было видеть, как растет его возбуждение. Неторопливое взвешивание всех «за» и «против» внезапно сменялось твердым убеждением «теперь или никогда!» относительно оспариваемого ресурса. Если он не решит купить машину — причем по запрашиваемой Ричардом цене — в следующие несколько минут, он может потерять ее навсегда и тогда — страшно подумать — ее получит этот... этот... притаившийся вон там соперник. Второй покупатель обычно волновался не меньше первого. Он не мог устоять на месте и начинал метаться из стороны в сторону, мечтая при этом поскорее добраться до ставшего вдруг необычайно привлекательным куска металла. Если первый покупатель почему-либо не мог купить машину или просто не был в состоянии достаточно быстро принять решение, второй покупатель начинал искать ручку, чтобы подписать контракт.

Если всех предпринятых Ричардом усилий все же оказывалось недостаточно для того, чтобы убедить первого покупателя немедленно купить машину, ловушка захлопывалась, как только на сцене появлялся третий потенциальный покупатель. По словам Ричарда, такое давление обычно оказывалась чрезмерным для первого покупателя. Он стремился поскорее покончить со всем этим, либо соглашаясь на цену Ричарда, либо быстро уходя. В последнем случае второй покупатель начинал испытывать сильнейшее желание купить машину, пока ее не перехватил этот... этот... притаившийся вон там соперник.
Но это все теория.
Интересно с какими уловками продавцов Вы сталкивались ?
 

pelix

New Member
Это не только теория, но и действительность, сам неоднократно подмечал, как люди подходят не к тем торговым точкам, где свободно, а к тем, у которых выстроилась очередь, либо если один-два человека подошли к прилавку (даже просто спросить), сразу набегает еще куча)) Особенно в базарный день... Причем, у женщин такое стадное поведение особенно выражено.
 

Malder

I want to believe
Это не только теория, но и действительность, сам неоднократно подмечал, как люди подходят не к тем торговым точкам, где свободно, а к тем, у которых выстроилась очередь, либо если один-два человека подошли к прилавку (даже просто спросить), сразу набегает еще куча)) Особенно в базарный день... Причем, у женщин такое стадное поведение особенно выражено.
От такая фигня напрягает по страшному. Только ченить приметил и хошь примерять, как толпа соглядатаев навалит.:furious:
 

GoodDay

New Member
Этому есть объяснение - многие уверены,что выбор большинства верен.
Из той же книги (на примере магнитофонного смех на ТВ) :
Социальное доказательство​
Истина — это мы
Там, где все думают одинаково, никто не думает слишком много.
Уолтер Липпман​
.....
Принцип социального доказательства​

Для того чтобы выяснить, почему записанный на магнитофонную ленту смех настолько заразителен, нам нужно сначала понять природу еще одного мощного орудия влияния — принципа социального доказательства. Согласно этому принципу, мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди. Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом. Думаем ли мы о том, как поступить с пустой коробкой из-под воздушной кукурузы в кинотеатре, какую скорость развить на определенном отрезке шоссе или как взяться за цыпленка на званом обеде, действия тех, кто нас окружает, будут во многом определять наше решение.

Тенденция считать действие правильным, если таким же образом действуют многие другие, обычно хорошо работает. Как правило, мы совершаем меньше ошибок, когда действуем в соответствии с социальными нормами, чем тогда, когда противоречим им. Обычно, если что-то делает масса людей, это правильно. В этом аспекте принципа социального доказательства заключается одновременно его величайшая сила и главная слабость. Как и другие орудия влияния, данный принцип обеспечивает людей полезными рациональными методами определения линии поведения, но в то же самое время делает тех, кто эти рациональные методы применяет, игрушками в руках «психологических спекулянтов», которые залегли в ожидании вдоль тропы и всегда готовы броситься в атаку.

В случае с записанным на магнитофонную пленку смехом проблема возникает, когда мы начинаем реагировать на социальное доказательство в такой бездумной и рефлексивной манере, что нас можно одурачить посредством необъективного или фальшивого свидетельства. Наша глупость заключается не в том, что мы используем смех других, чтобы помочь себе решить, что является смешным; это вполне логично и соответствует принципу социального доказательства. Глупость имеет место тогда, когда мы поступаем таким образом, слыша явно искусственный смех. Каким-то образом одного звука смеха оказывается достаточно для того, чтобы рассмешить нас. Уместно вспомнить пример из главы 1, в котором речь шла о взаимодействии индюшки и хорька. Помните пример с индюшкой и хорьком? Поскольку определенный звук «чип-чип» ассоциируется у индюшек-наседок с новорожденными индюшатами, индюшки проявляют заботу о своих птенцах или игнорируют их исключительно на основе этого звука. Вследствие этого можно обманом заставить индюшку проявлять материнские инстинкты по отношению к чучелу хорька, пока проигрывается записанный звук «чип-чип» индюшонка. Имитации этого звука достаточно, чтобы «включить» у индюшки «магнитофонную запись» материнских инстинктов.

Этот пример прекрасно иллюстрирует взаимоотношения между среднестатистическим зрителем и проигрывающим фонограммы смеха телевизионным ведущим. Мы настолько привыкли ориентироваться на реакцию других людей при определении того, что является смешным, что нас также можно заставить отреагировать на звук, а не на сущность реального явления. Точно так же как звук «чип-чип», отделенный от реального индюшонка, может побудить индюшку проявить материнскую заботу, так и записанное «ха-ха», отделенное от реальной аудитории, может заставить нас смеяться. Телевизионные ведущие используют наше пристрастие к рациональным методам, нашу склонность реагировать автоматически, основываясь на неполном наборе фактов. Они знают, что их записи запустят наши записи. Щелк, зажужжало.
 

AnGee

Active Member
Люди покупают ту или иную вещь по трем причинам:
1) потому, что нада
2) потому, что есть у других
3) потому,что модно

Кто к какой категории себя относит?
 

setty

Граф
@AnGee
Последние два пункта очень просто привести к первому )
 

AnGee

Active Member
@AnGee
Последние два пункта очень просто привести к первому )
Весьма сомнительно. Если задуматься то некоторые вещи нам абсолютно ненужно, но ведь они есть у наших друзей и поэтому мы себе тоже их покупаем. Я думаю что это сугубо индивидуально.
 

pelix

New Member
Весьма сомнительно. Если задуматься то некоторые вещи нам абсолютно ненужно, но ведь они есть у наших друзей и поэтому мы себе тоже их покупаем. Я думаю что это сугубо индивидуально.
Аналогично, практически любую "индивидуальность" можно встретить еще в ком-то)))

Стадный инстинкт и не желание использовать умственный потенциал - вот и причины. Но, в свою очередь, без этих двух факторов не было бы "прогресса"... А потребление в человеке контролируется пресыщением. Пресыщение проходит - опять потребление и так - по кругу.
 

setty

Граф
Весьма сомнительно. Если задуматься то некоторые вещи нам абсолютно ненужно, но ведь они есть у наших друзей и поэтому мы себе тоже их покупаем. Я думаю что это сугубо индивидуально.
Не столь важно как именно "хочу" превращается в "надо", важно что это происходит. Особенно если учесть долю субьективного в оценке понятия "надо", вряд ли вы будете пытатся установить некое абсолютное "надо". Для кого-то устаревший гардероп это уже "надо".
 

FEOFAN

http://feofan.com
AnGee, книга безусловно хороша. По "Щелк, зажужжало. " я ее сразу же узнал)
Примеров вокруг полно, нужно уметь держать себя в стороне от мира. чтобы четко понимать где тебя нае#ывают.
 
Зверху