Обзор бокс-офиса США (31.07-03.08)
Неослабевающий натиск «Темного рыцаря», на всех парах рвущегося к 500-миллионной отметке кассовых сборов в американском кинопрокате, принес картине Кристофера Нолана третью подряд победу и место впереди приключенческого триквела «Мумия: Гробница Императора Драконов», вынужденного довольствоваться серебряными медалями. В то же время, новая работа Кевина Костнера, политическая комедия «На трезвую голову» вполне предсказуемо не вызвала большого интереса у любителей кино и довольствовалась скромной шестой позицией.
Главную интригу прошедшего уик-энда, несомненно, представляло собой противостояние «Темного рыцаря» и третьей «Мумии», а так же сможет ли шестой фильм о приключениях человека-летучей мыши стать обладателем еще одного достижения – рекордных сборов третьего уик-энда. Несмотря на то, что в пятницу фильму Роба Коэна удалось заработать на 2,5 млн долларов больше, чем у главного конкурента, субботние и воскресные результаты быстро расставили все по своим местам. За выходные копилка 185-миллионного «Темного рыцаря» пополнилась на 42,7 млн долларов при падении на 43,2% - отличный результат, но все же оказавшийся недостаточным, чтобы обновить рекорд шестилетней давности «Человека-паук» (45 млн в третий уик-энд).
В отличие от всех основных летних блокбастеров фильм по-прежнему пользуется поддержкой максимально широкой аудитории всех возрастов и жанровых предпочтений, а не только традиционных поклонников франчайза и кинокомиксов. Такая огромная популярность вместе называется в числе основных причин продолжающегося феноменального успеха картины, общая касса которой после 17 дней проката составляет 393,8 млн долларов, на 72 млн больше, чем у обладателей предыдущего лучшего результата «Пиратов Карибского моря 2: Сундук мертвеца». Днем позже, в понедельник, ««Темный рыцарь» добавил к этой сумме еще 6,28 млн долларов, став, таким образом, всего лишь восьмым фильмом, одолевшим 400-миллионный рубеж в американском кинопрокате. Нет особой нужды повторять о том, что эта вершина была покорена в рекордно короткие сроки, 18 дней против 43 у «Шрэка 2».
Третий уик-энд на международных экранах для «Темного рыцаря» прошел относительно спокойно при полном отсутствии новых премьер, хотя относительно небольшие падение в большинстве территорий (в среднем около 40%) не могут не радовать поклонников картины. Новые поступления составили 37 млн долларов, а его общая касса достигла 203,7 млн в международном прокате и 597,8 млн во всем мире.
Еще за неделю до премьеры, по мнению абсолютного большинства аналитиков киноиндустрии, и самой киностудии Universal «Мумия: Гробница Императора Драконов» выглядела явным фаворитом в борьбе за звание победителя уик-энда, но по мере приближения первых сеансов ситуация выглядела уже далеко не столь очевидной. После выхода предыдущего фильма приключенческого франчайза миновало более семи лет, традиционно не самый лучший знак для кассового потенциала проекта. Типичными примерами этого правила, не рекомендующего киностудиям слишком долго задерживаться с продолжениями успешных кинолент, выступили относительно недавние «Миссия невыполнима 3» и «Час пик 3», в обоих случаях значительно уступившие сборам своих предшественников.
Что еще хуже, ни один из блокбастеров года не удостаивался такой уничижительной критики. Один за другим представители американской пишущей братии обрушивались на картину, и лишь считанные единицы из них оказались в состоянии сказать хоть пару добрых слов в адрес творения Роба Коэна (11% положительных рецензий). Конечно, оригинальные фильмы также не могли похвастаться особенными симпатиями со стороны кинокритиков, но 53 и 47% положительных рецензий в принципе можно было считать пристойным показателем для чисто развлекательных проектов.
Таким образом, становилось понятно, что со всеми надеждами на повторение результата сиквела (68,1 млн за премьерный уик-энд, примерно 85 млн с учетом инфляции) можно смело распрощаться и намного более реальным ориентиром будет служить старт оригинального фильма, заработавшего за дебютную трехдневку 43,4 млн долларов (примерно 60 млн с учетом инфляции). Однако, «Гробнице Императора Дракона» не покорилась даже эта, весьма скромная по нынешним меркам сумма – за первые три дня сеансы в 6200 кинозалах в 3760 кинотеатрах принесли 40,4 млн долларов (10 760 долларов с площадки), чего, как мы уже знаем, не хватило для верхней ступеньки пьедестала. Абсолютное большинство зрителей уже видели в кинотеатрах либо на DVD первые два фильма (94 и 93%), прямо указывая в качестве еще одной из причин невыразительного результата на то, что триквелу не удалось привлечь внимание новых зрителей, не знакомых с египетскими приключениями семейства О’Коннеллов. При этом аудитория премьерного уик-энда была достаточной возрастной для приключенческого блокбастера (56% старше 25 лет) с минимальным преобладанием представителей сильного пола.
Сам по себе такой не слишком убедительный старт едва ли мог бы удовлетворить киностудию, но ошеломляющие результаты первых международных премьер с лихвой компенсировали понесенный урон. Выйдя на экраны всего лишь в 26 территориях, главным образом в Азии и Латинской Америке, фильм умудрился заработать 59,5 млн долларов в 3559 кинозалах, на 355% больше оригинального фильма в тех же кинорынках (16,7 млн) и на 277% больше дебютных сборов сиквела (21,5 млн). В немалой степени такому успеху поспособствовали российские любители кино, за первые четыре дня обеспечившие огромную сумму в 13,36 млн долларов в 854 кинозалах – третий старт за всю историю. Большая часть территорий отметились рекордными результатами премьерных уик-эндов среди всех проектов киностудии Universal, предоставляя «Мумии 3» отличные перспективы оставить позади финальные международные сборы первых двух фильмов франчайза (260,5 и 231 млн) и, как минимум, преодолеть 300-миллионную отметку по итогам проката.
Не удивительно, что в своих комментариях представители прокатчика особенно обращали внимания на глобальный успех триквела, не придавая особого значения далеко не самому удачному дебюту в американском прокате. «Решение снять еще одну часть этого франчайза полностью оправдало себя», - так прокомментировала первые сборы картины руководитель отдела дистрибуции Universal Никки Рокко, добавив, что, учитывая продолжающиеся необыкновенно высокие сборы «Темного рыцаря», результат американской премьеры далеко не так уж и плох, как это может показаться.
Комедия «Сводные братья» с участием Уилла Феррелла и Джона С. Райли довольно неплохо провела второй уик-энд, заработав 16,5 млн долларов при лишь 46,7% падении по сравнению с дебютной трехдневкой. Два предыдущих летних хита одного из наиболее популярных американских комедийных актеров «Час пик 3» и «Рики Бобби: Король дороги» несли потери соответственно в размере 51,3 и 53%, и такая сравнительно высокая стойкость в данном случае принимает особенное значение. Ведь, как известно, фильмы Уилла Феррелла практически не пользуются спросом за пределами США, а значит из домашнего кинопроката «Сводным братьям» нужно выжать абсолютный максимум возможного. Пока что после 10 дней на счету картины пребывает сумма в 63,2 млн долларов, дающая неплохие шансы на преодоление 100-миллионного рубежа.
Мюзикл «Мамма MIA!», в свою очередь, продолжает выступать в лучших традициях жанра, идеально сочетая высокие сборы в будни с минимальными падениями в выходные. Третьи выходные проката принесли музыкальному проекту, поставленному на основе песен группы «ABBA», 12,6 млн долларов (падение на 28,9%), вместе с которыми его текущая касса достигла более уже немалой суммы в 88 млн долларов. Теперь, когда «Мамма MIA!» на 9 млн опережает график прошлогоднего «Лак для волос», можно смело сказать, что финальные сборы в 130-140 млн долларов должны стать достойной наградой сенсационному хиту и успешно проводящей лето студии Universal.
Еще одна на удивление выносливая картина, «Путешествие к Центру Земли в 3D» также зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, вот уже третью неделю подряд занимая пятую строчку чарта в то время как другие конкуренты опускаются все ниже и ниже по его ступенькам. На этот раз даже появление в прокате другого фильма приключенческого жанра с участием того же Брендана Фрейзера не стало серьезной преградой на пути «Путешествия», которое в четвертый уик-энд отправило в копилку 6,66 млн долларов (падение на 31,4%).
Уверенное от начала и до конца прокатное шествие проекта, заработавшего на данный момент 72,9 млн долларов на стандартных и трехмерных экранах, позволило наиболее отъявленным оптимистам заговорить о возможности преодоления 100-миллионного рубежа, но для этого фильму придется не только приложить максимум усилий, но и надеяться на помощь со стороны прокатчика. Именно от него во многом будет зависеть то, насколько серьезными будут потери кинотеатров в ближайшие уик-энды, что должно стать определяющим в том, насколько далеко сможет продвинуться 60-миллионная кинолента.
Комедия «На трезвую голову» с участием Кевина Костнера, также выступившего в качестве одного из продюсеров картины и вложившего в ее создание и маркетинг около 20 млн долларов своих личных средств, с самого начала выглядела обреченной на неприглядную роль аутсайдера кинопроката. Подобравшая фильм студия Disney явно не пожелала раскошелиться на мало-мальски пристойную рекламную кампанию, а для уставших от перипетий предвыборной кампании американцев предложенная им политическая сатира представляла собой явно не самый удачный вариант приятно провести время в зале кинотеатра. Посредственные отзывы кинокритиков (39% положительных рецензий) довершили и без того сложную ситуацию.
Лишь 6,23 млн долларов в 2213 кинотеатрах (2 815 долларов с площадки) – таков неутешительный итог первого уик-энда, оставляющий не много реальных шансов даже на окупаемость расходов. Стоит отметить, однако, что по отчетам прокатчика большинство возрастных любителей кино (65% зрителей были старше 35 лет) не остались разочарованными, оценив фильм как хороший или отличный. К тому же, как показывает многолетняя практика, эта часть аудитории обычно менее всего склонна торопиться с посещением кинотеатров именно в дебютные выходные.
Оставшиеся четыре вакансии в первой десятке чарта заполнили два крупных хита в компании с двумя неудачниками прокатных сражений. Супергерой «Хэнкок» собрал в пятый уик-энд 5,09 млн долларов, доведя общий размер присвоенного капитала до 215,8 млн долларов. Мультфильм «ВАЛЛ·И» проследовал на восьмой позиции с 4,6 млн долларов (падение на 28%) и 204,1 млн после шести недель со дня премьеры.
«Секретные материалы: Хочу верить» после незадавшегося старта вновь потерпели неудачу, потеряв почти две трети от и без того жалкого заработка дебютной трехдневки. 3,39 млн долларов во второй уик-энд (всего 17,7 млн) при наихудших средних сборах с площадки практически гарантируют агентам Малдеру и Скалли быстрое исчезновение из прокатного репертуара большинства кинотеатров.
Мультфильм «Мартышки в космосе», прокатчиком которого также выступила киностудия 20th Century Fox, занял десятое место с 2,72 млн долларов (всего 22 млн). Всего фильмы топ10 совместно заработали 140,9 млн долларов, на 11% меньше, чем год назад, когда первенствовал шпионский триллер «Ультиматум Борна» (69,3 млн), но на 21% больше, чем два года назад, когда первым финишировал «Рики Бобби: Король дороги» (47 млн).
По-разному сложилась судьба у двух наиболее видных представителей ограниченного проката. Британская драма «Возвращение в Брайдсхед» успешно увеличила число кинотеатров с 33 до 189, поднявшись вместе с этим с двадцать первого места на тринадцатое с 1,16 млн долларов. После 10 дней на счету фильма 1,7 млн долларов и неплохие перспективы на дальнейшее расширение проката. С другой стороны хоррор «Полуночный экспресс» сошел с рельсов, едва тронувшись в путь. 34,4 тыс. долларов в 102 кинотеатрах и 43-е место в чарте означают полную катастрофу для проекта, ставшего, судя по всему, жертвой изменившейся политики прокатчика и безжалостно выброшенного на обочину. По крайней мере, так охарактеризовал ситуацию преисполненный негодования автор литературного первоисточника, известный писатель Клайв Баркер.
На следующей неделе «Темный рыцарь», несомненно, постарается приложить все старания, чтобы в четвертый раз подряд подняться на вершину чарта – последний раз это удавалось «Властелину колец 3: Возвращению Короля» Питера Джексона на стыке 2003-2004 годов. Единственным серьезным препятствием на пути фильма Кристофера Нолана может стать очередной проект неутомимого Джудда Апатоу, криминальная комедия «Ананасовый экспресс» с участием Сета Рогена и Джеймса Франко (2800 кинотеатров), по мнению многих, способная реально претендовать на звание одного из крупнейших хитов последнего месяца лета. Наряду с «Ананасовым экспрессом» американские кинозрители смогут увидеть продолжение истории четверки героинь и их необыкновенных джинсов, которые через 3 года возвращаются на экраны в сиквеле «Джинсы - талисман 2» (2600 кинотеатров). Оба дебютанта, также как и несколько других августовских премьер, стартуют в прокате уже в среду, стараясь захватить каждый из остающихся дней, перед тем как возобновятся занятия в школах, колледжах и университетах.