Jagger
Повелитель Зерга
тут можно говорить много и много о ТБ-3 как стратегическом бомбардировщике. Процитирую еще один интересный источник, в котором подробно рассказано какую именно стратегическую задачу выполнила армада этих машин.
Как видим ТБ-3 на все сто выполняли возложенную на них задачу, а вот к началу ВОВ получился парадокс, при наличии стратегического бомбардировщика, опыта в этой области РККА осталась без стратегической авиации, ибо к тому времени весь аппарат авиации дальнего действия был расформирован в следствии "модернизации" армии под нужды "блицкрига" на чужой територии и малой кровью. В 1941-м после начала войны по инициативе таких летчиков как Водопьянов, дальную авиацию стали возраждать в срочном порядке, но время было упущено и двадцать Пе-8 боеспособных к тому времени кроме как поддержать моральный дух, ничего сделать не могли. Сам Пе-8 по своим высотным характеристикам был практически неуязвим, ибо зенитки так высоко не стреляли, а немецкий истребитель того времени если бы и поднялся бы на его высоту, то проигрывал бы в скорости петлякову. Кроме того петляков имел оборонительное вооружение состоящее из крупноколиберных пулеметов и пушек, и "противопулевое пронирование" худого уже счет не шло, как надежное средство против стрелков на Петлякове.Первыми победами новых цельнометаллических тяжёлых бомбардировщиков ОКБ Туполева ТБ -3, оказались как ни странно сугубо мирными, но имеющими огромное политическое и стратегическое значение для СССР и потенциальных агрессоров, вынашивающих планы нападения на молодое государство рабочих и крестьян.
То огромное внимание, которое уделял работе АГОСа Центральный Комитет партии, было результатом понимания той роли, которую в будущей войне могут сыграть ТБ-3, тем более что обстановка в мире складывалась тревожная. На Дальнем Востоке японские милитаристы перешли в наступление. В 1905 году им удалось нанести поражение русской армии и захватить города Порт-Артур и Дальний, а также южную половину Сахалина. Спустя пять лет японцы захватили Корею. В гражданскую войну они попытались и Советское Приморье превратить в свою колонию. Но Красная Армия и дальневосточные партизаны быстро дали почувствовать, что времена царской России прошли навсегда. Однако самураи не успокоились. В 1931 году они оккупировали Маньчжурию, посадив там на престол марионеточного императора Пу-и. Теперь японские войска стояли вдоль всей Маньчжурской границы лицом к лицу с Особой Краснознаменной Дальневосточной Армией.
Что лежало в основе стратегии японских генералов, мечтавших вновь о советском Приморье? Как ни парадоксально безнаказанность. Дальний Восток потому и Дальний, что он далеко от Москвы. Коммуникации русских растянуты, подвоз резервов и снабжение войск затруднены. (Тогда скорый поезд из Москвы до Владивостока шел 10 суток.) Японский флот господствует на море. Следовательно, страна Восходящего Солнца даже не ощутит, что в Приморье идет война. Эту, на первый взгляд, логичную схему, уже успешно апробированную в войне против царской России, одним махом поломал грозный шаг командования Красной Армии. Армаду из 150 ТБ-3 первых машин, только что вышедших с заводов и поступивших на вооружение ВВС, в считанные дни перебросили на Дальний Восток. А радиус действия советских бомбовозов был таков, что практически почти вся Япония могла быть накрыта бомбовым ковром. И... самураи попритихли. Конечно, нарушения границы продолжались, но армия в дело не была двинута. Правда, потом все-таки пришлось скрестить оружие, но это уже спустя несколько лет, на Халхин-Голе. А за это время войска еще были усилены. Дальний Восток стал еще более неприступным. Вырос Комсомольск-на-Амуре, окреп Тихоокеанский флот. Обычно боевые самолеты оценивают в сражениях. Но ТБ-3 на Дальнем Востоке сражаться не пришлось они в тот момент сделали очень много, чтобы остудить воинственный пыл самураев. И в этом их историческая заслуга. И их создателей тоже.
В 1934 г на заводе №22 была собрана широко известная "парадная десятка" ТБ-3 которая предназначались для серии перелетов в Варшаву, Рим и Париж. Собирали их по особому заказу и машины отличались улучшенной аэродинамикой (зализами стабилизатора и киля, улучшенными капотами моторов) и отделкой. Вооружения эти машины не имели. Зато в бомбоотсеках стояли обитые бархатом диваны. Колеса в тележках смонтировали тормозные, спицы передних колес прикрыли колпаками. Самолеты покрасили в белый цвет и нанесли фальшивые гражданские регистрационные номера, повторявшие заводские. Советские бомбардировщики произвели должное впечатление в европейских столицах. Заместитель начальника штаба ВВС Хрипин, участвовавший в двух перелетах, написал в своем отчете: "Весь офицерский и инженерный состав с исключительным интересом относился к нашим самолетам, видя в них удачное решение проблемы тяжелого бомбардировочного самолета. Это относится в равной степени к Польше, Австрии и Италии. Все подчеркивают удивление, что столь большой самолет имеет высокие полетные данные. Это подчеркивает, что наш успех в постройке ТБ авиации реален и это будет учтено командованием европейских воздушных флотов".
Мнения об этих "миссиях доброй воли", высказываемые в европейских газетах, вообще были порой близки к паническим. Так, один из ведущих репортеров британского еженедельника "Индепендед" писал, "пока в Европе спорят о ценности теории Дуэ, красные уже ее фактически реализовали, продемонстрировав мощные четырехмоторные бомбардировщики существенно превосходящие британские машины аналогичного назначения", а корреспондент французской "Пти Паризьен" вообще истерически заявил, что "пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу как тухлое яйцо..."