Православная психология

PainKiller

Пастафарианец
Команда форуму
Супер Модератор
Автор, пиши еще.=)
Только пиши конкретные вещи а не описывай сферическую психологию в вакууме.
 
Рассмотрим страсти поближе,что они представляют собой и как они изменяют нас и как с ними бороться.
Но для начала сформулируем что же такое страсть.
Греховная страсть - порок, вкоренившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством.От страстей гордости, тщеславия, чревообъедения и сребролюбия необходимо очищаться прежде всего.

Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы,
Лествица

О БЕЗУМНОЙ ГОРДОСТИ



Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоизступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. [23, 1]*

* В квадратных скобках содержится ссылка на "Лествицу" преп. Иоанна. Первая цифра обозначает Слово, вторая – отделение сего Слова.

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она в свете. [23, 29]

Начало гордости – конец тщеславия; середина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. [23, 2]

Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое. [23,37]

Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие – гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; в те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и сам ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и отнеси к своему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие. [23, 16]

Бог гордым противится (Иак. 4,6); кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердный (Притч. 16, 5); кто же может очистить его? [23, 9]

Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба. [23, 18]
 
Останнє редагування:
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ

Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18,11). [23, 3]

Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан. [23, 43]

От гордости происходит забвение согрешений; а память об них есть ходатай смиренномудрия. [23, 28]

Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает. [23, 30]

Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе. [23, 4]
 
ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ

Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее. [23, 11]

Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою. [23, 31]

Тать не любит солнца; гордый же уничижает кротких. (23, 35]

Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим. [4, 48]

Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения. [8, 12]
 
КАК БОРОТЬСЯ С ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ

Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо? [23, 12]

Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами. [14, 21]

Некто из прозорливцев сказал мне виденное им. "Когда я, – говорил он, – сидел в собрании братии, бес тщеславия и бес гордости пришли и сели при мне по ту и по другую сторону; и первый толкал меня в бок тщеславным своим перстом, побуждая меня рассказать о каком-нибудь моем видении или делании, которое я совершил в пустыне. Но как только я успел отразить его, сказав: да возвратятся вспять и постыдятся мыслящий ми злая (Пс. 39, 15); тотчас же сидевший по левую сторону говорит мне на ухо: благо же, благо же ты сотворил и стал велик, победив бесстыдней-шую матерь мою. Тогда я, обратившись к нему, произнес слова, следующие по порядку после сказанного мною стиха: да возвратятся абие стыдящиеся, глаголющий ми: благо же, благо же сотворил еси (Пс. 39, 16)". Потом спросил я того же отца, как тщеславие бывает материю гордости? Он отвечал мне; "Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, которая возводит до небес и низводит до бездны". [22, 35]

Блудных могут исправлять люди, лукавых Ангелы, а гордых – сам Бог. Вид любви часто может состоять и в том, чтобы ближнему, когда он к нам приходит, давать свободу делать все, что ему угодно, и показывать ему притом радостное лицо. Должно испытывать, каким образом и доколе, когда и так же ли раскаяние в добрых делах уничтожает оныя, как и раскаяние в злых истребляет сии последний? [26, 180]

Если разум надмевает многих, то, напротив, невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют. [24, 29]

Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую Превечный и Невидимый. [26, 198]

Некогда я уловил сию безумную прелестницу (гордость) в сердце моем, внесенную в оное на раменах ея матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Немало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поругании, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостью воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1) и в бездну смирения. [23, 38]
Продолжение здесь.
 
Останнє редагування:

AKULA GRANDIS

критикант
слишкаммногобукафф!!!
Саш, или давай ссылки или приглашай на лекции, нахрена сюда то тексты переносить? Задают конкретные вопросы о боге и религии, ответь своими словами, а не словами каких то бизнесмен... сорри, святых преподобных отццофф
 
Иногда бегло прочитанное предложение заинтересовывает и человек читает весь текст
и лучше читать первоисточник Иоанна Лествичника ,
чем мои комментарии на него.
Спасибо за совет ,буду оставлять и ссылку.
 
Останнє редагування:
Преодоление печали и тревоги



Лариса Филипповна Шеховцова



Св. отцы писали, что все страсти человека взаимосвязаны, удовлетворение одной страсти влечет другую. Гнев, памятозлобие, осуждение ближнего, стыд, печаль, многопечалование, уныние…

Св. отцы описали свой опыт борьбы со страстями. А современная психология, психотерапия, психокоррекция или педагогика имеют ли в своем «арсенале» средства преодоления отрицательных эмоциональных состояний?

Второй выпуск Покровских образовательно-просветительских листков был посвящен описанию противления гневу и агрессии. Гнев – один из восьми смертных грехов, агрессия – негативное состояние человека, по своим признакам совпадающее с проявлением гнева, а может быть и чертой характера, если человек часто бывает в состоянии агрессии. Как мы показали, и психология и педагогика имеют свои «средства» преодоления агрессии, которые дополняют аскетический опыт борьбы с гневом.

Современному человеку очень свойственны состояния тревоги, беспокойства, неуверенности. Каждый из нас переживал состояние стресса – повышенного нервно-эмоционального напряжения, которое возникает не только в опасной ситуации, но чаще всего в ситуации, которая кажется нам угрожающей.

Полвека многочисленных исследований физиологов, медиков, психологов в области стресса показали, что стресс это не столько физиологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие извне, сколько ответ, реакция человека на ожидаемую, воображаемую, а не реальную угрозу. Причем эта реакция на воображаемую угрозу организма обходится «дороже», чем нервно-физиологическая реакция на настоящую опасность.

Таким образом, очевидно, что главный источник стресса находится не в физической, а в психической душевной сфере, и даже более того – в духовной, так как именно в соответствии со своим смыслом человек расценивает ту или иную ситуацию как угрожающую или не угрожающую его бытию.

Вспомним всем хорошо известный пример сдачи экзамена учащимся или студентом (ситуация эта является типичным стрессом). Сдачу экзамена по одному и тому же предмету, у одного и того же преподавателя один студент прогнозирует как успешную (даже если знает предмет относительно), а другой – как будущий провал (даже если хорошо успевал в семестре). Прогноз успешности сдачи экзамена самим студентом в меньшей степени зависит от его знания предмета, значительно в большей степени от его настроенности на успех или неудачу, от восприятия ситуации как угрожающей или неугрожающей. Соответственно, если студент воспринимает ситуацию как угрозу его благополучию (хотя это может быть только «4» вместо желаемой на экзамене «5»), то он испытывает большую гамму отрицательных эмоций: страх, уныние, тоску, робость, волнение. Эти отрицательные эмоции сопровождаются перевозбуждением нервной и других физиологических систем, что приводит к срыву, дезорганизации, блокированию
умственной деятельности: снижается внимание, память, мыслительная продуктивность. При сильном волнении студент с трудом вспоминает (или не вспоминает), что 2×2=4.

продолжение здесь:
 

Blackpoet

ансуз кеназ гебо
Православная психология опирающаяся на православное мировоззрение и исходящая из христианской антропологии о понимании человека как образа и подобия Божия, как единства тела, души и духа, считает смыслом человеческой жизни одухотворение и Богоуподобление, основанное на развитии добродетелей и преодолении страстей...
во-первых: что такое правЪославие? поясните мне. ибо вы неверно соединяете христианскую ересь с дохристианским славлением Прави на землях наших.
во-вторых: "христианская антропология" - да, я согласен, что сочитание этих слов ново для простолюдинов и вполне подействует на необразованных людей, которые вмиг побегут за вами для поиска чего-то нового. Но оно опять же несопоставимо! Потому как антропология христианской просто не может быть!! это смешно, родный ты мой! Почитайте на досуге, что означает само слово "антропология". Ибо у христианствае сть только исТОРия. А это очень короткий промежуток времени, освящающий лишь боль, ненависть, насилие, жестокость христиаского гнета к людям, которые уже знали и у которых разрушали их знания.
и пожалуй в-третьих: "преодоление страстей"?! это как? роботизм?! Вообще-то у вашей особо почитаемой книги библии пишется о "страсти Христовой по дому божьему"! Как же получается, великому "Примеру" всех христиан можно быть страсным, а остальным это надо убирать!
И еще: коли ты Русича рабом назовешь он сражаться будет!!
 
Здравствуйте!
Как вариант смотрим что то нейтральное,читаем Википедию:

во-первых: что такое правЪославие
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально (по смыслу морфем) «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление» [1]) — религиозный термин, который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях:
1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской Церковью учение — в противоположность ереси. Терминологическое значение закрепилось в конце IV века[2] и в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός).
2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.
3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris).
4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.

Лексикологически неправильно в русском языке употреблять термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» как синоним православия[3], хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков.[4]

Самое раннее использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:

Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ.
продолжение здесь:

о-вторых: "христианская антропология"
читаем там же:

Христианская антропология

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю.

Что бы поговорить о страстях,мне бы хотелось услышать от Вас ,верите ли вы что у Вас есть душа?Знаете ли вы ,что после смерти ,нашей бренной телесной оболочки,душа не умирает?Верите ли что существует ад и рай?Что влияет на выбор,куда попадает душа после смерти?
 
Зверху