Противление гневу и агрессии
Вступительное слово
Подростки… В их жизни одни противоречия сменяются другими. По утверждению психологов большинство ошибок в поведении выпадает именно на этот возраст. Его часто называют кризисным.
Стремление к свободе зачастую переходит в беспредел. Не напрасно слово пишется с «с». Все чаще беспредел подростков олицетворяется с жестокостью. Где мерило поведения? Для каждого должно быть понятно, что мерой нашего поведения должна быть ответственность перед Богом, миром и людьми.
В этом выпуске опубликована статья «Что делать с агрессивностью или гневом» Ларисы Филипповны Шеховцовой, доктора психологических наук, преподавателя кафедры психологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, сотрудника Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. Надеемся, что советы, предложенные автором, помогут Вам решить многие проблемы и избежать негативного опыта.
А.Г.Козлова, д.п.н.,
профессор кафедры педагогики,
зав. НИЛ христианской православной педагогики
РГПУ им. А.И.Герцена
Л.Ф. Шеховцова,
Санкт-Петербург
Что делать с агрессивностью или гневом
Причина их появления
По идее богоподобия человек создан как Образ и Подобие Бога - его нормальная жизнь возможна не иначе, как в общении с Богом, чтобы он достиг своего истинного назначения и вечного блаженства. Эмоции, чувства – это незаменимый «помощник», «союзник» разума в деле осуществления человеком его богоподобного предназначения. Они могут сообщать душе ту напряженность энергии, тот неослабный подъем духовной силы, которые обеспечивают ей непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом. Если это предназначение человека должным образом не осуществляется, то главной причиной этого являются страсти, которые сообщают, по словам С.М.Зарина, ложное, превратное направление жизнедеятельности человека. Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов. Страсти – это болезни души, по святоотеческим представлениям. Учение о страстях занимает центральное место в христианской антропологии.
Причина появления страстей
Семя всего нравственного зла, как считают многие св. отцы, – самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца. Человек по назначению своему должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности, должен бы жить только для Бога и людей. Но когда человек мыслию, сердцем и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то естественно останавливается на самом себе – себя поставляет средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних. Вот корень греха! Глубоко кроется он во внутренности сердца. Но, разрастаясь и подавляясь ближе к поверхности сердца, семя сие выходит из него уже в трех видах, как бы в трех стволах, проникнутых его силою, преисполненных его жизнью: в самовозношении, своекорыстии и любви к наслаждениям.
Почему же мы не замечаем грех в себе? – вопрошают св. отцы. И отвечают: не замечаем, потому что не можем, этого не позволяет нам грех.
История грехопадения Адама и Евы повлияла на все последующее развитие человечества. Принципиальное значение грехопадения наших праотцов заключалось, прежде всего, в том, что человек переставил центр своей жизни и деятельность с Бога на самого себя. Созданный Богом человек сознательно и свободно решился вместо Воли Божьей поставить свою волю началом своей жизнедеятельности, самого себя и свою самость сделать центром существующего мира и целью своей жизни. Общение человека с Богом стало для него в результате грехопадения не радостным удовлетворением его внутренних потребностей, а внешним долгом, страшным и мучительным, боязнью подвергнуться наказанию в виде лишений и страдания. Отношение человека к внешней природе тоже сделалось эгоистическими: он стал рассматривать ее только в качестве средства для удовлетворения своих чувственных потребностей и удовольствия, осуществил свое господство над природой в виде эгоистического и утилитарно практического отношения к ней. И в самой природе человека вследствие эгоистического отчуждения от Бога произошло коренное изменение, искажение ее и нарушение гармонического взаимоотношения сил, способностей и потребностей человека. Силы человека, свойственные низшим, телесным формам жизни, по Замыслу Творца, должны были подчиняться высшим, специфически человеческим силам – духу, в результате грехопадения эта иерархия нарушилась, и дух стал подчиняться душе, а душа – телу.
По мере удаления человеческого духа от Бога чувственность, освобождаясь от контроля разума, все более вступала в противоречие, антагонизм с духовной сущностью человека, чувственные, низшие потребности человека увеличивались в своей численности и интенсивности и разбрелись в разные стороны, получив преобладание. Дух, разум, порабощенный чувственностью, измышляет себе новые потребности и служит удовлетворению низшей стороны человека.
Расстройство и одностороннее направление сил человека наиболее характерно выражается в так называемых страстях. Страсти становятся как бы второй природой человека, ее односторонним, негармоничным и несвободным состоянием.
«Страсти – это дверь, заключенная пред лицом чистоты. Если не отворит кто этой заключенной двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца», – сказал Исаак Сирин.
Он же сравнивает страсти с непрозрачной средой, препятствующей лучам духовного света воздействовать на внутреннее сердечное око.
Изменение чувств в результате грехопадения выразилось в их неразумной деятельности, проявляющейся в 1) гедонизме – чувства стали давать наслаждения; 2) чувства стали давать неточную картину внешнего мира; 3) в плотскости – огрублении.
Душевные чувства оказались наиболее уязвимыми в грехопадении и испытали наибольшие изменения. Единое внутреннее чувство распалось на два чувства: на чувство удовольствия, наслаждения и чувство страдания. Первое чувство стало основным субстратом всех человеческих страстей, увлекши в своем падении и другую силу души – волю, а второе – чувство страдания, стало основой гнева, печали, тоски, страха, отчаяния.
По своей природе душа была сотворена бесстрастной. Страсти есть нечто придаточное, в них виновна сама душа.
«На основании данных святоотеческой аскетической психологии, – пишет С.М.Зарин, – всякую страсть вообще можно определить как сильное и длительное желание, а желание, в свою очередь, – как осознанную потребность, выяснившуюся и определившуюся благодаря прежним опытам ея удовлетворения».
Можно заметить по описанию страсти, что она является достаточно сложным состоянием, составляющими в ней являются и чувство – предвкушение удовольствия, и желание, стремление достичь удовольствия, реализовать свою потребность – что представляет уже волевые компоненты души.
Таким образом, можно сказать, что страсть – это эмоционально-волевое напряжение; это «движущая сила» нашего поведения. Традиция святоотеческой антропологической мысли рассматривает страсть как проявление раздражительной силы души.
В христианской антропологии описаны восемь основных смертных грехов-страстей, которые разделяются на телесные, душевные и духовные.
Телесные страсти
Телесные страсти касаются пищи и блуда, но источник их все равно в сфере душевной: никто бы не мог найти удовольствие, свойственное только телу.
Не пища и удовлетворение естественных потребностей зло, а пресыщение, преступающие потребности, считали св. отцы.
Ненасытность пищей плотской приводит человека в состояние более жалкое, чем животное. Человек, одержимый страстью чревоугодия, пьянством, сладострастием, в стремлении получить удовольствие без меры, вредит своему здоровью.
В теле источником страстей является плотоугодие, или упокоение плоти, с которым в непосредственной связи состоит взыграние телесной жизни и услаждение чувственное. Где они есть, там есть похоть блудная, чревоугодие, сластолюбие, леность, изнеженность, блуждание чувств, говорливость, рассеянность, непоседливость, вольность во всем, смехотворство, празднословие, сонливость, дремание зениц, жажда приятного и всякого рода творения угодия плоти в похоти.
Совокупность страстей называется невоздержанием, то есть неумением пользоваться во Славу Божию тем, что дано Творцом ради нашего блага – поддержания сил на этой земле.
Душевные страсти
В душевных страстях человек возводит свой эгоизм и свое «Я» в главный принцип жизни.
Так как человек целостен, то все страсти его взаимосвязаны – удовлетворение одной страсти влечет другую страсть.
Святые отцы, имея огромный опыт борьбы со страстями пагубными пороками и будучи тонкими наблюдателями, описали, какие страсти от каких рождаются.
От неведения происходит душевное нечувствие, ум пленяется всеми страстями.
Маловерие порождает самолюбие
Самолюбие порождает немилосердие и сребролюбие
Сребролюбие порождает гордость
Гордость порождает славолюбие
Славолюбие порождает сластолюбие
Сластолюбие порождает чревообъядение и различные блудные дела
Блуд порождает гнев
Гнев порождает памятозлобие (охлаждение духовной теплоты)
Памятозлобие порождает мрачную и злобную хулу на своего брата
Хула порождает безвременную печаль
Печаль порождает безумную наглость
Наглость порождает тщеславие
Тщеславие порождает невоздержание, многоречие
Многоречие порождает празднословие
Уныние порождает мрачный сон
Если кто эти страсти победит, тому и прочие покорятся, говорил преп. Паисий Величковский [38].
Так как развитие одной страсти влечет за собой развитие другой – то все страсти взаимосвязаны.
В психологии существует попытка структурного анализа агрессии (Курбатова Т.Н., 1995, Ковалев Л.А., 1995, Реан А.А., 1997). Выделено три уровня агрессии.
I уровень агрессии характеризует человека как природное существо и проявляется в характеристиках темперамента как возбудимость, раздражительность. На этом уровне агрессия проявляется скорее как активное состояние мобилизации, эмоциональное напряжение, как активация адекватная или несколько превосходящая ситуацию. Природная основа этой агрессии - защита себя, своего потомства, своей среды обитания.
На II уровне - субъектно-деятельностная агрессия связана со стремлением к успеху, цели угрозой. Обеспечивая деятельность, необходимым уровнем активации, агрессия, как правило, проявляется в определенных паттернах и стиле поведения, связанных с не провоцируемым нападением, нарушением норм общества.
III уровень личностной агрессии сопряжен с мотивацией, ценностями и установкой личности на готовность и предпочтительное использование насильственных средств для достижения своих целей.
Таким образом, можно выделить агрессивность как личностное свойство, обусловливающее определенный паттерн поведения, и агрессию как состояние, с одной стороны, возбужденности нервной системы, связанное с особенностями темперамента, а с другой стороны проявляющееся в эмоциях гнева, нетерпения, раздражительности, злости.
В христианской аскетике гнев рассматривается как одно из 8 смертных греховных страстных состояний. Гнев вызывается в человеке всякими внешними препятствиями, как пишет С.М.Зарин (1996) , которые встречается ему на пути осуществления его личных целей, стремлений; когда воля одного человека приходит в столкновение с волей другого, не желающего подчиниться воле первого человека; а также когда человек встречает несправедливое к себе отношение. Психологической подкладкой гнева, делает вывод С.М.Зарин, является всегда самолюбие.
По святоотеческому воззрению, имеющему свою почву в общих психологических понятиях того времени, преобразованных духовных опытом, психологическая основа гнева заключается в извращении направления силы тимос, необходимо присущей нормальной богоподобной природе человека . Сила тимос (о vomo- горю, пламенею, страстно стремлюсь) – эмоциональная и сердечная –является по первоначальному предположению «даром Божьим» , который человек может и должен употреблять во благо, на добро.
Эмоция, чувство в высшей степени важный, незаменимый, помощник разума в деле осуществление человеком его высшего предназначения. По святоотеческому учению господство разумной способности человека над желательной или чувственной, возможно только при посредстве этой силы рвения, страстного стремления. Разум только благодаря этой силе имеет реальную возможность сообщать душе ту напряжённость энергии, которая обеспечивает непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом, хотя бы это зло коренилось в глубине природы самого человека. По образному выражению Василия Великого, эта тимос-эмоция-рвение-страсть, является как бы «нервом души», сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах. Когда тимос руководствуется принципом богоподобия и функционирует под контролем разума, он, по словам С.М.Зарина, действует должным образом, являя живое настроение любви к Богу и ближним.
Встречаясь, с фактами нарушения воли Божией в своей жизни, или в жизни других людей, помрачения славы Божией, оскорбления Божией святости, человек, не потерявший чуткости к добру, «снедается»- как бы огнём, охватывается живою и интенсивною ревностью о Боге. Вся сила-тимос в этом случае - негодование о добром, праведный гнев направляется на грех, препятствующий росту внутренней чуткости, либо на исправления ближнего. В последнем случае действие силы - тимос оказывается попечительностью об истинном благе ближнего и может быть уподоблено хорошему лекарству. Действие силы-тимос в этом случае должно подчиниться благоразумию и справедливости.
Страстная сила-тимос, выражая устойчивое, возбуждённое ,напряжённое состояние бодрости человеческого духа, сама по себе безгрешна, и даже прямо желательна, как орудие достижение высших религиозно – нравственных целей (С.М.Зарин).
Но при эгоистической направленности воли человека происходит склонение силы – тимос к худшим страстным грехам, к противоестественной, неразумной страсти гнева . Вся энергия «тимос» изливается теперь в бурных стремительных порывах. Все силы сердечного возбуждения расходуются по поводу личных неудач, обыденного существования, личных столкновений, обид и огорчений. Защищается теперь не слава Божья, а только эмпирическое бытие человека. Чувственный эгоизм в гневе, «кратковременном бешенстве» – достигает наивысшей интенсивности.
Таким образом, в религиозно нравственном отношении гнев свидетельствует о недостатке в человеке любви к Богу и ближнему.
Вероятно, то, что в православной аскетике понимается под страстной силой рвения – тимосом в психологии ближе всего понятию «активация» или I уровень агрессии. «Неразумная страсть гнева», проявляющаяся в поведении человека, соответствует II уровню агрессии - характеристикам насилия и нападения в поведении субъекта.
Недостаток любви к Богу и ближнему, выражающийся в отсутствии терпимости, кротости, милосердия, соответствует третьему уровню личностной агрессивности.
И в педагогике, и в психологии, и православной аскетике агрессия и агрессивность оцениваются негативно, и каждая из них имеет свой арсенал средств нейтрализации или борьбы с эти нежелательным свойством человека.
Педагогическое воздействие с целью коррекции агрессии осуществляется в двух направлениях:
1. Воспитание личности с отсутствием установок на насильственное достижение своих целей, формирование у ребенка нравственных ценностей;
2. Воспитание у ребенка таких черт характера, как самообладание (профилактика и формирование умений управлять своими эмоциями).
Для решения этих задач педагогика предлагает систему методов внешнего воздействия на человека (создание определенных условий, формирующих ситуаций, группового воздействия, убеждения, примера, наказаний и поощрений). Не следует при этом забывать о принципах благоразумия и справедливости, предлагаемых православной аскетикой, дабы педагогу рвения не в меру.
Эти же задачи на языке духовной аскетической практики формулируется таким образом:
1) приобретение добродетелей кротости, смирения, смиренномудрия;
2) владение своими страстями в частности «брань» со страстным состоянием гнева.
Если педагогика предлагает систему внешних воздействий или в лучшем случае мотивирует личность на: «на самовоспитание», то православная аскетика ориентирована, прежде всего, на внутреннее делание, на активность самого человека по изменению себя. Если человек предпринимает усилия внутреннего плана, выходит на «невидимую брань», то на этом пути встречается с помощью Божьей, без которой усилия его могут оказаться напрасными. «Без меня не можете сотворити ничего же».