Православная психология

Фигня все ето!! Церкви взорвать, попов растрелять, проповедников публично повесить незачем людям мозги засорять. А на те деньгь что идут на новый лексус батюшке(ремонт храма как принято в лохотроне) направить на ремонт дорог, и городской системы водоснабжения и строительство детских плозадок. А лутше всех в кандалы и на лесоповал пусть обществу служат слуги господние хоть свои животы непосильным трудом нажитые позганяют !! А таких лекарей на кристах распять и 50 гвоздей в лоб вбить !
У Вас в подписи стоит фраза В.Цоя"Смерть стоит того, чтобы жить.А любовь стоит того,чтобы ждать..."Как Вы понимаете ее?И что такое по вашему смерть?Что происходит с нами после смерти?Верите ли Вы в то что у нас есть душа и что она не умирает вместе с телом?Что происходит с ней после смерти?
 
Интересные статьи о православной психологии.


ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(краткий конспект)

О важности изучения православной психологии иеросхимонах Сампсон (Сиверс) писал: " ... предмет "Православная психология", который анализировал бы психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, и невольно бы научал пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, и смог бы наглядно-убедительно приводить к покаянию, т.б. которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха."

"Всякий, изучавший психологию научную (мирскую), желая приступить к изучению психологии святоотеческой, должен быть готовым встретить между ними большую разницу.

Ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае - разными "авторитетами" и "духом времени", не дают им возможности увидеть и поверить, что существует, кроме их аудиторий и экспериментальных институтов и кабинетов, ещё другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, - жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений...

Святоотеческая психология, динамичная. В высшей степени живая, рассматривает дело в широком масштабе приснодвижущегося духа - духа, разорвавшего путы и оковы мира, борющегося со своими и его страстями и перешедшего грань материализма.

Ученые психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник. Даже движения собственных страстей, гордости, тщеславия, неверия, плотоугодия ими не изучаются, а уж, кажется, чего бы проще и естественнее.

А психология святоотеческая - это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу. Вхождение в изучение святоотеческой психологии - это вхождение в необозримое и бездонное море духовных откровений и осияний.

Итак, ученые в уме, чувстве и воле видят лишь один определенный аспект - греховный, противоестественный; для них самих, впрочем, нормальный.

Святые же отцы, когда рассуждают о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души, рассуждают не только в отношении плотского человека, но и борющегося со страстями, и даже святого. Они изучают духовную жизнь в трех срезах (духовном, душевном, плотском), по трем сторонам (способностям), сразу с девяти точек зрения! Я не говорю уже про бесчисленные переходы между ними и оттенки. Вот это-то каждому и надо иметь в виду при изучении аскетических писаний. Этим-то аскетика и отличается от школьно- университетской психологии".

Епископ Варнава (Беляев)

Замечательные примеры психологических наблюдений имеются в творениях святых отцов. У святителя Феофана Затворника читаем о человеке, который не в состоянии управлять действующими внутри него силами, следующее: "Разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому, что не удерживается сердцем и не правится волею; воля своенравна и бессерда от того, что не слушает разума и не смотрит на сердце; сердце неудержимо, слепо и блажно, потому что не хочет следовать указаниям разума и не отрезвляется силою воли. Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление, одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает..." По словам святителя Феофана, "внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения".
 

ASS

/-\| )/-\|\/|
Фигня все ето!! Церкви взорвать, попов растрелять, проповедников публично повесить незачем людям мозги засорять. А на те деньгь что идут на новый лексус батюшке(ремонт храма как принято в лохотроне) направить на ремонт дорог, и городской системы водоснабжения и строительство детских плозадок. А лутше всех в кандалы и на лесоповал пусть обществу служат слуги господние хоть свои животы непосильным трудом нажитые позганяют !! А таких лекарей на кристах распять и 50 гвоздей в лоб вбить !
+100
 

AKULA GRANDIS

критикант
Фигня все ето!! Церкви взорвать, попов растрелять, проповедников публично повесить незачем людям мозги засорять. А на те деньгь что идут на новый лексус батюшке(ремонт храма как принято в лохотроне) направить на ремонт дорог, и городской системы водоснабжения и строительство детских плозадок. А лутше всех в кандалы и на лесоповал пусть обществу служат слуги господние хоть свои животы непосильным трудом нажитые позганяют !! А таких лекарей на кристах распять и 50 гвоздей в лоб вбить !
+пиццот!!!
Церковь уже не знает как бабло трусить... проходит её время править миром... они это называют растлевание человечества, а я - прозрение!
Раньше как жили? завоевали деревню - жратву себе,, девок - на расплод и чтоб трудились, а стариков - под нож... Потом стало понятно, что уничтожая врага - несешь и свои потери, что никчему вот и выдумали байки о боге, что не случиться плохого - "на все божья воля", что хорошего случится - "благословение господне за труды наши":lol:
Объявить антихристом можно было любого неугодного....
Но вот мир пришел к другому виду рабства - долларовому, и теперь многие народы даже не осознавая, что в рабстве пашут на пано (жидомассонов всяких..), выдумываются новые болезни, террористы, кризисы...
Так что церковь осталась за бортом корытца, а ведь так хочется, да, Александр Филюта?:mrgreen:
 
Так что церковь осталась за бортом корытца, а ведь так хочется, да, Александр Филюта?
Я православный христианин-это мое вероисповедание.
Психолог,использующий методологию "православной психологии"-это моя работа.
 
Противление гневу и агрессии

Вступительное слово


Подростки… В их жизни одни противоречия сменяются другими. По утверждению психологов большинство ошибок в поведении выпадает именно на этот возраст. Его часто называют кризисным.

Стремление к свободе зачастую переходит в беспредел. Не напрасно слово пишется с «с». Все чаще беспредел подростков олицетворяется с жестокостью. Где мерило поведения? Для каждого должно быть понятно, что мерой нашего поведения должна быть ответственность перед Богом, миром и людьми.

В этом выпуске опубликована статья «Что делать с агрессивностью или гневом» Ларисы Филипповны Шеховцовой, доктора психологических наук, преподавателя кафедры психологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, сотрудника Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. Надеемся, что советы, предложенные автором, помогут Вам решить многие проблемы и избежать негативного опыта.


А.Г.Козлова, д.п.н.,

профессор кафедры педагогики,

зав. НИЛ христианской православной педагогики

РГПУ им. А.И.Герцена


Л.Ф. Шеховцова,

Санкт-Петербург


Что делать с агрессивностью или гневом

Причина их появления



По идее богоподобия человек создан как Образ и Подобие Бога - его нормальная жизнь возможна не иначе, как в общении с Богом, чтобы он достиг своего истинного назначения и вечного блаженства. Эмоции, чувства – это незаменимый «помощник», «союзник» разума в деле осуществления человеком его богоподобного предназначения. Они могут сообщать душе ту напряженность энергии, тот неослабный подъем духовной силы, которые обеспечивают ей непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом. Если это предназначение человека должным образом не осуществляется, то главной причиной этого являются страсти, которые сообщают, по словам С.М.Зарина, ложное, превратное направление жизнедеятельности человека. Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов. Страсти – это болезни души, по святоотеческим представлениям. Учение о страстях занимает центральное место в христианской антропологии.



Причина появления страстей



Семя всего нравственного зла, как считают многие св. отцы, – самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца. Человек по назначению своему должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности, должен бы жить только для Бога и людей. Но когда человек мыслию, сердцем и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то естественно останавливается на самом себе – себя поставляет средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних. Вот корень греха! Глубоко кроется он во внутренности сердца. Но, разрастаясь и подавляясь ближе к поверхности сердца, семя сие выходит из него уже в трех видах, как бы в трех стволах, проникнутых его силою, преисполненных его жизнью: в самовозношении, своекорыстии и любви к наслаждениям.

Почему же мы не замечаем грех в себе? – вопрошают св. отцы. И отвечают: не замечаем, потому что не можем, этого не позволяет нам грех.

История грехопадения Адама и Евы повлияла на все последующее развитие человечества. Принципиальное значение грехопадения наших праотцов заключалось, прежде всего, в том, что человек переставил центр своей жизни и деятельность с Бога на самого себя. Созданный Богом человек сознательно и свободно решился вместо Воли Божьей поставить свою волю началом своей жизнедеятельности, самого себя и свою самость сделать центром существующего мира и целью своей жизни. Общение человека с Богом стало для него в результате грехопадения не радостным удовлетворением его внутренних потребностей, а внешним долгом, страшным и мучительным, боязнью подвергнуться наказанию в виде лишений и страдания. Отношение человека к внешней природе тоже сделалось эгоистическими: он стал рассматривать ее только в качестве средства для удовлетворения своих чувственных потребностей и удовольствия, осуществил свое господство над природой в виде эгоистического и утилитарно практического отношения к ней. И в самой природе человека вследствие эгоистического отчуждения от Бога произошло коренное изменение, искажение ее и нарушение гармонического взаимоотношения сил, способностей и потребностей человека. Силы человека, свойственные низшим, телесным формам жизни, по Замыслу Творца, должны были подчиняться высшим, специфически человеческим силам – духу, в результате грехопадения эта иерархия нарушилась, и дух стал подчиняться душе, а душа – телу.

По мере удаления человеческого духа от Бога чувственность, освобождаясь от контроля разума, все более вступала в противоречие, антагонизм с духовной сущностью человека, чувственные, низшие потребности человека увеличивались в своей численности и интенсивности и разбрелись в разные стороны, получив преобладание. Дух, разум, порабощенный чувственностью, измышляет себе новые потребности и служит удовлетворению низшей стороны человека.

Расстройство и одностороннее направление сил человека наиболее характерно выражается в так называемых страстях. Страсти становятся как бы второй природой человека, ее односторонним, негармоничным и несвободным состоянием.

«Страсти – это дверь, заключенная пред лицом чистоты. Если не отворит кто этой заключенной двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца», – сказал Исаак Сирин.

Он же сравнивает страсти с непрозрачной средой, препятствующей лучам духовного света воздействовать на внутреннее сердечное око.

Изменение чувств в результате грехопадения выразилось в их неразумной деятельности, проявляющейся в 1) гедонизме – чувства стали давать наслаждения; 2) чувства стали давать неточную картину внешнего мира; 3) в плотскости – огрублении.

Душевные чувства оказались наиболее уязвимыми в грехопадении и испытали наибольшие изменения. Единое внутреннее чувство распалось на два чувства: на чувство удовольствия, наслаждения и чувство страдания. Первое чувство стало основным субстратом всех человеческих страстей, увлекши в своем падении и другую силу души – волю, а второе – чувство страдания, стало основой гнева, печали, тоски, страха, отчаяния.

По своей природе душа была сотворена бесстрастной. Страсти есть нечто придаточное, в них виновна сама душа.

«На основании данных святоотеческой аскетической психологии, – пишет С.М.Зарин, – всякую страсть вообще можно определить как сильное и длительное желание, а желание, в свою очередь, – как осознанную потребность, выяснившуюся и определившуюся благодаря прежним опытам ея удовлетворения».

Можно заметить по описанию страсти, что она является достаточно сложным состоянием, составляющими в ней являются и чувство – предвкушение удовольствия, и желание, стремление достичь удовольствия, реализовать свою потребность – что представляет уже волевые компоненты души.

Таким образом, можно сказать, что страсть – это эмоционально-волевое напряжение; это «движущая сила» нашего поведения. Традиция святоотеческой антропологической мысли рассматривает страсть как проявление раздражительной силы души.

В христианской антропологии описаны восемь основных смертных грехов-страстей, которые разделяются на телесные, душевные и духовные.



Телесные страсти



Телесные страсти касаются пищи и блуда, но источник их все равно в сфере душевной: никто бы не мог найти удовольствие, свойственное только телу.

Не пища и удовлетворение естественных потребностей зло, а пресыщение, преступающие потребности, считали св. отцы.

Ненасытность пищей плотской приводит человека в состояние более жалкое, чем животное. Человек, одержимый страстью чревоугодия, пьянством, сладострастием, в стремлении получить удовольствие без меры, вредит своему здоровью.

В теле источником страстей является плотоугодие, или упокоение плоти, с которым в непосредственной связи состоит взыграние телесной жизни и услаждение чувственное. Где они есть, там есть похоть блудная, чревоугодие, сластолюбие, леность, изнеженность, блуждание чувств, говорливость, рассеянность, непоседливость, вольность во всем, смехотворство, празднословие, сонливость, дремание зениц, жажда приятного и всякого рода творения угодия плоти в похоти.

Совокупность страстей называется невоздержанием, то есть неумением пользоваться во Славу Божию тем, что дано Творцом ради нашего блага – поддержания сил на этой земле.



Душевные страсти



В душевных страстях человек возводит свой эгоизм и свое «Я» в главный принцип жизни.

Так как человек целостен, то все страсти его взаимосвязаны – удовлетворение одной страсти влечет другую страсть.

Святые отцы, имея огромный опыт борьбы со страстями пагубными пороками и будучи тонкими наблюдателями, описали, какие страсти от каких рождаются.

От неведения происходит душевное нечувствие, ум пленяется всеми страстями.



Маловерие порождает самолюбие
Самолюбие порождает немилосердие и сребролюбие
Сребролюбие порождает гордость
Гордость порождает славолюбие
Славолюбие порождает сластолюбие
Сластолюбие порождает чревообъядение и различные блудные дела
Блуд порождает гнев
Гнев порождает памятозлобие (охлаждение духовной теплоты)
Памятозлобие порождает мрачную и злобную хулу на своего брата
Хула порождает безвременную печаль
Печаль порождает безумную наглость
Наглость порождает тщеславие
Тщеславие порождает невоздержание, многоречие
Многоречие порождает празднословие
Уныние порождает мрачный сон




Если кто эти страсти победит, тому и прочие покорятся, говорил преп. Паисий Величковский [38].



Так как развитие одной страсти влечет за собой развитие другой – то все страсти взаимосвязаны.

В психологии существует попытка структурного анализа агрессии (Курбатова Т.Н., 1995, Ковалев Л.А., 1995, Реан А.А., 1997). Выделено три уровня агрессии.

I уровень агрессии характеризует человека как природное существо и проявляется в характеристиках темперамента как возбудимость, раздражительность. На этом уровне агрессия проявляется скорее как активное состояние мобилизации, эмоциональное напряжение, как активация адекватная или несколько превосходящая ситуацию. Природная основа этой агрессии - защита себя, своего потомства, своей среды обитания.

На II уровне - субъектно-деятельностная агрессия связана со стремлением к успеху, цели угрозой. Обеспечивая деятельность, необходимым уровнем активации, агрессия, как правило, проявляется в определенных паттернах и стиле поведения, связанных с не провоцируемым нападением, нарушением норм общества.

III уровень личностной агрессии сопряжен с мотивацией, ценностями и установкой личности на готовность и предпочтительное использование насильственных средств для достижения своих целей.

Таким образом, можно выделить агрессивность как личностное свойство, обусловливающее определенный паттерн поведения, и агрессию как состояние, с одной стороны, возбужденности нервной системы, связанное с особенностями темперамента, а с другой стороны проявляющееся в эмоциях гнева, нетерпения, раздражительности, злости.

В христианской аскетике гнев рассматривается как одно из 8 смертных греховных страстных состояний. Гнев вызывается в человеке всякими внешними препятствиями, как пишет С.М.Зарин (1996) , которые встречается ему на пути осуществления его личных целей, стремлений; когда воля одного человека приходит в столкновение с волей другого, не желающего подчиниться воле первого человека; а также когда человек встречает несправедливое к себе отношение. Психологической подкладкой гнева, делает вывод С.М.Зарин, является всегда самолюбие.

По святоотеческому воззрению, имеющему свою почву в общих психологических понятиях того времени, преобразованных духовных опытом, психологическая основа гнева заключается в извращении направления силы тимос, необходимо присущей нормальной богоподобной природе человека . Сила тимос (о vomo- горю, пламенею, страстно стремлюсь) – эмоциональная и сердечная –является по первоначальному предположению «даром Божьим» , который человек может и должен употреблять во благо, на добро.

Эмоция, чувство в высшей степени важный, незаменимый, помощник разума в деле осуществление человеком его высшего предназначения. По святоотеческому учению господство разумной способности человека над желательной или чувственной, возможно только при посредстве этой силы рвения, страстного стремления. Разум только благодаря этой силе имеет реальную возможность сообщать душе ту напряжённость энергии, которая обеспечивает непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом, хотя бы это зло коренилось в глубине природы самого человека. По образному выражению Василия Великого, эта тимос-эмоция-рвение-страсть, является как бы «нервом души», сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах. Когда тимос руководствуется принципом богоподобия и функционирует под контролем разума, он, по словам С.М.Зарина, действует должным образом, являя живое настроение любви к Богу и ближним.

Встречаясь, с фактами нарушения воли Божией в своей жизни, или в жизни других людей, помрачения славы Божией, оскорбления Божией святости, человек, не потерявший чуткости к добру, «снедается»- как бы огнём, охватывается живою и интенсивною ревностью о Боге. Вся сила-тимос в этом случае - негодование о добром, праведный гнев направляется на грех, препятствующий росту внутренней чуткости, либо на исправления ближнего. В последнем случае действие силы - тимос оказывается попечительностью об истинном благе ближнего и может быть уподоблено хорошему лекарству. Действие силы-тимос в этом случае должно подчиниться благоразумию и справедливости.

Страстная сила-тимос, выражая устойчивое, возбуждённое ,напряжённое состояние бодрости человеческого духа, сама по себе безгрешна, и даже прямо желательна, как орудие достижение высших религиозно – нравственных целей (С.М.Зарин).

Но при эгоистической направленности воли человека происходит склонение силы – тимос к худшим страстным грехам, к противоестественной, неразумной страсти гнева . Вся энергия «тимос» изливается теперь в бурных стремительных порывах. Все силы сердечного возбуждения расходуются по поводу личных неудач, обыденного существования, личных столкновений, обид и огорчений. Защищается теперь не слава Божья, а только эмпирическое бытие человека. Чувственный эгоизм в гневе, «кратковременном бешенстве» – достигает наивысшей интенсивности.

Таким образом, в религиозно нравственном отношении гнев свидетельствует о недостатке в человеке любви к Богу и ближнему.

Вероятно, то, что в православной аскетике понимается под страстной силой рвения – тимосом в психологии ближе всего понятию «активация» или I уровень агрессии. «Неразумная страсть гнева», проявляющаяся в поведении человека, соответствует II уровню агрессии - характеристикам насилия и нападения в поведении субъекта.

Недостаток любви к Богу и ближнему, выражающийся в отсутствии терпимости, кротости, милосердия, соответствует третьему уровню личностной агрессивности.

И в педагогике, и в психологии, и православной аскетике агрессия и агрессивность оцениваются негативно, и каждая из них имеет свой арсенал средств нейтрализации или борьбы с эти нежелательным свойством человека.

Педагогическое воздействие с целью коррекции агрессии осуществляется в двух направлениях:

1. Воспитание личности с отсутствием установок на насильственное достижение своих целей, формирование у ребенка нравственных ценностей;

2. Воспитание у ребенка таких черт характера, как самообладание (профилактика и формирование умений управлять своими эмоциями).

Для решения этих задач педагогика предлагает систему методов внешнего воздействия на человека (создание определенных условий, формирующих ситуаций, группового воздействия, убеждения, примера, наказаний и поощрений). Не следует при этом забывать о принципах благоразумия и справедливости, предлагаемых православной аскетикой, дабы педагогу рвения не в меру.

Эти же задачи на языке духовной аскетической практики формулируется таким образом:

1) приобретение добродетелей кротости, смирения, смиренномудрия;

2) владение своими страстями в частности «брань» со страстным состоянием гнева.

Если педагогика предлагает систему внешних воздействий или в лучшем случае мотивирует личность на: «на самовоспитание», то православная аскетика ориентирована, прежде всего, на внутреннее делание, на активность самого человека по изменению себя. Если человек предпринимает усилия внутреннего плана, выходит на «невидимую брань», то на этом пути встречается с помощью Божьей, без которой усилия его могут оказаться напрасными. «Без меня не можете сотворити ничего же».
 
Продолжение.

Как же психология сможет помочь человеку справиться с агрессией?



Во-первых, психология предложить помощь педагогам (в форме описания закономерностей развития агрессивности личности, стадий и причин ее формирования, а также показа ресурсов преодоления агрессии ребенком).

Во-вторых, если психологию рассматривать в аспекте сотериологии, она может предложить помощь людям, ведущим духовную брань с гневной страстью (дать детальное описание состояния гнева, душевных движений и признаков усиления гнева, экспрессии гнева, поведенческих признаков гнева других людей и пр. сопутствующих гневу чувств и других психических процессов - памяти, внимания, мышления.

Кроме этого, практическая психология имеет в своем арсенале и свои методы снятия агрессивных состояний как самим человеком (работа внутреннего плана), так и внешних воздействий, - регуляция состояний другого человека; а также изменения поведения и ценностей личности в ситуациях взаимодействия людей друг с другом.

Для снятия своего агрессивного состояния психология рекомендует человеку ряд приемов:

 переключить внимание со стимула, вызывающего агрессию на что-нибудь нейтральное или приятное, спеть припев любимой песни), (внутренний счёт от 1 до 10);

 глубоко подышать;

 выпить холодной воды;

 двигательную разрядку;

 разжать кулаки и зубы;

 выразить словами своё состояние (рассказать партнёру о том, что Вы чувствуете).

Для коррекции агрессивности личности широко используется бихевиоральный тренинг, группы личностного роста, экзистенциональная психотерапия.

В отличие от педагогики и аскетики, психология наиболее пристальное внимание уделила процессу партнерского взаимодействия, когда один или оба партнера находятся в агрессивном состоянии. Как правильно вести себя, если на тебя со стороны партнера направлена агрессия?

Первое правило гласит: не отвечать агрессией на агрессию партнера. Это поведенческий уровень.

Второе правило: не заразиться эмоционально агрессией партнера.

Третье правило: снизить агрессию партнера. Для этого - дать партнеру выговориться, найти, что- то общее, что может объединить партнеров, подчеркнуть то, в чем вы с партнером согласны, показать понимание состояния и озабоченности партнера, проявить выдержку и терпение. Проявить интерес к партнеру и его проблеме, подчеркнуть значимость его и его мнение в ваших глазах, предложить конкретный выход из сложившейся ситуации, обратиться к фактам. Если вы не правы – немедленно признавайте свою неправоту, не будьте категоричны и не употребляйте таких слов: «всегда», «никогда», «ни за что», «вечно», «ни один раз» и.д.

Окажите внимание партнеру, выйдите ему навстречу, усадите его за столом. Сидящему человеку труднее сохранять свой гнев.



Для помощи человеку, ведущему внутреннюю брань



В аскетической литературе описаны стадии развития страстного состояния и, соответственно, способы борьбы с ним.

1 стадия - прилог, когда греховной помысел приходит из внешнего мира и входит во внутренний мир;

2 стадия-сочетание – принятия помысла, добровольное размышления о нём;

3 стадия-сложение - услаждения помыслом, уступка ему;

4 стадия-пленение - погружённость в страстное состояние, потеря покоя, рабство греху.

Попробуем по этим стадиям рассмотреть, как происходит пленение гневом, и что человек в какие моменты может сделать для того, чтобы как можно раньше купировать это состояние

Святые отцы говорят, что гнев-это разрушение внутреннего мира. С чего начинается это разрушение внутреннего мира, и чем оно может закончиться?

На 1 стадии первыми, «сигналами» появления прилога могут стать изменение настроения, появление неприятного чувства, ощущений.

В этом случае лучше сразу же помолиться и помысел должен уйти - в результате человек сохраняет в себе покой.

Если этого не произошло, то человек может оказаться на 11 стадии сочетания с прилогом - признаком этого будет появление раздражительности в мимике, интонации, жестах, словах.

Остановиться на этой стадии, не переходя на следующую, можно, если противопоставить поступающей раздражительности

Мысль «надо потерпеть немощь ближнего моего» либо посмотреть на себя со стороны с юмором «Какое у меня сердитое, смешное лицо, какие «петушиные» нотки появляются в моем голосе».

Результаты усилий на этой стадии должно стать переложение помысла на благое «(например, улыбнёмся нашему собеседнику, доброжелательный шуткой разрядим нарастающее напряжение) или можно «погневаться» на себя, что уже «беседуешь» с прилогом.

Если же человек не смог этого сделать, если не смог сосредоточиться и помолиться, и гнев продолжает нарастать, то он может оказаться на 3 стадии принятия, сложения со грехом. При этом можно увидеть нарастание возмущения, гнева, побледнение или покраснение щёк, сжимание губ и кулаков, дрожание голоса, прерывание речи, изменение скорости речи и тембра голоса. При этом наблюдается также потеря концентрации внимания, рассеивание внимание, провалы в памяти-человек забывает, что хочет сказать, прерывается цель размышления.



Человек «склонился» к гневу:

Глаза застилают туман, ничего не слышит, что говорят ему понять не может, хочется поскорее выплеснуть свою обиду - «отомстить другому».

Но… смолчал, сжав зубы и сцепив кулаки.

«Корень ума»- в глубине сердца-твёрдо стоит в том, чтобы делом не согрешить и беззакония не совершить: - это результат 3 стадии.

Если же человек не «смолкая» оказался в плену греховного помысла.

4 стадия пленения, совокупления с гневом.

Происходит разрядка гнева вовне оскорбления словом, словесная агрессия, либо действием - рукоприкладство.

В состоянии аффекта может произойти и убийство.

Очевидно, что легче справиться с гневом помыслом на 1 стадии, не приняв его, если же произошло принятие помысла, то на каждой последующей стадии справиться с ним оказывается труднее.

Признаками победы над гневом, которые можно использовать как средства самоконтроля, во внешнем плане являются отсутствие злой гримасы, улыбка, разжатие кулаков, вербальная сдержанность; во внутреннем - самообладание, волевая собранность, сосредоточенность, возвращение спокойного состояния, хотя бы частично.

Разные люди обладают разными уровнями умений управлять своим гневным, агрессивным состоянием. Святитель Иоанн Лествичник описал трех иноков, терпящих бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. В них И.Лествичник увидел делателей страха, мздовоздаяния, любви. Для нас эта притча, может служить своеобразным тес-том, диагносцирующим наше умение справиться с гневом.

В аскетическом делании выделяют два основных направления: первое - брань со страстями, второе- стяжание добродетелей.

Мало справиться с гневом в 1-2 ситуациях, гораздо важнее и надежнее приобрести безгневие - добродетель кротости (короткий гнев, стремящийся исчезнуть).

Как советует св. Феофан Затворник, надо потрудиться далее во внутреннем плане одухотворения души, стяжания добродетелей.

Здесь тоже можно выделить 5 стадий.

Чтобы желать и мочь было одно и то же, надо появившийся помысел принять (совершить выбор, решиться), облечь в желание (придать ему силу, энергию, телесное подкрепление), желание затем перевести в стремление, стремление в действие (целенаправленная регуляция), действие облечь волевым усилием и перевести во внешний план телесного исполнения.

На 1 стадии надо представить преимущество победы над страстью (подумайте, как хорошо будет вам и вашим близким, если вы перестанете проявлять свой гнев и агрессивность).

На 2 стадии снять защиты и оправдания страсти (подумайте, может быть гнев вам даёт что-то хорошее. Вы можете оправдать свой гнев)

На 3 стадии проанализировать последствия развития страстного состояние (Подумайте, что будет, если вы будете часто позволять себе гневаться проявлять агрессию к окружающим вас людям.)

На 4 стадии необходимо мобилизовать волю (спросите себя - сильно ли вы хотите избавиться от своей агрессивности, твёрдо ли решаетесь не обрушивать больше ваш гнев на ваших близких)

На 5 стадии - необходимо принять решение и взять на себя ответственность за это решение. (Если вы действительно утвердились в мысли подобрать ваш гнев, мобилизуйте свою волю свою волю и просите помощи у Бога).

Таким образом, в борьбе с гневом и агрессивностью личности педагогика, психология и аскетика предлагают свои методы, которые дополняют друг друга, и все вместе помогают человеку достичь более совершенного поведения и состояния. Педагогика, через создание условий внешнего воздействия приводит человека к пониманию необходимости развития у себя добродетелей смирения, кротости, послушания, выдержки и самообладания. Психология развивает у человека умения регуляции, как своим состоянием, так и состоянием другого человека, описывает правильное поведение, приводящее к понижению или исчезновению агрессивности в конфликтных ситуациях. Психотерапевтическая работа в экзистенциональном направлении может подвести человека к осознанию необходимости переосмысления своих ценностей и стиля жизни, к решимости изменения своего поведения.

И, наконец, православная аскетика предлагает человеку средства внутренней работы с состоянием гнева или агрессии и помощь в пути стяжания добродетелей кротости и смирения.

Если педагогика стратегически изменяет «другого» человека, психология тактически «другого» и «себя», то аскетика - это, прежде всего изменение «себя» и тактически и стратегически.



Литература



1. Св. Затворник Ф. Советы православному христианину - М.,1994.

2. Св. Затворник Ф. Путь к спасению. М.,1908.

3. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.,1996

4. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии.//Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб.,1995.

5. Ковалев П.А. Агрессивность и агрессивное поведение.// Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб.,1995.

6. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб.,1997.
 
Останнє редагування:

Ultraviolet

Active Member
1) православная психология;
2) православная идеология*;
3) православная демагогия;
4) объем православных продаж;
5) православное пиво;
6) православные печеньки
х) ...

Я к тому, что психология не бывает стратифицированной, она или адекватно объясняет бытие человека или пудрит мозги (псевдопсихология).
Но и та психология, которой "учат в школе" зачастую такая же лженаука.

PS Я не являюсь представителем каких-либо псевдонаучных психологических школ.
________________________
* - Любая идеология призвана решить дилемму: как из явного рабовладения сделать не понимаемое рабами социально-политическое действо. Правде ширма не нужна.
 
Я к тому, что психология не бывает стратифицированной, она или адекватно объясняет бытие человека или пудрит мозги (псевдопсихология).
Православная психология опирающаяся на православное мировоззрение и исходящая из христианской антропологии о понимании человека как образа и подобия Божия, как единства тела, души и духа, считает смыслом человеческой жизни одухотворение и Богоуподобление, основанное на развитии добродетелей и преодолении страстей, имеет представление о смерти как переходе души в иное состояние ,где все "богатство"собранное на земле получает свое дальнейшее развитие и определяет загробную участь самого человека.
Православная психология признает наличие мира ангелов и падших духов, а так же воздействия, оказываемые этим миром на человеческую душу.
Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека.
Именно эти воздействия и могут определять формирование различных психологических заболеваний и патологических зависимостей.
 

Pupkins

New Member
Фигня все ето!! Церкви взорвать, попов растрелять, проповедников публично повесить незачем людям мозги засорять. А на те деньгь что идут на новый лексус батюшке(ремонт храма как принято в лохотроне) направить на ремонт дорог, и городской системы водоснабжения и строительство детских плозадок. А лутше всех в кандалы и на лесоповал пусть обществу служат слуги господние хоть свои животы непосильным трудом нажитые позганяют !! А таких лекарей на кристах распять и 50 гвоздей в лоб вбить !
+100500 :lol:
Мне вот интересно ,когда поп трахает свою жену ,он ей в это время псалмы шепчет и думает о помыслах божьих? :in_love:
 
Зверху