Александр Филюта
психолог
Предмет, категории и понятия православной психологии.
Лариса Филипповна Шеховцова
Категориальный аппарат христианской антропологии просматривается более четко ЧЕМ секулярной психологии, т.к. святоотеческое учение о человеке содержит определенный ряд понятий, употребляемых практически всеми святыми отцами. Соответственно, христианская психология, основывающаяся на христианском учении о человеке, может и, как нам кажется, должна, в качестве своего категориального аппарата использовать основные понятия христианской антропологии: сотворение человека, Образ Божий, тело, душа, дух, страсть, сердце, вера, падшесть (грех), метанойя, уподобление, добродетель, свобода, смерть, помысел, синергия, борьба со страстью.
Принципиальные отличия христианской психологии от секулярной состоят в том, что христианская психология должна рассматривать человека
как сотворенного Богом по Его Образу и Подобию;
в реалии его искаженной грехопадением природы и жизненного пути от зачатия до смерти;
как тримерии тело-душа-дух;
в аспекте долженствования - каким человек должен стать в соответствии с Замыслом Бога о нем.
Итак, первой категорией христианской психологии, реализующей целостный подход к человеку в традиции христианской антропологии, очевидно, должна стать категория «ЧЕЛОВЕК».
В христианской антропологии такому пониманию человека как многоуровневой системы «индивидуальность» близка, как нам кажется, категория «ТРИМЕРИИ».
Таким образом, «ЧЕЛОВЕК» - это уникальная индивидуальность, «ТРИМЕРИЯ» тела-души-духа.
Структуру биологических природных свойств человека - «ТЕЛО» (в терминологии христианской антропологии) в христианской психологии можно представить как категорию секулярной психологии «индивид».
Если категория «тело»-«индивид» объединяет природные свойства человека, то «надприродное «образование человека отражает в богословии понятие «ЛИЧНОСТЬ». В секулярной отечественной психологии понятие «личность» также является не природной, а социо-культурной реальностью.
Особыми категориями христианской психологии являются такие как «Образ Божий», «обожение», «метанойя», «дух».
«СВОБОДА» - онтологическое свойство человека: Творец создал человека со способностью к активности, в своей активности человек свободен - он сам решает и выбирает тот или иной вид или направление активной деятельности, сам «определяет» себя и творит свою жизнь. В секулярной психологии есть категория «деятельности» у одних авторов или категория «активности» у других. Представляется, что категория «активность» и «деятельность» являются производными, менее обобщенными по сравнению с категорией «свобода». Свобода как способность к выбору или произвольная активность, укоренена в природе человека, является способностью, свойством Богом созданной природы человека.
Поскольку первый человек Адам употребил свою свободу себе во зло, то произошло искажение его изначально совершенной и целостной природы: нарушилась иерархия в его тримерии и распалась целостность. Искаженная, падшая природа может быть восстановлена, для этого человеку надо увидеть, понять, ПОКАЯТЬСЯ и измениться. «МЕТАНОЙЯ» (ПОКАЯНИЕ) - следующая категория христианской психологии.
Изменение себя возможно через преодоление страсти как греховной наклонности или зависимого (на языке современной психологии) поведения.
«СТРАСТЬ» - также особая категория христианской психологии.
Взаимосвязанная со «страстью» противоположная категория - «добродетель» - как желаемое поведение, состояние. В психологии есть категории «идеал» и «ценность», которые более или менее близки категории «ДОБРОДЕТЕЛЬ», но они еще не стали общепринятыми.
Борьба человека со своими страстями и приобретение им добродетели при осуществлении жизни по заповедям создают человеку возможность для духовного возрастания, восстановления утраченной целостности, одухотворения тримерии и уподобления Богу - выполнения человеком своего предназначения по Замыслу Бога. Это отражает категория «ОБОЖЕНИЯ» или «ТЕОСИСА», как цели изменения и преображения человека и смысла его жизни. Если такую категорию секулярной психологии как «развитие» рассматривать как качественное изменение человека, преобразование, то можно увидеть некоторое сходство процесса в категориях «обожение» и «развитие», но, конечно, не результатов этих процессов.
Есть в секулярной психологии категории, которых нет в христианской антропологии: «психика», «сознание» и «самосознание», «отражение». Возникает вопрос, имеются ли в христианской антропологии какие-либо им соответствующие категории или понятия?
В позитивистской психологии основной функцией психики полагается отражение внешнего мира, поэтому категория «отражения» одна из главных. Представляется, что и христианская психология не может обойтись без категории «отражения» - «ПОЗНАНИЯ», но познание не должно быть ограничено познанием только внешнего мира или себя, а обязательно включать и Богопознание - «ВЕРУ». Вера в богословской литературе понимается как «предзнание».
Центральная категория христианской антропологии - «ДУША» - описывается святыми отцами как состоящая из трех частей (сил): разумной (словесной), чувствительной (раздражительной) и вожделевательной (волительной). Классическая триада секулярной психологии - «ум»-«чувство»-«воля». Описание таких сил души как память, внимание, привычки, настроение касается традиционных психических явлений, представленных в психологии как процессы, функции, состояния.
Возникает вопрос - можно ли отождествить «главную» категорию психологии - «психику» - с «главной» категорией христианской антропологии – «душой»?
Понятие «самосознания» в секулярной психологии обычно полагается производным от «сознания» - вначале в онтогенезе человек осознает внешний мир, а затем вычленяет, осознает себя как субъекта. Богослов и философ Василий Зеньковский полагает, что, наоборот, сознание является функцией самосознания. Обычно самосознание или рефлексию называют специфическим, родовым качеством человека и связывают его в психологии с понятием «Я». Что такое «Я» - на этот вопрос в секулярной психологии нет ответа. В христианской антропологии есть понятие «сердца», которое очень многозначно, но наиболее часто вкладываемые в это понятие смыслы - это духовный центр человека, центр сознания, души и тела.
Таким образом, еще одной категорией христианской психологии может быть категория «Я» - «СЕРДЦЕ», самосознающего себя бытия (Л. Карсавин). Есть видение феномена сознания как "аналога" категории духа. «Дух» с «сознанием» отождествляли и такие религиозные философы как о. Василий Зеньковский, С.Л. Франк.
Т.о. в категориальный аппарат христианской психологии могут быть включаются категории «душа» («психика») и «дух» («сознание»).
Итак, если провести взаимопроекции христианской антропологии и современной психологии, то можно полагать, что биологический уровень - это тело в тримерии человека; психофизиологический - это та низшая часть души, которая понимается как жизнь, душа животная; психический уровень - это проявления души как ума, чувства, воли и других (дополнительных) сил души; а уровень сознания - это область проявления духа, или высшей части души. Здесь можно заметить определенное сходство: низшая часть души и в психологии описывается как психофизиологические (пограничные) явления; а высшая часть души как нечто иное, и называется некоторыми святыми отцами и богословами по иному - дух, в психологии же это - высшая психическая функция - сознание.
Лариса Филипповна Шеховцова
Категориальный аппарат христианской антропологии просматривается более четко ЧЕМ секулярной психологии, т.к. святоотеческое учение о человеке содержит определенный ряд понятий, употребляемых практически всеми святыми отцами. Соответственно, христианская психология, основывающаяся на христианском учении о человеке, может и, как нам кажется, должна, в качестве своего категориального аппарата использовать основные понятия христианской антропологии: сотворение человека, Образ Божий, тело, душа, дух, страсть, сердце, вера, падшесть (грех), метанойя, уподобление, добродетель, свобода, смерть, помысел, синергия, борьба со страстью.
Принципиальные отличия христианской психологии от секулярной состоят в том, что христианская психология должна рассматривать человека
как сотворенного Богом по Его Образу и Подобию;
в реалии его искаженной грехопадением природы и жизненного пути от зачатия до смерти;
как тримерии тело-душа-дух;
в аспекте долженствования - каким человек должен стать в соответствии с Замыслом Бога о нем.
Итак, первой категорией христианской психологии, реализующей целостный подход к человеку в традиции христианской антропологии, очевидно, должна стать категория «ЧЕЛОВЕК».
В христианской антропологии такому пониманию человека как многоуровневой системы «индивидуальность» близка, как нам кажется, категория «ТРИМЕРИИ».
Таким образом, «ЧЕЛОВЕК» - это уникальная индивидуальность, «ТРИМЕРИЯ» тела-души-духа.
Структуру биологических природных свойств человека - «ТЕЛО» (в терминологии христианской антропологии) в христианской психологии можно представить как категорию секулярной психологии «индивид».
Если категория «тело»-«индивид» объединяет природные свойства человека, то «надприродное «образование человека отражает в богословии понятие «ЛИЧНОСТЬ». В секулярной отечественной психологии понятие «личность» также является не природной, а социо-культурной реальностью.
Особыми категориями христианской психологии являются такие как «Образ Божий», «обожение», «метанойя», «дух».
«СВОБОДА» - онтологическое свойство человека: Творец создал человека со способностью к активности, в своей активности человек свободен - он сам решает и выбирает тот или иной вид или направление активной деятельности, сам «определяет» себя и творит свою жизнь. В секулярной психологии есть категория «деятельности» у одних авторов или категория «активности» у других. Представляется, что категория «активность» и «деятельность» являются производными, менее обобщенными по сравнению с категорией «свобода». Свобода как способность к выбору или произвольная активность, укоренена в природе человека, является способностью, свойством Богом созданной природы человека.
Поскольку первый человек Адам употребил свою свободу себе во зло, то произошло искажение его изначально совершенной и целостной природы: нарушилась иерархия в его тримерии и распалась целостность. Искаженная, падшая природа может быть восстановлена, для этого человеку надо увидеть, понять, ПОКАЯТЬСЯ и измениться. «МЕТАНОЙЯ» (ПОКАЯНИЕ) - следующая категория христианской психологии.
Изменение себя возможно через преодоление страсти как греховной наклонности или зависимого (на языке современной психологии) поведения.
«СТРАСТЬ» - также особая категория христианской психологии.
Взаимосвязанная со «страстью» противоположная категория - «добродетель» - как желаемое поведение, состояние. В психологии есть категории «идеал» и «ценность», которые более или менее близки категории «ДОБРОДЕТЕЛЬ», но они еще не стали общепринятыми.
Борьба человека со своими страстями и приобретение им добродетели при осуществлении жизни по заповедям создают человеку возможность для духовного возрастания, восстановления утраченной целостности, одухотворения тримерии и уподобления Богу - выполнения человеком своего предназначения по Замыслу Бога. Это отражает категория «ОБОЖЕНИЯ» или «ТЕОСИСА», как цели изменения и преображения человека и смысла его жизни. Если такую категорию секулярной психологии как «развитие» рассматривать как качественное изменение человека, преобразование, то можно увидеть некоторое сходство процесса в категориях «обожение» и «развитие», но, конечно, не результатов этих процессов.
Есть в секулярной психологии категории, которых нет в христианской антропологии: «психика», «сознание» и «самосознание», «отражение». Возникает вопрос, имеются ли в христианской антропологии какие-либо им соответствующие категории или понятия?
В позитивистской психологии основной функцией психики полагается отражение внешнего мира, поэтому категория «отражения» одна из главных. Представляется, что и христианская психология не может обойтись без категории «отражения» - «ПОЗНАНИЯ», но познание не должно быть ограничено познанием только внешнего мира или себя, а обязательно включать и Богопознание - «ВЕРУ». Вера в богословской литературе понимается как «предзнание».
Центральная категория христианской антропологии - «ДУША» - описывается святыми отцами как состоящая из трех частей (сил): разумной (словесной), чувствительной (раздражительной) и вожделевательной (волительной). Классическая триада секулярной психологии - «ум»-«чувство»-«воля». Описание таких сил души как память, внимание, привычки, настроение касается традиционных психических явлений, представленных в психологии как процессы, функции, состояния.
Возникает вопрос - можно ли отождествить «главную» категорию психологии - «психику» - с «главной» категорией христианской антропологии – «душой»?
Понятие «самосознания» в секулярной психологии обычно полагается производным от «сознания» - вначале в онтогенезе человек осознает внешний мир, а затем вычленяет, осознает себя как субъекта. Богослов и философ Василий Зеньковский полагает, что, наоборот, сознание является функцией самосознания. Обычно самосознание или рефлексию называют специфическим, родовым качеством человека и связывают его в психологии с понятием «Я». Что такое «Я» - на этот вопрос в секулярной психологии нет ответа. В христианской антропологии есть понятие «сердца», которое очень многозначно, но наиболее часто вкладываемые в это понятие смыслы - это духовный центр человека, центр сознания, души и тела.
Таким образом, еще одной категорией христианской психологии может быть категория «Я» - «СЕРДЦЕ», самосознающего себя бытия (Л. Карсавин). Есть видение феномена сознания как "аналога" категории духа. «Дух» с «сознанием» отождествляли и такие религиозные философы как о. Василий Зеньковский, С.Л. Франк.
Т.о. в категориальный аппарат христианской психологии могут быть включаются категории «душа» («психика») и «дух» («сознание»).
Итак, если провести взаимопроекции христианской антропологии и современной психологии, то можно полагать, что биологический уровень - это тело в тримерии человека; психофизиологический - это та низшая часть души, которая понимается как жизнь, душа животная; психический уровень - это проявления души как ума, чувства, воли и других (дополнительных) сил души; а уровень сознания - это область проявления духа, или высшей части души. Здесь можно заметить определенное сходство: низшая часть души и в психологии описывается как психофизиологические (пограничные) явления; а высшая часть души как нечто иное, и называется некоторыми святыми отцами и богословами по иному - дух, в психологии же это - высшая психическая функция - сознание.