Православная психология

Предмет, категории и понятия православной психологии.



Лариса Филипповна Шеховцова

Категориальный аппарат христианской антропологии просматривается более четко ЧЕМ секулярной психологии, т.к. святоотеческое учение о человеке содержит определенный ряд понятий, употребляемых практически всеми святыми отцами. Соответственно, христианская психология, основывающаяся на христианском учении о человеке, может и, как нам кажется, должна, в качестве своего категориального аппарата использовать основные понятия христианской антропологии: сотворение человека, Образ Божий, тело, душа, дух, страсть, сердце, вера, падшесть (грех), метанойя, уподобление, добродетель, свобода, смерть, помысел, синергия, борьба со страстью.

Принципиальные отличия христианской психологии от секулярной состоят в том, что христианская психология должна рассматривать человека


как сотворенного Богом по Его Образу и Подобию;
в реалии его искаженной грехопадением природы и жизненного пути от зачатия до смерти;
как тримерии тело-душа-дух;
в аспекте долженствования - каким человек должен стать в соответствии с Замыслом Бога о нем.



Итак, первой категорией христианской психологии, реализующей целостный подход к человеку в традиции христианской антропологии, очевидно, должна стать категория «ЧЕЛОВЕК».

В христианской антропологии такому пониманию человека как многоуровневой системы «индивидуальность» близка, как нам кажется, категория «ТРИМЕРИИ».

Таким образом, «ЧЕЛОВЕК» - это уникальная индивидуальность, «ТРИМЕРИЯ» тела-души-духа.

Структуру биологических природных свойств человека - «ТЕЛО» (в терминологии христианской антропологии) в христианской психологии можно представить как категорию секулярной психологии «индивид».

Если категория «тело»-«индивид» объединяет природные свойства человека, то «надприродное «образование человека отражает в богословии понятие «ЛИЧНОСТЬ». В секулярной отечественной психологии понятие «личность» также является не природной, а социо-культурной реальностью.

Особыми категориями христианской психологии являются такие как «Образ Божий», «обожение», «метанойя», «дух».

«СВОБОДА» - онтологическое свойство человека: Творец создал человека со способностью к активности, в своей активности человек свободен - он сам решает и выбирает тот или иной вид или направление активной деятельности, сам «определяет» себя и творит свою жизнь. В секулярной психологии есть категория «деятельности» у одних авторов или категория «активности» у других. Представляется, что категория «активность» и «деятельность» являются производными, менее обобщенными по сравнению с категорией «свобода». Свобода как способность к выбору или произвольная активность, укоренена в природе человека, является способностью, свойством Богом созданной природы человека.

Поскольку первый человек Адам употребил свою свободу себе во зло, то произошло искажение его изначально совершенной и целостной природы: нарушилась иерархия в его тримерии и распалась целостность. Искаженная, падшая природа может быть восстановлена, для этого человеку надо увидеть, понять, ПОКАЯТЬСЯ и измениться. «МЕТАНОЙЯ» (ПОКАЯНИЕ) - следующая категория христианской психологии.

Изменение себя возможно через преодоление страсти как греховной наклонности или зависимого (на языке современной психологии) поведения.

«СТРАСТЬ» - также особая категория христианской психологии.

Взаимосвязанная со «страстью» противоположная категория - «добродетель» - как желаемое поведение, состояние. В психологии есть категории «идеал» и «ценность», которые более или менее близки категории «ДОБРОДЕТЕЛЬ», но они еще не стали общепринятыми.

Борьба человека со своими страстями и приобретение им добродетели при осуществлении жизни по заповедям создают человеку возможность для духовного возрастания, восстановления утраченной целостности, одухотворения тримерии и уподобления Богу - выполнения человеком своего предназначения по Замыслу Бога. Это отражает категория «ОБОЖЕНИЯ» или «ТЕОСИСА», как цели изменения и преображения человека и смысла его жизни. Если такую категорию секулярной психологии как «развитие» рассматривать как качественное изменение человека, преобразование, то можно увидеть некоторое сходство процесса в категориях «обожение» и «развитие», но, конечно, не результатов этих процессов.

Есть в секулярной психологии категории, которых нет в христианской антропологии: «психика», «сознание» и «самосознание», «отражение». Возникает вопрос, имеются ли в христианской антропологии какие-либо им соответствующие категории или понятия?

В позитивистской психологии основной функцией психики полагается отражение внешнего мира, поэтому категория «отражения» одна из главных. Представляется, что и христианская психология не может обойтись без категории «отражения» - «ПОЗНАНИЯ», но познание не должно быть ограничено познанием только внешнего мира или себя, а обязательно включать и Богопознание - «ВЕРУ». Вера в богословской литературе понимается как «предзнание».

Центральная категория христианской антропологии - «ДУША» - описывается святыми отцами как состоящая из трех частей (сил): разумной (словесной), чувствительной (раздражительной) и вожделевательной (волительной). Классическая триада секулярной психологии - «ум»-«чувство»-«воля». Описание таких сил души как память, внимание, привычки, настроение касается традиционных психических явлений, представленных в психологии как процессы, функции, состояния.

Возникает вопрос - можно ли отождествить «главную» категорию психологии - «психику» - с «главной» категорией христианской антропологии – «душой»?

Понятие «самосознания» в секулярной психологии обычно полагается производным от «сознания» - вначале в онтогенезе человек осознает внешний мир, а затем вычленяет, осознает себя как субъекта. Богослов и философ Василий Зеньковский полагает, что, наоборот, сознание является функцией самосознания. Обычно самосознание или рефлексию называют специфическим, родовым качеством человека и связывают его в психологии с понятием «Я». Что такое «Я» - на этот вопрос в секулярной психологии нет ответа. В христианской антропологии есть понятие «сердца», которое очень многозначно, но наиболее часто вкладываемые в это понятие смыслы - это духовный центр человека, центр сознания, души и тела.

Таким образом, еще одной категорией христианской психологии может быть категория «Я» - «СЕРДЦЕ», самосознающего себя бытия (Л. Карсавин). Есть видение феномена сознания как "аналога" категории духа. «Дух» с «сознанием» отождествляли и такие религиозные философы как о. Василий Зеньковский, С.Л. Франк.

Т.о. в категориальный аппарат христианской психологии могут быть включаются категории «душа» («психика») и «дух» («сознание»).

Итак, если провести взаимопроекции христианской антропологии и современной психологии, то можно полагать, что биологический уровень - это тело в тримерии человека; психофизиологический - это та низшая часть души, которая понимается как жизнь, душа животная; психический уровень - это проявления души как ума, чувства, воли и других (дополнительных) сил души; а уровень сознания - это область проявления духа, или высшей части души. Здесь можно заметить определенное сходство: низшая часть души и в психологии описывается как психофизиологические (пограничные) явления; а высшая часть души как нечто иное, и называется некоторыми святыми отцами и богословами по иному - дух, в психологии же это - высшая психическая функция - сознание.
 

AKULA GRANDIS

критикант
Да я получил благословление владыки Евлогия ,епископа Сумского и Ахтырского.
А лицензию выложить можете?:lol:
И трудовой стаж хотелось бы узнать что Евлогия, что Ваш, а то ведь я тоже всяких благословений наслать могу:lol:
 
Вера и неверие.



Сегодня было читано Евангелие об исцелении Иисусом Христом бесноватого лунатика, а в самом конце Евангелия - предсказание Господа о Своих страданиях и смерти в Иерусалиме (Мф. 17, 14-23). Евангелие показывает, сколь силен может быть человек верой в Господа, именно столь силен, что может и горы переставлять, и сколь немощен, бессилен и жалок человек неверующий, ибо бывает жалким игралищем бесов и страстей своих и чужих; оно показывает также великую силу молитвы и поста, когда они идут рука об руку, взаимно подкрепляя друг друга.

Вы видите мысленными очами в этом Евангелии несчастного отца, измученного страданиями несчастного бесноватого сына, которого с детства злой дух страшно мучил в новолуния и повергал нередко то в огонь, то в воду. Отец просит милости у Господа, чтобы Он исцелил сына его, прибавляя, что ученики Господни, коих он просил о том, не могли исцелить его. Господь, обличив и укорив людей Своим праведным словом в неверии и развращении, велит привести бесноватого к Себе и сейчас одним запрещением исцеляет его. Что это за бесноватый лунатик? Это человек, подверженный действию злого духа, мучившего в новолуния с коварным умыслом, чтобы люди приписывали это зло не ему, злому духу, а неповинному ни в чем созданию Божию - Луне и тем произносили хулу на Творца Луны. Так толкует это святой Златоуст.

Злые духи, причиняя многообразное зло людям, хотят утаить от людей свои пагубные действия, чтобы люди не возненавидели их и не отвратились от них и от их пагубных дел совершенно, и обратить свои клеветы на прекрасное и многополезное творение Божие - на Луну, ночное светило. Но злому духу не укрыться со своими пагубными кознями! Человек богопросвещенный сейчас узнает его пакости и благодатью Божией разрушит их. Неверующие же неосторожны; они доселе уловляются в сети его и страдают от него, подобно указанному лунатику. И сколько в наш век, век неверия и разврата, людей, подверженных коварству, посмеянию и злобе злых духов! Я разумею всех тех, которые подвержены пьянству, несчастной и безумной плотской любви или, вернее, плотской страсти, всех так называемых нигилистов, кои, утратив драгоценнейшее сокровище человеческое - веру, не верят в будущую жизнь и в бессмертие души нашей, не чают воскресения мертвых и всеобщего суда, которые не верят в бытие Самого Бога и в Его вечную правду и в Его грозное, неподкупное правосудие и, к их горшему несчастью, не верят и в злых духов. Эти несчастные, заблудшие люди, запутавшиеся в сетях вражиих, нередко, подобно упоминаемому в Евангелии бесноватому, прибегают также то к огню, то к воде, т. е. к огнестрельному оружию, чтобы застрелиться, или к утоплению, или к удавлению. И заметьте, какое точно злое поветрие ныне эта насильственная, ужасная смерть! Каждый день люди или стреляются, или топятся, или вешаются, или убивают других. Жизнь человеческая многими не ставится ни в полушку.

Какая же тут страшная причина? Какой ужасный рычаг движет этих несчастных к насильственной смерти? Это, во-первых, неверие и развратная или превратная жизнь, во-вторых, это злые демоны, исконные убийцы человеческого рода. Я сам слышал от многих несчастных, подверженных запою или унынию вследствие каких-либо тяжких обстоятельств, что им назойливо шепчет злой демон: "Удавись, удавись!", или: "Утопись, утопись!", или: "Застрелись, застрелись!", или: "Убей того-то". О, окаянный супостат! Сколько душ человеческих, христианских сгубил ты в злосчастный XIX век насильственной смертью через твою всепагубную прелесть! Виноваты они, что прельстились твоими коварствами, но ты в тысячу раз виновнее и за все твои губительства получишь возмездие от праведного Судии в день воздаяния.

Какое же средство против врагов прелестников, мучителей и губителей? Вера во Христа, поправшего крестом силу диавола, пост и молитва. Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь в нынешнем Евангелии, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

В читанном сегодня Евангелии замечательно обличение от Господа учеников Своих в неверии. Неужели и апостолы сначала колебались в вере? Да, и они иногда были немощны до сошествия на них Святого Духа и то веровали, то иногда впадали в неверие и маловерие; по крайней мере, это должно сказать о девяти, исключая трех так называемых столпов веры: Петра, Иакова и Иоанна. Верой они исцеляли всякие болезни, воскрешали мертвых, очищали прокаженных, изгоняли бесов, а, когда благодать оставляла кого из них за маловерие и неверие, тогда не могли и бесов изгонять, как вот и упоминается в сегодняшнем Евангелии. Потому Господь чрез них и нас всех учит иметь несомненную веру и говорит: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, то она перейдет; и ничего не будет невозможнаго для вас.

Действительно, все истинно веровавшие, все святые верой творили многие чудеса, верой невозможное делали возможным. Читайте описания их жизни - и увидите сами, сколько сильна вера! А между тем люди нашего века щеголяют, хвалятся неверием! Это ли просвещенный век? Как? Мы обязаны всеми успехами просвещения по всем отраслям вере нашей, пролившей преизобильный свет в разумы человеческие и во все науки и мы же отвергаем веру? Чада отвергают свою матерь, их породившую и воспитавшую? Безумно и неблагодарно!

Братья и сестры, дорожите своей верой! Берегите свою веру. Без веры нет спасения; без веры человек погибнет навеки. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
 

PainKiller

Пастафарианец
Команда форуму
Супер Модератор
Православная психология опирающаяся на православное мировоззрение и исходящая из христианской антропологии о понимании человека как образа и подобия Божия, как единства тела, души и духа, считает смыслом человеческой жизни одухотворение и Богоуподобление, основанное на развитии добродетелей и преодолении страстей, имеет представление о смерти как переходе души в иное состояние ,где все "богатство"собранное на земле получает свое дальнейшее развитие и определяет загробную участь самого человека.
Православная психология признает наличие мира ангелов и падших духов, а так же воздействия, оказываемые этим миром на человеческую душу.
Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека.
Именно эти воздействия и могут определять формирование различных психологических заболеваний и патологических зависимостей.
1. Насколько я знаю, в христианстве человек - раб божий=), о каком богоуподоблении может идти речь?
2. Насколько я знаю чаньскую философию, то "богоуподобление" это не христианский подход.
Держите меня семеро. Хоть кто-то бы занялся чаньской психологией и философией, это было бы как минимум интересно и очень информативно. Да и вообще, насколько я знаю, единственными товарищами, которые практиковали "единство тела, души и духа" были монахи с гор Суньшань.

Да и еще, практиковали - значит реально занимались, а не толкли воду в ступе=)
 
о каком богоуподоблении может идти речь?
Богоуподобление, основанное на развитии добродетелей и преодолении страстей.


Господь нас создал по образу и подобию своему,но то что мы делаем с собой ,становлясь рабами страстей,и отдаляясь от этого образа отвращает нас от Господа.
Не потому что Он не любит нас,а потому что такими какими мы становимся мы не способны любить Его.
Господь дал нам свободную волю.
У нас есть право выбора,обладать честичкой Господа -благодатью и стремиться к богоуподоблению спасая свою душу к жизни вечной.
Или обладать частичкой ада(страстьми) и стремиться к гиенне огненной.
Православная психология и старается помочь человеку отделиться от страстей и найти в себе -себя,тот образ и подобие Божие которыми наделил нас Господь.
 
Останнє редагування:

yakshi

posthuman
Господь нас создал по образу и подобию своему,но то что мы делаем с собой ,становлясь рабами страстей,и отдаляясь от этого образа отвращает нас от Господа.
это называется взаимоисключающие параграфы.
итак, ацкий сотона жирно затролил господа, а тот повелся как пацан и даже пари заключил. в результате чего люди на протяжении всей своей истории маются с этой вашей "свободой воли", н изощренно уничтожая себе подобных, во имя, как вы все прекрасно знаете, разумного-доброго-вечного ... profit!!!
напрашивается вывод: то ли человек не так уж плох, то ли господь не так уж хорош, то ли павел просто выдавал желаемое за действительное?.. ах да! он же апостол...
 
...Со времени падения явились в человеке ,как три составные ,три похоти,противоборствующие Божественной воле:"Похоть плоти,похоть очей и гордость житейская"(1 Ин.2.16),которые с продолжением времени так усилились в нем,что он в духовном своем состоянии сделался плотью,враждующей против Бога...Гордость житейская,это сатанинское семя,не дает места действию благодати.Малое и ничтожное творение человек,упоенный гордостью,при самом падении не сознает себя падшим,питаясь суетной надеждой рано или поздно возвратить потерянное блаженство ,доходит до такого самозабвения ,что мечтает взойти на небо и выше звезд небесных утвердить престол своего благополучия ,не обращая внимания на то ,что под ногами его уже разверзлась бездна.

Митрополит Киевский Арсений(Москвин)
 

yakshi

posthuman
еще раз. если б-г создал нас по своему образу и подобию, а мы становимся рабами страстей, то
1. б-г, так же как и мы, падок на блэк-джэк со шлюхами (кстати сам факт заключения пари с сотоной вместо того, чтоб одним махом сделать всё по-божески, как бы намекает нам)
2. б-г немножко схалтурил (всё-таки короткий день, завтра выходной, и так сойдёт)
3. кто-то нагло врёт (всё началось с лжеапостола павла и дошло до митрополита арсения)

ваше влияние (к счастью это уже не власть) строится на манипулятивных технологиях, известных еще с древности:
1.нужно убедить себя и других в изначальной порочности, в первородном грехе
2. нужно убедить себя и других в том, что путь к блаженству лежит только через митрополита киевского арсения
3. ...
4. profit!!!

ну себя вы уже убедили:greedy:
 
Зверху