Re: Відповідь: Re: Верите ли вы в Бога?
Хм...какое-то противоречие. На самом деле "...всякого подобия..." и имеется ввиду предмет культа, к которому относиться икона. И у древних политеистических культов поклонение происходило определённому Богу, а не статуэткам. Не нужно путать. Вы просто не понимаете религиозного значения культового предмета. Они всегда будут оставаться связующим звеном между верующим и потусторонним. Как вы это не назовите. Слово не несёт в себе такой смысловой нагрузки как символ веры. Будь то крест, звезда или фаллос.
Четвертая из десяти заповедей Моисеевых,- "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли". Именно напоминая эту ветхозаветную заповедь Вы укоряете православную икону как предмет культа.
"Икона" - образ. Когда некоторая реальность отображается в другом материале - это образ. Отпечаток, оставленный перстнем в воске - это образ. Моя память о каком -то событии - это образ.Отображение другого человека в моем сознании и моих глазах - это тоже образ. Слово, которым обозначается предмет - это образ: любое слово есть не вещь, но символ вещи, её отображение в моей речи. Человек неизбежно живёт в мире образов. Даже компьютер на котором я работаю и вижу перед собой , дан мне как образ, моё сознание непосредственно работает с образом на сетчатке моего глаза. И вообще вся культура - от музыки до скульптуры, от литературы до живописи, есть образ. Но это всё философия.
Как же тогда понять 4 заповедь Моисея? Как можно совместить философию и богословие? Так вот, философски очевидно, что человек не может не создавать образов - суть же заповедей не в запрете на создание образов, а в том, чтобы из этих неизбежных образов не делать себе кумира. И Моисей явно понимает смысл запрета: "не поклоняйся им и не служи им". Изображение не должно восприниматься в качестве Бога - и это верно. Человек должен помнить, что и тот образ Бога, который имеет в своем уме, не есть Сам Бог. Можно и без икон быть идолопоклонником - кумир будет всажен в сердце человека. Согласна, что в православном мире можно встретить людей которые, относятся к иконе как к кумиру,- но разве в протестанском мире нет людей, которые Библию превратили в предмет своего профессионального изучения, а живого Бога забыли?
Кстати, Библия тоже есть икона. Просто образ Творца она передает не красками, а словами. Любая проповедь предлагает некоторый образ Бога, некоторое представление о Боге, для того чтобы человек обратил свой сердечный взор к самому Создателю. Но тоже самое делает и икона.
Седьмой Вселенский Собор, установивший иконопочетание, ясно сказал: глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу. Более того, Ветхий Завет есть икона Нового Завета - "образ настоящего времени". События Священной истории иконичны.
Первым иконописцем был сам Бог. Его Сын - "образ ипостаси Его".
Бог же создал человека как свой образ в мире.
Можно быть христианином и жить по Евангелию, не почитать живописных изображений ( православные, молясь в лагерных бараках, шде не было икон Христа, не переставали быть православными). Можно ли глядя на звёзды славить Творца? Или, можно ли, глазами взирая на земное, умом воспевать Небесное? Вопрос риторический, но каждый верующий ответит "да". А раз можно - значит творение может быть посредником между Богом и Человеком. И природа может быть посредником в религиозном становлении человека, когда своей красой и величием исторгает из его сердца молитву к Создателю. Но если человек будет почитать космические силы и стихии за Бога, тогда он превратиться в язычника, ибо тварь для него встанет на место Творца. Другое дело, что в ветхозаветные времена зримая икона Бога была невозможна. Но во Христе Бог стал един с человеком - и если Христос есть Бог, и Христос был виден, то значит он стал изобразим. Евангилие словами описывает жизнь Христа, а художник - красками.