Пресс-конференция Тони Джорджа
Вчера руководитель Indianapolis Motor Speedway Тони Джордж встретился с журналистами и подтвердил, что гонки на Старой Кирпичнице в следующем году не будет.
Решение привести сюда мотогонки, насколько сильно оно повлияло в плане гибкости и ограничения тех денег, которые Вы готовы были заплатить, и вообще в отношении переговоров?Тони Джордж: Решение не проводить этап чемпионата мира в следующем году было принято абсолютно независимо от мотогонок на этой трассе. Это деловое решение, на которое оказали влияние многие факторы, но не этот.
Были прецеденты, когда Берни не соглашался на контракт, а затем неожиданно добавлял гонку в календарь по ходу чемпионата. Есть шансы, что Гран-При США все же состоится в 2008 году, здесь или на какой-либо другой трассе?Тони Джордж: Я не имею информации о том, готова ли какая другая трасса принять Гран-При США в 2008 году. Я не верю, что такая появится, но если это и случится, то случится без моего участия. Я знаю, что было выпущено предварительное расписание чемпионата и что в нем значится Индианаполис. Повторю, я надеюсь на будущее, что мы сможем собрать все необходимые для успешной гонки факторы воедино и в один прекрасный день вернем гонку сюда.
Насколько далекими были позиции двух сторон в переговорах и готов ли был город Индианаполис оказать поддержку в сохранении этапа чемпионата мира?Тони Джордж: Мы не обсуждали возможный финансовый вклад города Индианаполис. Это деловое решение, которое мы должны рассматривать как свершившийся факт и который Берни рассматривает как часть своего бизнеса. Деньги являются фактором. Они являются не единственным фактором, но все же нашли отражение в этом решении. Есть много вещей, которые должны случиться, чтобы это стало возможным. Например, промоутер, а в данном случае это Indianapolis Motor Speedway, и Формула-1 должны создать действующее сотрудничество, в которое будет входить телекомпания, готовая транслировать этот этап, титульного спонсора, который будет поддерживать этап, и многое другое. Это очень важные вещи, которых нам и не хватало. Неправдой было бы, что наше партнерство с Формулой-1 безуспешно потому что оно было успешным. Лично с Берни было очень хорошо работать. Я уверен, что это прозвучит неожиданно, учитывая его репутацию, но он очень хороший партнер в делах. Я уверен, что со мной он всегда был искренен и прямолинеен. Я уважаю его и его решение делать с Формулой-1 то, что он должен делать.
Производители, а среди них Honda, Mercedes, Toyota, высоко ценят присутствие в Соединенных Штатах. И похоже, Найджел Робак (журналист Autosport) и многие другие надеялись, что Экклстоун захочет быть Вашим партнером в этой гонке. Были какие-то обсуждения на эту тему?Тони Джордж: Обсуждения были, да, но в конце концов это не то, что он хотел делать и это не тот способ, которым он хотел делать дела, но обсуждения были. Я думаю, что производители - это другой ключевой фактор для достижения успеха. Там, кажется, шесть производителей, пятеро из которых рассматривают Соединенные Штаты как важную территорию своего бизнеса. Но важно, чтобы все факторы сложились вместе и смогли поддержать здешний этап. В Соединенных Штатах Формула-1 воспринимается совсем не так, как в остальном мире, в Европе, в Восточной Европе, Азии и это восприятие изменяется очень медленно. Но будущее, как мне кажется, зависит от понимания того, что Соединенные Штаты отличаются ото всех остальных стран и нам надо понять, как заставить это понимание работать.
Тони, Вы много работали и много инвестировали в этот автодром чтобы привести Формулу-1 сюда. Насколько лично Вы расстроены?Тони Джордж: Конечно, я расстроен. Когда восемь лет назад мы начинали, мы рассчитывали проводить гонку ежегодно. И в то время как я верю в будущее и в то, что мы вернем гонку, я признаю тяжесть нынешнего положения. Я продолжу стараться и прилагать все возможные усилия чтобы вернуть Формулу-1 в будущем.
Вы не знаете, может Вы проиграли другой стране? Другой заявке?Тони Джордж: Нет, я опять же думаю, что это деловое решение, для нас и для Формулы-1. У них на рассмотрении много возможностей и я знаю, что они уверены в правильной оценке здешней ситуации и здешних возможностей. Если нас не будет в расписании чемпионата, то нам, наверное, будет восемнадцать гонок, а они могут провести до двадцати за один сезон, так что я не стал бы утверждать, что нам просто не хватило места. Мы продолжим диалог, но было бы нечестно для нас и для наших верных болельщиков, составляющих ядро Формулы-1 здесь, сохранять неопределенность, пытаясь решить, будут ли действительны билеты на следующий год. Так что нам надо остановиться, оценить сложившуюся ситуацию и посмотреть, к чему мы можем прийти.
(Вопрос не удалось воспроизвести)Тони Джордж: Тяжело сказать, потому что в последние пару лет зрители, которых мы видели здесь, были сердцем болельщиков Формулы-1. Они готовы ко всему. В 2000 году мы начали успешной гонкой. В следующем году мы встали перед очень серьезными задачами, ибо гонка проходила через две недели после терактов одиннадцатого сентября. С тех пор были различные проблемы, которые в сумме привели к тому, что мы не могли обеспечить желаемой популярности этапа. Мы думали, что по прошествии трех лет ситуация стабилизируется и начнет улучшаться, но затем поменялось время проведения гонки, были все эти случаи со спорным финишем Ferrari, с провалом Michelin, неопределенность с очередным изменением даты - но это не повлияло на настоящих болельщиков. Чтобы привлекать новых болельщиков, крайне важно обеспечить национальную трансляцию чемпионата мира. Speed TV свою работу делала хорошо и все годы у нас были национальные трансляции. Но если рассматривать Формулу-1 в целом, то тут нужна стабильность во всем, как и в любом другом спорте. Но в некоторых вопросах стабильности не было, например одно время титульным спонсором был SAP, но потом мы этого спонсора потеряли. И для будущего важно, как мне кажется, что если мы вернем Формулу-1, то сделаем это, имея верного титульного спонсора.
Все эти упомянутые факторы и неопределенность Берни в отношении этапа в Соединенных Штатах, насколько это испытывало Ваше терпение в стремлении наконец сделать что-то?Тони Джордж: Это нисколько не повлияло на мое терпение. Не мне говорить, важно ли для успеха Формулы-1 иметь этап в Соединенных Штатах, но это большой рынок для многих производителей и спонсоров и они пожелали бы иметь этап в Соединенных Штатах. Но это наверняка не конец света, и я думаю, что многие спонсоры используют Формулу-1 для построения своих рынков в Европе и Азии. Соединенные Штаты являются рынком, но не единственным.
У Вас есть расписание, когда Вы начнете переговоры о будущих этапах здесь?Тони Джордж: Нет, вовсе нет. У нас есть время чтобы правильно оценить ситуацию и я надеюсь, что смогу отправиться на другой этап этого сезона и продолжить диалог до его окончания. Тот факт, что сейчас мы не испытываем давления и объявили о нынешнем положении дел во всеуслышание, должен помочь нам.
Есть шанс, что Формула-1 вернется в 2009 году, или это слишком рано?Тони Джордж: Поскольку я сегодня объявил, что этапа не будет в 2008 году, то я надеюсь на вероятность его проведения год спустя. Но, с другой стороны, сейчас об этом рано говорить, ведь мы даже не начинали обсуждения, которые могли бы ответить на вопрос, возможно ли это?
Возможно ли такое развитие событий, при котором Вы отправитесь на переговоры с городскими властями по поводу оплаты ими части затрат на проведение этапа?Тони Джордж: Не думаю. Я думаю, что город желает помочь нашему автодрому привлекать в будущем гонки вроде Формулы-1 и это может стать важным пунктом в подготовке этапов в будущем. Но я не могу представить, чтобы это была непосредственная финансовая поддержка. В настоящее время много стран и организаторов очень сильно хотят заполучить Формулу-1, не меньше чем я этого хочу, поэтому решение должно быть чисто деловым. В этом случае Формула-1 должна рассматривать задачу с деловой точки зрения. Должно быть стремление с обеих сторон начать диалог и посмотреть, какой ценой мы сможем вернуть гонку.
Чтобы прояснить, город когда-нибудь обращался к Вам с предложением помочь финансово, или Вы обращались к городу?Тони Джордж: Нет. Чтобы прояснить, нет.
Мотогонка, это может как-то экономически сгладить удар от того, что Вы потеряли Формулу-1?Тони Джордж: Я не знаю. Судя по тому, как много Формула-1 значила для экономики города, проведение здесь мотогонок со временем должно создать интерес и привлечь широкую аудиторию. Но это рассматривалось само по себе. Лично я никогда не рассматривал мотогонки как возможность заменить Формулу-1, если последняя никогда не вернется на трассу. И вообще, мотогонки здесь будут потому что мы рассматривали их как независимый четвертый этап, а не как замену. Если они состоятся, то город сможет гордиться ими, наш город, имеющий великую автоспортивную историю.
Насколько это решение можно отнести к конкретному фактору, к личности Берни Экклстоуна?Тони Джордж: Я верю, что Берни хотел бы видеть Формулу-1 здесь без перерыва. Это настоящая личность, это бизнесмен и он основывает свое решение на своем опыте, многолетнем опыте успеха. Он знает, что для своего бизнеса должен выискивать все возможности, а это - одна из них. Многие люди думают самые разные вещи о Берни, но я продолжаю сохранять уважение к нему и не чувствую, что фактор его личности в какой-либо степени сказался на том решении, которое мы вместе согласовали.
Вы не считаете, что смогли бы провести гонку Формулы-1 в следующем году, если бы просто выписали чек на достаточно большую сумму?Тони Джордж: Возможно, но я вернусь к тому, что деньги были не единственным фактором. Мы заинтересованы в росте популярности, а я не уверен, что сейчас у нас есть все необходимое для достижения этой цели. У нас нет титульного спонсора, у нас нет национальной телекомпании и есть другие отрицательные факторы. Мы можем договориться о дате и это было бы здорово, мы можем договориться о деньгах и это тоже было бы здорово, но есть и другие вопросы.
Тони, это деловое решение, но это очень важно для города, третьего по величине, тем более что гонка приносит много денег. Насколько этот фактор был важен в переговорах?Тони Джордж: Мне неприятно потерять такой важный экономический рычаг для города, но это не было главным поводом для беспокойства. Это неприятно и я жалею, что этапа у нас не будет в 2008 году, но я надеюсь, что мы сможем вернуть его в будущем.
И наконец, насколько сильно Вы верите в то, что сможете вернуть гонку?Тони Джордж: Пожалуй, выше чем пятьдесят на пятьдесят, как я думал о 2008 годе. Насколько выше? Может быть, шестьдесят на сорок.