Все познается в сравнении. История Украины дает идеальный материал для сравнения практических действий анархистского и национально-освободительного движений - в период революции 1917-1921 гг. эти движения на Украине оказались "в одно время в одноми месте".
Надо сказать, что отношения между ними были далеко не безоблачными: в начале 1919 махновцы выбили петлюровцев из Екатиренослава (теперь Днeпропетровск), затем были выбиты сами; позднее махновцы заключили с петлюровцами перемирие, а отступая под натиском деникинцев, оставили своих раненых в петлюровских госпиталях - петлюровцы выдали их деникинцам (большинство раненых были украинцами, в то время как деникинцы воевали за "единую и неделимую Россию", но это национал освободителей нисколько не смутило); Однако речь не об этом.
Итак, действовали махновская и петлюровская армия зачастую в одних и тех же районах. И в той и в другой армии большую часть составляло украинское крестьянство. Однако почему-то на территории "Махновии" экспроприировалась собственность у помещиков и капиталистов, земля переходила под контроль крестьян, фабрики - под контроль рабочих и даже создавались сельские коммуны (разгонявшиеся сперва немецкими оккупационными властями, затем - большевиками). А на землях подвластных Центральному совету (Центральной Раде), а затем Директории покой и имущество "своих" эксплуататоров охранялись. Правда, крупной национальной буржуазии в тогдашней Ураине не было. Но были буржуи помельче: лавочники, хозяева мелких фабрик, сельская буржуазия, было, наконец, национальное правительство, национальные чиновники, национальная бюрократия, национальные политики вся эта "национальная элита", сидящая на шее "своего" "родного" народа - куда ж без нее, ведь она "своя", украинская, национальная! Зато, совершив "национальное освобождение" одного народа, украинские националисты (как и любые другие) занялись дискриминацией представителей других народов. О еврейских погромах, чинимых петлюровцами, не знает разве тот, кто вообще ничего не знает о том, что тогда творилось на Украине. Вообще-то ни сам Петлюра, ни тем более члены украинского правительства погромов вроде бы не одобряли. Однако ж и для пресеченья погромов ничего не сделали. Или сделали так мало, что этого никто не заметил - ни сами погромщики, ни их жертвы. Махно погромы пресекал в зародыше, расстреливая даже за погромную агитацию. Другое дело, что еврейскую буржуазию Махно экспроприировал так же как русскую или украинскую - национальность врага для него не имела значения. Как и национальность товарища. Не случайно с пленными любой, воюющея с ним армии (от немецкой до Красной) он поступал одинаково - офицеров (и коммисаров) отправлял в раход, а простых солдат отпускал, предложив желающим присоединиться к нему. Многие, кстати, присоединялись. И, хотя, как уже говорилось, большинство махновцев были украинцами, среди них можно было встретить и великоросса, и еврея, и молдаванина, и крымского татарина, и вообще кого угодно.
Но, может быть от такого интернационализма страдали украинцы? Да нет, не страдали. С чего им страдать? И украинская культура в "Махновии" развивалась. Энтузиасты ставили в селах украинские пьесы. Когда у Махно спросили, на каком языке обучать детей, он ответил: "Да на каком говорите, на том и учите!" Большинство в селе говорило по-украински.
Не будем здесь давать этическую оценку позициям и действиям той и другой стороны. В конце концов, пусть каждый из читателей сам решает, что ему больше нравится. Мы просто показали разницу между национально-освободительным и социально-революционным движением, между национализмом и анархизмом, показали невозможность их соединения. В самом деле: нельзя же одновременно экспроприировать и не экспроприировать "своих" эксплуататоров, уничтожать и создавать "свое" государство, устраивать и не устраивать погромы представителей "чужoй нации". А что выбирать, каждому решать самому. Каждый сам должен решать на какой он стороне баррикад.