О чем поется в этой песне...
Законопроект «О финансовой системе Украины в особый период» имел целью наделить Кабмин и ряд других органов особыми полномочиями. Что касается банковских вкладов, эти полномочия, в представлении авторов норматива, суть следующие: при введении военного положения и наложении моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных (депозитных) счетах в банках, и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам и/или привлекались от граждан на возвратной основе, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства в особый период путем зачисления их части, размер которой определяется Кабмином, в государственный бюджет. Подчеркнем, что подобные меры будут касаться также средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, кроме оборонных, а также физических лиц-предпринимателей и фермерских хозяйств.
Предполагается, что привлеченные в бюджет средства граждан и субъектов хозяйствования будут оформлены в качестве государственного долга в виде ценных бумаг, которые будут переданы заимодателям. Возврат займов и процентов по ним будут осуществляться после окончания особого (военного) положения на условиях, которые устанавливаются правительством, по сути, Министерством финансов.
По поводу условий и сроков единого мнения, похоже, нет. Это могут быть гособлигации со сроком погашения два года по ставке 14-16% или со сроком три года по ставке 12-14%. По мнению авторов норматива, указанные цифры символизируют средний уровень инфляции, соответственно, за 2 или 3 года. Подобные цифры вызывают огромное сомнение, поскольку в декабре 2014 года к декабрю 2013 года инфляция превысила 25%, а в январе 2015 года и вовсе достигла 28%. К тому же есть мнение, что проценты по облигациям будут существенно ниже, например, 7% — именно такая доходность была установлена в 2014 году для так называемых военных облигаций. А срок погашения будет равен времени, в течение которого будет длиться военное положение, плюс минимум 2-3 года, а возможно и намного больше — если учитывать особенности нашей уродливой олигархо-бюрократической системы.
Здесь сразу же обращает на себя внимание, как минимум, две проблемы.
Во-первых, это вполне возможное нарушение банковской тайны. Ведь передача государством конкретному гражданину или субъекту хозяйствования ценных бумаг на сумму «привлеченных в бюджет» вкладов означает автоматическое раскрытие, как минимум, величины вклада и банка, в котором этот вклад был помещен. Как государство намерено решать проблему защиты банковской тайны, намерено ли защищать банковскую тайну вообще и, главное, можно ли ему верить, непонятно. Впрочем, последний вопрос относительно доверия к государству является риторическим...
Во-вторых, возникает проблема валютных вкладов, гривневое исчисление которых резко увеличилось в связи с девальвацией. В ходе «привлечения в бюджет», доллары и евро пересчитают по нынешнему курсу, и хорошо, если по настоящему рыночному, а по какому курсу потом будет осуществляться возврат через 2, 3, 5 и так далее лет, неизвестно, как неизвестно, насколько курс гривны еще обвалится за это время. Напомним, что последний год гривну опустили практически в три раза, и, похоже, это еще не предел. О том, что инфляция за год перевалила за отметку 25-28%, уже сказано выше.
И еще одна важная деталь. Первоначально речь шла о «привлечении в бюджет» любых вкладов или их определенной части, независимо от суммы хранимых денежных средств. Но, очевидно, понимая, что подобная мера чревата скандалом, паникой и массовым бегством денег из банков, в конторе Яценюка решили пока «сдать назад». По имеющимся данным, в последней редакции законопроекта меры по экспроприации, пардон, «привлечению в бюджет» вкладов населения распространяются только на вклады, сумма которых превышает 200 тысяч гривен, то есть на те, сохранность которых, согласно закону, государством не гарантируется. Но есть некоторые особенности.
Во-первых, крупные, суммой 200 тысяч гривен и выше, вклады сейчас активно дробятся вкладчиками на более мелкие, особенно в проблемных банках, о чем недавно в интервью изданию «Зеркало недели. Украина» заявил глава Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константин Ворушилин. И это притом, что вклады более 200 тысяч гривен и до того составляли до 5% от всех вложений населения в банки. Не говоря уже о том, что за последний год гривна была опущена в три раза, и 200 тысяч гривен — это теперь копейки, за которые невозможно купить даже нормальную автомашину. Обесценив сбережения граждан обвальной девальвацией, бюрократия теперь хочет, прикрываясь войной, наложить лапу на жалкие остатки.
Во-вторых, возникает проблема валютных вкладов, гривневый эквивалент которых из-за обвальной девальвации вырос втрое. Теперь достаточно скромный вклад в размере 10 тысяч долларов уже превышает оговоренные законом 200 тысяч гривен, которые считаются «огромными деньгами», не подлежащими гарантированию Фондом гарантирования вкладов, но зато подпадающие под принудительное «привлечение в бюджет».
Итак, вполне возможно, что чиновники опять вернутся к идее «привлечь в бюджет» все без исключения вклады уже хотя бы потому, что ставка только на вклады более 200 тысяч гривен становится бессмысленной. А в целом все эти телодвижения провоцируют нарастающее бегство из банков денег, как валюты, так и гривен, что чревато окончательным развалом финансово-банковской системы страны. Впрочем, на сей счет власть в сговоре с олигархией готовят еще один «сюрприз»...
Кому должен — всем прощаю!
«Сюрприз» этот заключается в том, что средства населения и субъектов хозяйствования могут быть «привлечены» не только в бюджет, но и для спасения коммерческих банков, на что у государства не хватает денег. Кроме того, согласно скандально известному «кипрскому сценарию», определенная часть вкладов может быть принудительно обращена в акции проблемных банков. По сути, это рекапитализация олигархических банков за счет средств вкладчиков.
По официальным данным, дефицит Фонда гарантирования вкладов составляет примерно 17 млрд грн. Но это на данный момент, а поскольку количество несостоятельных банков растет, как снежный ком, эта сумма будет существенно возрастать. Только за последнее время несколько крупных банковских учреждений, среди которых банки «Надра», «Финансы и кредит», «Финансовая инициатива», а также целый ряд средних по размеру банков, были объявлены финансово несостоятельными. На расчеты с вкладчиками этих банков денег может не найтись. Ожидается, что государство может объявить мораторий на удовлетворение требований вкладчиков сроком до года или даже больше, национализировать 50%+1 акцию таких банков и принудительно конвертировать вклады клиентов в остальные 49% акций на срок до 5 лет.
А ведь это очень удобная для владельцев и менеджмента банков схема ухода от выполнения своих обязательств перед клиентами банков! Банк намеренно банкротится, то есть денежные средства и другие ликвидные активы выводятся, а с клиентами рассчитается государство, перефразируя героя кинокомедии, «когда-нибудь потом, если захочет», причем за счет тех же обворованных вкладчиков, то есть за счет бюджета, точнее, за счет «затянутых поясов», повышения тарифов, налогов, пенсионного возраста и прочая. Естественно, что чиновники, решающие вопрос о (не)состоятельности того или иного банка, будут «в доле».
А в это время государственные и олигархические телеканалы будут переполнены пламенными призывами к гражданам поддержать государство последней гривней! При этом и МВФ, и чиновники упорно продолжают игнорировать едва ли не самый главный источник решения финансовых проблем государства — возврат капиталов, вывезенных через низконалоговые зоны их страны, а по сути, сколоченных на разграблении Украины.
P.S. Шумиха вокруг новой инициативы возымела свое действие. По крайней мере покаКабинет министров Украины не планирует проводить «временную национализацию» вкладов граждан Украины. Об этом говорится недавнем в сообщении Министерства финансов в сети Facebook. «Сегодня экономическая ситуация в Украине сложная, но управляемая», — отмечается в сообщении. Сегодня. А что будет завтра? Вы верите, что КМУ «похоронил» идею? Я нет.Слишком уж она «соблазнительна».