В Украине из бронеавтомобилей в габаритах и массе "Ошкоша" на испытания ВСУ в декабре 2019-го были заявлены "Новатор" "Украинской бронетехники" и "Дозор" Укроборонпрома", который государство пытается довести до ума с 2004 года. Также интересную модернизацию советского БРДМ сделала волонтерская инженерная группа "Арей". Думаю, что если бы было поставлено правильное техническое задание – то и другие производители смогли бы выкатить свои машины такого же класса. Но техническое задание на украинские легкие MRAPы поставлено не будет – ВСУ не собираются их закупать в 2020 году вообще. Только 15-тонные машины.
Даже в случае широкомасштабной войны с РФ, к чему готовятся наши генералы, армия не будет массово применять тяжелые MRAPы – потому что в условиях господства противника в воздухе массовые перевозки будут ограничены ночным временем, войска будут передвигаться рассредоточено, чтобы не привлекать на себя удары и быстро маскироваться в случае необходимости, то есть маневренность подразделений на тяжелых MRAPах в дождливое время весной, зимой и осенью будет ограничена населенными пунктами. В войне с регулярной армией необходима техника с высокой проходимостью, то есть куда более легкая по массе. Тяжелые MRAP остаются в армиях НАТО автомобилем для специальных задач для определенных регионов.
Потому что для современной пехотной тактики малых групп нужна скрытность перемещения и высокая маневренность. Пехоте на случай войны с РФ нужна техника, которая пройдет везде и укроется везде, которая достаточно экономична, которая может быстро перебросить на опасное направление миномет, пулемет, ракетный комплекс, забрать раненых, подвезти боеприпасы и снабжение. Есть ли все это у нашей армии?
Проблема мобильности ВСУ
Да, одной из главных проблем ВСУ является крайне низкая мобильность. Войска слабо оснащены транспортными средствами. Любыми и для самых различных тактических задач. Начиная от джипов и заканчивая боевыми машинами пехоты. Армия малоподвижна, прикована к позициям. Фактически мы ведем войну малых групп пехотинцев, но боевые возможности нашей пехоты очень ограниченны, поскольку маневренность войск очень низкая. Большинство боевой и автомобильной техники для передвижения пехоты требуют ремонта, изношено. Да и техника нужна разных типов. Очень важный фактор, который влияет на тактику действий ВСУ – это недостаточное обеспечение топливом, жесткие лимиты.
Особенно печально видеть, как главные люди на фронте – командиры рот, батальонов, бригад, расчеты крупнокалиберных пулеметов, минометов и ПТРК, разведгруппы, передвигаются на автомобилях, купленных за свои деньги или за деньги волонтеров. Главная нагрузка по-прежнему ложится на волонтерский транспорт, огромный разномастный автопарк со всего мира, который ремонтируется за свой счет, надежность которого – величина случайная, и который не может заменить собой для боевых задач полноценные тактические автомобили. Гусеничные МТЛБ и БМП, которые могут пройти по любой грязи, и которые наиболее востребованы из-за высокой проходимости, стоят зачастую на приколе из-за технических неисправностей, лимитов на топливо, ограниченного моторесурса. Волонтерские машины на шестом году войны остаются незаменимыми на фронте.
Что делать?
Нет смысла принимать закон о прозрачных госзакупках, если не обеспечено прозрачное планирование этих самых госзакупок. А планирование начинается с обоснования – с доктрины. Где надо объяснять что и зачем закупается, какие приоритеты, какая логика?
Почему бы не вызвать в Минобороны и на заседание комитета по обороне ВР командиров рот и батальонов – тех кто служит сейчас, тех, кто уволился, но воевал в 14-15-м. И спросить – какие потребности войск? Что надо для войны прямо сейчас? Не когда-то далеко, а в этом году?
Почему нельзя каждому комбату и каждому ротному купить хотя бы по обычному джипу или легкому бронеавтомобилю и обеспечить топливом и запчастями его МТЛБ и БМП?
Важное место занимает и бюджет закупок. Гусеничная БМП-1, которые Украина закупает в Чехии и Польше, стоит нашему бюджету около 170 тысяч долларов. Гусеничная БМП-2, капитальный ремонт, которых делает Житомирский завод, стоит около 250 тысяч долларов. Колесные бронеавтомобили "Козак-2" армия планирует купить по цене примерно в 10 миллионов гривен, это не менее 400 тысяч долларов. Бюджет закупки партии в 140 машин может составить, таким образом, не менее 1,4 миллиарда гривен.
Есть ли логика выделять такой большой бюджет на далеко не самую острую потребность войск? Мы что, богаче Америки? Если есть желание поддержать отечественного производителя, то почему не закупать у него действительно необходимое сегодня? Почему не потратить весьма ограниченный бюджет прежде всего для того, что надо на передовой прямо сейчас? Мне кажется, пора поднять вопрос, что тяжелые бронеавтомобили нужны нам разве что для оборудования машин связи и РЭБ - и они уже закуплены, плюс закуплены английские "Саксоны". А войскам пора что-то дать на передовую!
Поставьте производителям задачу сделать то, что востребованно, и выбирайте. У "Укроборонпрома" есть "Дозор". У "Украинской бронетехники" появился "Новатор". У "Практики" еще в 14-м году был разработан "Козак-1". У КРАЗа были "Кугуар" и "Спартан". Модернизация БРДМ остается важным направлением, "Арей" выставлял свою машину. Думаю, и новые модели выкатили бы под гарантии закупок.
В войсках нужны багги - я бы обратил особое внимание на багги, разработанный в полку "Азов", нужны пикапы - вот посмотрите на "Форд-550" 503-го батальона, нужны гусеничные МТЛБ, БМП-1 и БМП-2, нужны легкие бронеавтомобили класса "Хаммера" и "Ошкоша".
You must be registered for see links
"Хаммер" - слева, "Ошкош" - справа, бронеавтомобили армии США, рабочие лошадки американской пехоты. Полная масса "Ошкоша" 7-8 тонн.
Надеюсь, Минобороны, СБУ, комитет по обороне ВР рассекретят прямо сейчас планы госзакупок транспортных средств для армии и будут получены ответы на все вопросы.
К сожалению, в Украине отсутствует доктрина боевых действий, и потому нет реалистичных программ развития ВСУ и программ развития вооружений, на шестом году войны продолжаются хаотичные и бессистемные метания в вопросах военного строительства. Начнем ли мы когда-то действовать системно? Надеюсь, МО разберется в данном проекте и примет объективное решение.
Юрий Бутусов, Цензор.НЕТ
You must be registered for see links