Со сменой власти в Украине представители нового правительства задекларировали четкое направление на реформирование основных отраслей экономики, внедрение действенных методов преодоления коррупции, в том числе в сфере государственных закупок.
You must be registered for see images
Фото Thinkstock
Так, недавно первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема заявил, что правительство начинает целенаправленную борьбу с коррупцией, и на рассмотрение членов Кабинета министров будет вынесена принципиально новая редакция закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», в котором заложен прозрачный механизм их проведения.
Принятие закона, по мнению авторов инновации, сделает невозможным осуществление коррупционных схем в этой сфере и обеспечит рациональное использование бюджетных средств.
Несколько ранее, 6 февраля 2014 года, в Верховную раду Украины уже был внесен законопроект «О внесении изменений в закон Украины «Об осуществлении государственных закупок». 24 марта 2014 года парламентарии большинством голосов проголосовали за внесение изменений в указанный выше закон.
Анализируя текст принятого нормативного акта, следует отметить, что парламентарии акцентировали основное внимание на усовершенствовании законодательства, среди прочего, в части обнародования информации о результатах закупок предприятиями, которые имеют прямое или косвенное отношение к государству или государственным средствам. Это – предприятия, образованные такими органами, и уполномоченные на получение государственных средств государственные, казенные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев), и другие, перечень которых приведен в пункте 21 части первой статьи 1 закона Украины «Об осуществлении государственных закупок».
Фактически были внесены изменения всего в три статьи существующего закона – 2-ю, 8-ю и 10-ю.
Для понимания ситуации приводим сравнительную таблицу предыдущей и новой редакции измененных статей:
№ статьиРедакции до внесения измененийНовая редакция
абз. 2 ч. 1 ст. 2.Действие настоящего Закона распространяется на предприятия, определенные в пункте 21 части первой статьи 1 настоящего Закона, только в случае осуществления ими закупок за счет государственных средств, определенных в пункте 4 части первой статьи 1 настоящего Закона.Действие настоящего Закона распространяется на предприятия, определенные в пункте 21 части первой статьи 1 настоящего Закона, только в случае осуществления ими закупок за счет государственных средств, определенных в пункте 4 части первой статьи 1 настоящего Закона
с учетом требований относительно обнародования информации о закупках, которые осуществляются за счет собственных средств, в соответствии с абзацем семнадцатым части первой статьи 10 настоящего Закона.
ч. 1 ст. 10 после абзаца 16 дополнена новым абзацем
Предприятия, указанные в пункте 21 части первой статьи 1 настоящего Закона, обязаны размещать отчеты о результатах проведения закупок, осуществляемых за счет собственных средств, стоимость предмета которых соответствует требованиям абзаца первого части первой статьи 2 настоящего Закона, на веб-портале Уполномоченного органа в течение трех рабочих дней после заключения договора. В отчете обязательно указываются: наименование, количество товара и место его поставки, вид работ и место их выполнения или вид услуг и место их предоставления; информация о технических и качественных характеристиках товаров, работ и услуг, наименование и местонахождение поставщика, исполнителя работ и поставщика услуг, с которым заключен договор; цена единицы товара, работ и/или услуг, сумма, определенная в договоре, дата заключения договора, срок поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг и др.
п. 19. ч. 1 ст. 8 дополнен новым абзацем Основными функциями уполномоченного органа являются:
1) ...
2) ...
19) разработка:
абз. 1. стандартной документации
абз. 2. конкурсных торгов;
абз. 3 ...
абз. 18. отчета о результатах проведения процедуры закупки;Основными функциями уполномоченного органа являются:
1) ...
2) ...
19). разработка:
абз. 1. стандартной документации конкурсных торгов;
абз. 2 типового положения о комитете по конкурсным торгам;
абз. 3 ...
абз. 18. Разработка отчета о результатах проведения закупки, которая осуществляется за счет собственных средств предприятий.
При этом разработчики принятого законопроекта сконцентрировали внимание только на борьбе с коррупцией на завершающей стадии государственных закупок – обнародовании информации о результатах проведения тендеров.
Без сомнения, указанные изменения будут положительно влиять на вероятность прекращения коррупции при проведении закупок для государственных нужд, ведь предыдущей властью эта схема использовалась чаще всего. Стоит лишь вспомнить отдельные тендерные закупки оборудования для государственных шахтных объединений, где суммы израсходованных госсредств исчислялись десятками миллиардов гривен в год.
Возникает риторический вопрос: а что принципиально новое было введено вышеупомянутым законопроектом на стадиях тендерных закупок, предшествующих объявлению о результатах проведения торгов? К сожалению, ничего. Таким образом, все новаторство свелось лишь к нескольким банальным правкам в двух или трех статьях существующего закона.
Ответ на вопрос об эффективности принятых недавно изменений в закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» украинцам даст только время.
Однако с уверенностью можно сказать, что осуществление контроля за расходами государственного бюджета на тендерные закупки будет наиболее эффективным только в случае внедрения соответствующих контролирующих механизмов на каждом этапе закупок, начиная с объявлений о проведении тендера и заканчивая подписанием соответствующих соглашений.
Таким образом, «высокие слова» о кардинальных новациях в сфере закупок и полном обеспечении прозрачности использования бюджетных средств, которые декларировали представители Кабинета министров Украины, пока говорить рано.