Разрешено ли, согласно Галахе, лечить нееврея?
Question:
Прочитал ваши статьи о отношении иудаизма к неевреям. Поэтому имеется вопрос: можно ли еврею лечить нееврея в будничный день (не в субботу)? Каково мнение Торы по этому поводу?
С благодарностью,
Ицхак
Answer:
Уважаемый Ицхак,
Известно талмудические правило: «У тебя нет обязанности помочь нееврею выжить» (Псахим 21б). Поэтому отношение Торы к неевреям понять несложно. Однако перед тем, как мы приведём постановление Галахи относительно лечения неевреев, рассмотрим отрывок из нашего комментария к недельной главе «Матот». В этом отрывке говорится об отношении Галахи — еврейского закона к убийству нееврея. Учитывая его, мы сможем вывести по принципу «от тяжелого к лёгкому» ответ на Ваш вопрос: каково мнение Галахи о лечении нееврея.
«И вот, есть три ступени в убийстве неевреев. Первая — если убит нееврей, соблюдавший семь заповедей сыновей Ноаха, то убийцу (еврея) его не требуется казнить, однако он будет умерщвлён небом. Если же убитый не соблюдал эти заповеди, разрешается убивать его, хотя и нет такой заповеди. И третья ступень: если нееврей служит чужим богам, то есть является идолопоклонником, заповедь обязывает убить его». (Ислам не считается идолопоклонством, что же касается христианства, то мнения тут разделились, хотя большинство мудрецов считает христианство идолопоклонством).
Отсюда ясно, что согласно Галахе нет заповеди лечить нееврея, если он не соблюдает семь заповедей сыновей Ноаха. Так и записано в Шулхан Арухе (Йоре Деа 158:1): «Нельзя спасать нееврея в ситуации, если он может умереть. Увидел еврей тонущего нееврея — не должен спасать его, даже если тот заплатит ему за это. Поэтому нельзя лечить неевреев даже за плату, кроме как в случае, если отказ от лечения приведет к вражде со стороны неевреев. В этом случае еврей можно лечить нееврея даже бесплатно, если не может взять с него плату».
О рассказанной в Талмуде истории, согласно которой рав Шими сын Аши вылечил нееврея, заболевшего проказой, писали еврейские мудрецы Франции, что поступил таким образом либо из-за вражды неевреев, либо с целью прибрести таким образом медицинский опыт, чтобы затем на его базе лечить евреев (Тосфот, Гитин 70а).
С уважением,
Даат Эмет.