Вегетарианство у народов в Центральной Африке
Настоящие заметки извлечены из отчета, опубликованного в американском журнале "Physical Culture" В. Сарвисом, одним из немногих находящихся теперь в живых исследователей, которому удалось пересечь Центральную Африку по направлению с Востока к Западу.
Сарвис, как вегетарианец, особенно интересовался режимом питания народов тех стран, которые ему приходилось проходить. Он был особенно поражен замечательной силой и великолепно развитой мускулатурой некультурных народностей, ведущих жизнь простую и естественную и питающихся почти исключительно фруктами, орехами и овощами.
Факты, которые он приводит, представляют собой важные аргументы в пользу вегетарианского режима и содействуют разрушению предрассудка, по которому мясо признается безусловно необходимым, чтобы увеличить силу сопротивления организма. Многие действительно допускают, что вегетарианский режим может, пожалуй, годиться для лиц, занимающихся умственным трудом, но уж ни в каком случае не для рабочих. Оказывается, что в странах, жители которых проявляют настоящие чудеса выносливости, мясо, как пищевой продукт, является почти, если не вполне, неизвестным. Народы Банту, например, занимающие самую значительную часть Центральной Африки, почти исключительно вегетарианцы.
Часть года они питаются, как обезьяны, травами и всякого рода фруктами. В обыкновенное же время главная их пища – род проса, которое они возделывают в своих садах. Зерна этого проса толкутся в ступке и таким образом получается нечто вроде грубой муки.
Самыми распространенными пищевыми продуктами у жителей Центральной Африки являются бананы и сладкий картофель (Jpomoea Batatas).
Люди племени Ваганда особенно любят так называемое "матокэ", которое есть не что иное, как пюре из вареных бананов; они предпочитают это блюдо всем остальным. Сарвис рассказывает, что ему часто приходилось видеть носильщиков из этого племени, которые после 8-10 часов, проведенных без пищи в пути, вполне довольствовались одним "матокэ". Надо заметить, что бананы – один из самых питательных фруктов и неудивительно, что, когда их много, туземцы почти не нуждаются в другой пище.
Кокосовый орех имеет приблизительно то же питательное значение, что и банан, но им далеко не все могут пользоваться, так как кокосовая пальма растет только по побережьям Африки, не далее 100 километров от морского берега.
Кроме этих главных пищевых продуктов, самой обычной пищей туземцев являются овощи разных сортов, маниок, корни которого дают особую муку – тапиоку, сладкий картофель, салат...
В некоторых местностях разводят скот, но для молока и масла, а не для убоя.
Из всех народностей, с которыми познакомился Сарвис на своем пути с восточного побережья до западного, самыми замечательными, как по силе и выносливости, так и по красоте, сложению и мускульному развитию являются, по его мнению, племена Кавиродно и Ваганда, живущие по берегам озера Виктория Нианза. Эти два племени доставляют самых лучших носильщиков; нет, кажется, другого племени в мире, которое могло бы сравниться с ними в этом отношении.
Племя Кавирондо принадлежит к небольшому числу тех племен, которые совершенно не носят одежды. Так же как Ваганда, они строгие вегетарианцы и питаются главным образом бананами.
Любопытно отметить контраст между этими двумя прекрасно развитыми физически племенами и, так называемыми, Пигмеями, племя которых населяет леса к западу от озера Альберт-Эдуард. Эти Пигмеи, несомненно, самые маленькие люди в мире. Все они охотники, главным образом на крупную дичь, питаются почти исключительно мясом убитых на охоте животных, причем предпочитают мясо слона.
В этой то именно стране Пигмеев Сарвис отметил крайне интересное явление. Чтобы сберечь свои припасы, он в продолжение нескольких дней кормил мясом своих носильщиков из племени Ваганда. И что же – они еле шли, сделались сразу грустными, вялыми и ленивыми, некоторые даже заболели самым настоящим образом. Этот же опыт, повторенный несколько раз, дал возможность Сарвису убедиться, что работоспособность носильщиков Ваганда значительно понижается при мясной пище.
Можно сказать, что в смысле выносливости при переноске тяжестей и в самых трудных переходах негры некоторых вегетарианских племен не имеют себе соперников на земном шаре. Они ходят быстрее и дольше, легче переносят усталость и болезни, питаются более умеренно и, следовательно, стоят меньше, чем любой носильщик в свете. Особенно в длинных и трудных путешествиях они незаменимы: с грузом в 30-40 килограммов на плечах или на голове они делают в день от 25 до 50 километров.
Едят они при этом очень немного: полная чашка какой-нибудь грубой пищи вроде риса, фасоли, да несколько фруктов на десерт – вот их дневное пропитание.
И отдыхают они не долго. Вечером, на привале, отдохнув немного и подкрепившись, они принимаются танцевать, и танцуют и поют до поздней ночи, чем приводят в отчаяние белых участников экспедиции. Их энергия и мужество поразительны, а боль они переносят просто с каким-то нечеловеческим терпением. Местные хирурги производят самые серьезные операции без всякого наркоза. Обряд обрезания, который здесь в обычае, производится грубыми инструментами и самым варварским способом, но если мальчик вздумает закричать во время операции – он совершенно дискредитирован в мнении общества и должен в продолжение некоторого установленного времени носить платье и украшения девочки.
Стоицизм у некоторых негрских народностей Центральной Африки развит очень сильно, не менее, чем у древних спартанцев или индейцев, но у них он выражается иначе: между неграми редко встретишь хмурого или ворчливого человека, они, как дети, всегда в хорошем расположении духа, веселы, приветливы и очень привязчивы и преданны.
Из всего предшествующего вытекает, что лучшие представители человеческого рода, с точки зрения физической силы, живут и развиваются, питаясь исключительно растительной пищей, часто сырой и притом в очень небольшом количестве.