Грузино-Осетинский конфликт - Как все начиналось и во что превратилось. Часть 1.
Что ж, попробуем рассмотреть более взвешенно эту войну.
В своих постах приведу последовательность событий, их анализ;
напомню интересующимся как все начиналось и рассмотрю к чему это все привело...
Часть 1
Нельзя не отметить отличную подготовку и продуманность действий грузинской стороны (читай, США).
Не секрет, что конфликт не имел спонтанный характер – все давно шло к этому… Наверное, единственное, что оказалось неожиданностью – начало боевых действий в нагрузку к Олимпиаде, когда все войны затихали.
Но тем лучше оказалось для поваров, заваривших эту кашу. В дальнейшем этот момент обязательно учтут при предъявлении претензий к РФ, которую уже в открытую объявляют главным виновником и зачинщиком. Да, бывает и такое..
Так же реализовывался этот план и в прошлый раз (обвинение Сербии в геноциде, после того, как ее войска предприняли попытку защитить своих граждан от устроенной против них резни. Наивная Сербия долго и безрезультатно взывала к т.н. «мировому сообществу», которое, как и в этот раз, упорно не желало видеть и слышать происходящее, а после того, как решила что-то предпринять сама, сразу превратилась в главного обвиняемого.), а что сработало отлично один раз, наверняка может сработать и второй, особенно, если все хорошенько продумать, чем и занимались штатовские аналитики. Как показали события, занимались тщательно.
Итак, попробуем проследить как развивалась ситуация в этом регионе. Буквально вкратце, чтобы просто напомнить.
Первые столкновения между осетинами и грузинами во время распада СССР в приграничной с Россией южно-осетинской автономии начались зимой 1989-1990 гг. Осенью 1990 г., после прихода к власти в Грузии первого некоммунистического руководства во главе с З.Гамсахурдиа, Верховный Совет автономной области принял ряд решений, направленных на создание независимой республики. 9 декабря 1990 г., несмотря на протесты тбилисского руководства, осетины избирают новый состав.
Так все начиналось.. Проблемам не один год.
В те дни, когда все получали «суверенитета столько, сколько потянут»,(например, Украина, страны Балтийского региона) осетины тоже высказались, причем довольно ясно и четко. Но слушать их не захотели:
6 января 1991 г., при полном бездействии внутренних войск СССР, находившихся в регионе, в столицу автономии Цхинвали вошли силы грузинской милиции и грузинские добровольцы. Осетинское население оказало сопротивление. После боев с группами осетинских боевиков 26 января 1991 г. грузинские силы оставили город. Вслед за тем, осетинским отрядам постепенно удалось оттеснить грузинские силы на несколько километров от Цхинвали. Весной 1991 г. стало очевидно, что активные боевые действия между осетинскими и грузинскими формированиями закончилась и тактической целю каждой воюющей стороны стало удержание контролируемой территории.13
С начала конфликта произошел массовый исход осетин из внутренних районов Грузии в Южную и Северную Осетию, несколько десятков осетинских сел было сожжено; грузинские жители Цхинвали и ряда осетинских сел также бежали из зоны конфликта.
Здесь (писал в теме) был юзер, который рассказывал, что был свидетелем событий того времени.. Приглашаю, если что, дополнить сведения...
Смотрим далее.
Предпринятая Б.Ельциным и З.Гамсахурдия в марте 1991 г. неудачная попытка урегулирования конфликта.., никак не изменила ситуацию в регионе.
В целях стабилизации обстановки и предотвращения повторной вспышки конфликта 14 июня 1992 г. между Б.Ельциным и новым лидером Грузии Э.Шеварнадзе были заключены так называемые Дагомысские соглашения. (далее ДС.- прим автора поста)
Результатом заключенного соглашения предусматривалось создание для решения военных вопросов и поддержания мира в зоне вооруженного конфликта трехсторонних Смешанных сил мира и правопорядка, а для решения административно-хозяйственных и экономических вопросов — Смешанной Контрольной комиссии.
Итак, в данном конфликте было две стороны – грузины и осетины. Армия РФ никакого отношения к боевым действиям не имела.
Основной проблемой в регионе стала криминализация зоны конфликта.
При общем снижении числа вооруженных столкновений между этническими формированиями сторон, стали возникать столкновения между отрядами одной этнической группы.
Грабежи и бандитизм, ранее направленные только против этнически враждебного населения, после исхода последнего стали направляться против представителей невовлеченных в конфликт местных национальных групп — армян и евреев.
Вместе с тем продолжались вылазки и обстрелы контролируемой противником территории и нападения на транспорт на дорогах, сопровождавшиеся убийствами, захватом заложников, с целью получения выкупа либо обмена, и угоном скота.»
Что ж, давайте посмотрим, о чем говорилось в ДС (цитирую ключевые пункты).
Соглашение о принципах урегулирования Грузинско-Осетинского конфликта (Дагомысское соглашение от 24.06.1992)
Республика Грузия и Российская Федерация,
стремясь к скорейшему прекращению кровопролития и всестороннему урегулированию конфликта между осетинами и грузинами, руководствуясь желанием восстановить мир и стабильность в регионе, подтверждая приверженность принципам Устава ООН и хельсинкского Заключительного акта, действуя в духе уважения прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств, принимая во внимание договоренности, достигнутые в Казбеги 10 июня с. г.,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. С момента подписания Соглашения противоборствующие стороны обязуются принять все меры к прекращению вооруженных столкновений и полномасштабному прекращению огня к 28 июня 1992г.
2. С момента прекращения огня 28 июня 1992 г. противоборствующие стороны выводят свои вооруженные формирования в целях образования коридора, примыкающего к линии соприкосновения. Вывод формирований осуществляется в течение трех суток.
Прохождение линии соприкосновения, коридор, его широты определяют совместные группы наблюдателей.
Статья 3
1. В целях обеспечения контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в указанной зоне учреждается смешанная Контрольная комиссия в составе сторон, вовлеченных в конфликт, которая осуществляет свои функции во взаимодействии с группой военных наблюдателей, созданной в соответствии с договоренностями в Казбеги.
2. Каждая из сторон, участвующая в работе Комиссии, назначает в ее состав своих представителей. Местом пребывания Контрольной комиссии является г. Цхинвали.
3. Для выполнения указанных задач при Контрольной комиссии создаются смешанные силы по согласованию сторон по установлению мира и поддержанию правопорядка. При Комиссии также будут созданы смешанные группы наблюдателей, размещающиеся по периметру зоны безопасности.
5
(на это следует обратить особое внимание).
В случае нарушения условий настоящего Соглашения Контрольная комиссия проводит расследование его обстоятельств и предпринимает срочные меры по восстановлению мира и правопорядка, а также по недопущению подобных нарушений.
Статья 4 (
на эту статью следует обратить особое внимание)
Стороны незамедлительно приступят к переговорам по экономическому восстановлению районов, находящихся в зоне конфликта и созданию условий для возвращения беженцев.
Стороны считают недопустимым применение экономических санкций и блокады, любые другие помехи на свободном пути движения товаров, услуг и людей и обязуются обеспечивать условия для оказания гуманитарной помощи населению.
Статья 6
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.
Сочи, 24 июня 1992 года, в трех экземплярах на грузинском, русском и осетинском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
За Республику Грузия Э. А. Шеварднадзе.
За Российскую Федерацию Б. Н. Ельцин.
----------------------------------------------------------
В дальнейшем (напр. 1998-1999 гг.) были приняты также дополнительные соглашения, касающиеся конкретизации полномочий сторон, в частности контингента миротворческих сил (далее - МС) из РФ.
Но, пока о том, что было после подписания ДС.
«Миротворческие силы, по тексту принятых решений, должны были состоять из трех батальонов. Один батальон должен был формироваться из состава грузинских вооруженных сил, один — из состава российских вооруженных сил, и один — из сил, подчиненных правительству российской автономной республики — Северной Осетии, которой доверяли власти Южной Осетии. Миротворческие силы должны были нести совместную, с объединенным штабом и тремя старшими воинским начальниками, службу по поддержанию мира. Предусматривалось, как и в Приднестровье, создание смешанных постов, для проверок на дорогах и разоружения населения.
Однако реальное развитие миротворческого процесса пошло мимо запланированных решений. Начавшиеся боевые действия в Абхазии отвлекли внимание грузинского руководства от проблем Цхинвальского региона.
Грузинский батальон оказался в основном сформирован из представителей местного грузинского населения, принимавших до того участие в боевых действиях в регионе.
Добровольцы из Северной Осетии также вскоре покинули миротворческие силы и личный состав североосетинского батальона пополнили контрактники из местного осетинского населения.
Предполагаемое общее превосходство осетинских сил в боевой технике было причиной постоянного беспокойства грузинского командования. В качестве сдерживающей меры грузинский батальон миротворческих сил, представлявший из себя основную силу грузинской стороны в регионе, был оснащен мало подходящими для миротворческих сил боевыми машинами пехоты. Не исчезла подозрительность в отношении намерений грузинских военных и среди осетин.
В сложившихся условиях командованием миротворческих сил было принято решение не устанавливать на дорогах смешанные посты и разделять, по возможности, посты миротворцев грузинского и осетинского контингента постами российских сил.
В условиях паралича власти в Грузии и Южной Осетии в 1992-1993 гг., создание миротворческих контингентов из бывших боевиков позволило сковать действия противоборствующих групп в регионе.
Лучшие из старших воинских начальников миротворческих сил — в прошлом офицеров Советской Армии, часто возвращенных из отставки для командования грузинскими и осетинскими силами — видели свою основную задачу в сдерживании своих подчиненных...
..В этих условиях российский миротворческий батальон нес основную нагрузку по поддержанию правопорядка в регионе. На территории его расположения и под его охраной проходили встречи грузинских и южноосетинских представителей.
… Российские миротворческие силы фактически приняли на себя обязанности правоохранительных органов Южной Осетии в части охраны порядка в регионе и задержания правонарушителей.»
Далее -
После того как и в Грузии и в Южной Осетии власти укрепились и смогли в большей степени чем раньше контролировать свои силовые структуры, на заседании Смешанной контрольной комиссии 6 декабря 1994 г. с согласия грузинской, северо- и южно-осетинской и российских сторон миротворческие силы были объединены под единым командованием российского генерал-майора Анатолия Меркулева. по его словам, в течение 1994—1995 гг. личный состав грузинского батальона был заменен практически полностью16. На треть был очищен от лиц, принимавших участие в боевых действиях в регионе, и осетинский батальон. Также было принято решение законсервировать тяжелую технику миротворческих сил грузинского и осетинского контингента. Решение не распространялось на технику миротворческих сил России.
В 1995 г. акцент работы командования миротворческих сил сместился с вопросов правоохранительной сферы на вопросы восстановления хозяйства региона.
По словам Анатолия Меркулева, максимально широко понимающего свой мандат, как предупреждение повторного возникновения вооруженного конфликта, командующий миротворческими силами стал проводить на территории российского контингента еженедельные совещания административно-хозяйственного актива осетинской и грузинской стороны региона, на которых обсуждались не только случаи нападений и угона скота, но и восстановление работы местного завода, борьба с безработицей в регионе и даже обеспечение школьными учебниками школ перед началом учебного года.»
----------
Таким образом, согласитесь, что очевиден вывод, что, оценивая миротворческую операцию в Южной Осетии, следует признать, что объединение задач по поддержанию мира и правопорядка, позволило достичь успеха в миротворческой деятельности войскам, даже при отсутствии запланированной поддержки со стороны гражданских ведомств.
Использование трехсторонних миротворческих сил, в которые были вовлечены участники прошедших боевых действий, позволило ограничить влияние вооруженных формирований боевиков на жизнь региона и создать условия для мирного строительства.
Планируемое изменение состава миротворческих сил, заключающееся в смене осетинского батальона, формально считающегося батальоном Министерства по чрезвычайным ситуациям Северной Осетии и финансируемого из российского бюджета, на российский батальон Вооруженных Сил позволит еще более облегчить переход к мирной жизни.
---------
Что же было потом?.. Как стали развиваться события после смены грузинского руководства?..
Более полугода (минувшего) представители Ю. Осетии не раз пытались обратить внимание той самой «мировой общественности» на действия грузинских властей по отношению к их жителям, большой процент которых, к слову, имеют российское гражданство (нелепых заявлений в постах юзеров по этому поводу полно в теме.. Далее будет ответ).
Указывали на факты нарушений статей прежних соглашений с грузинской стороны (См. Статью 4.), а летом Грузия начала обстрелы населенных пунктов Ю.Осетии (эти факты показывались даже в украинских новостях, которые в текущем конфликте заняли выраженную антироссискую позицию, впрочем, это право хозяев СМИ – отдавать указания кого поддерживать, кого «поливать грязью», о чем умалчивать.)
Несмотря на это, заявления никто не услышал, равно как не увидели и кадры с результатами обстрелов..
Так же грузинское руководство не раз поражало своими заявлениями, например, о
"выходе из существующего формата СКК" (Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта) - цитируя госминистра Грузии по реинтеграции Темура Якобашвили (начало марта 2008 года)
МИД РФ не раз пытался привлечь внимание той же «слепоглухонемой» общественности:
Посол по особым поручениям МИД РФ Юрий Попов комментировал этот так:
«Формат СКК, чтобы ни говорил Якобашвили, сохраняется, так как для того, чтобы его ликвидировать, нужно денонсировать Дагомысское соглашение 1992 года. Другое дело, что Грузия вправе не участвовать в работе этого формата, но СКК остается и, соответственно, все назначенные сопредседатели комиссии тоже остаются".
..Во-первых, Грузия должна официально объявить о своем намерении выйти из этого соглашения, провести соответствующие переговоры с российской стороной как с подписантом соглашения.
В конце концов, денонсация соглашения может рассматриваться и в международном суде.
Так что со стороны господина Якобашвили заявления о том, что он чуть ли не распустил СКК, снял с должностей всех
сопредседателей, звучат несколько легковесно и поверхностно.»
Напряжение продолжало нагнетаться..
Инфы очень много, а потому пропустим месяц и обратимся к довольно любопытному документу, который отвечает практически на все нелепые замечания, встреченные в этом Разделе по данной теме.
Особо хотелось бы привлечь внимание авторов этих замечаний, чтобы после не повторяли из поста в пост одни и те же нелепицы…
29-04-2008 года появляется
Комментарий Департамента информации и печати МИД России о правовых аспектах последних российских инициатив в отношении Абхазии и Южной Осетии
Грузинская сторона и некоторые другие наши партнеры утверждают, что объявленные 16 апреля с.г. поручения Президента России Правительству России относительно защиты прав и интересов жителей Абхазии и Южной Осетии якобы противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права и направлены на «аннексию» этих регионов. В этой связи считаем необходимым дать следующий комментарий.
Объявленные Россией меры по защите интересов жителей Абхазии и Южной Осетии обусловлены особой ситуацией в этих регионах. Она характеризуется тем, что ввиду неурегулированности вооруженных конфликтов Грузия не осуществляет в полной мере свою юрисдикцию на их территории, контроль там осуществляется фактическими властными структурами, при этом жители этих районов по сути лишены возможности реализовывать подчас самые элементарные права человека. Эта ситуация существует уже в течение многих лет. Между тем, жизнь в Абхазии и Южной Осетии продолжается: люди рождаются, вступают в брак, учатся, работают, торгуют и т.д. У них есть базовые, основные права, без обеспечения которых нормальная человеческая жизнь невозможна. Жители непризнанных республик и так все эти годы являются заложниками межнациональных конфликтов, которые — не будем об этом забывать — вспыхнули после того, как власти в Тбилиси упразднили автономию Абхазии и Южной Осетии, а войска Госсовета Грузии двинулись походом на Сухуми.
Сегодня осуществление фактическими властями Абхазии и Южной Осетии контроля и правового регулирования на этих территориях позволяет поддерживать элементарный порядок, осуществлять борьбу с преступностью, совершать коммерческие и бытовые сделки. Признание определенных актов этих властей не связано с признанием их статуса.