Re: Відповідь: «Анатомия раскола» «Фильм второй» «Филаретовский раскол»
согласно гоударственной статистике большинство верующих в украине сосредоточино как раз на западе страны,юг и восток с их городским населением в подавляющем большинстве своем является атеистичным,
только в стрыйском районе Львовской области воцерковленных прихожан больше чем во всей Донецкой и Луганской вместе взятых.
найдите в инете ссылки почитаете)
Наверное, это тот случай, когда желаемое выдают за действительное.
У меня такое ощущении, что вы считаете православных людей за врагов народа без гражданства и без права голоса. И как только кто-то из верующих начинаем выявлять свою гражданскую позицию вы тут же. Так ты че тут разорался? Раз ты в Церковь ходишь, все никаких митингов ты не Украинец по этому молчи.
И какое отношение имеете до НАТО вы? Вот такое отношение имеют к НАТО православные люди. У нас еще никто право голоса не отбирал.
Что касается меж конфессиональных споров. Так не надо принимать позу обиженного енота и делать вид, что православные всех ругают. А все такие хорошие и добрые. Католики к примеру обзывают православных маргиналами. Протестанты в наглую обвиняют нас в идолопоклонничестве и считают, что только они уже спасены и что они святы.
Вот подходящая статья, которая показывает как Государство отделено от Церкви, показывает как православные не хотят автокефалию и где каноническая Церковь.
You must be registered for see links
Раскол
Жители Липовой Долины с подачи районных властей оказались в «пламени» межконфессионного противостояния
В редакцию ВШ обратились прихожане Троицкого храма Украинской Православной Церкви поселка Липовая Долина и попросили помочь защитить их права, гарантированные Конституцией, которые, по их мнению, так грубо попирают. Они рассказали, что их приход был зарегистрирован в начале 90-х как Украинская Православная Церковь. Все эти годы она была подчинена Сумской епархии...
«Мы, прихожане канонической веры, все это время ходим на службу в эту церковь и хотим и в дальнейшем исповедовать веру, избранную нашими предками, но нас (несмотря на коллективные обращения к председателю РГА) без какого-либо на это права лишают такой возможности. В воскресенье, 23 октября, в нашу церковь (при содействии зампредседателя РГА Молошного А.П.) приехали священники УПЦ Киевского патриархата... и начали проводить там службу. Мы вынуждены были покинуть помещение церкви, и таким образом были лишены возможности участвовать в воскресной литургии. Как нам быть дальше? Куда ходить на службу? В поселке говорят, запугивают тем, что вроде бы возле церкви будет дежурить милиция и прогонять верующих УПЦ МП. Уже и так большая часть истинно верующих, и не только взрослых, но и много детей, вынуждены ездить в другие города и села в канонические церкви. Разве же это справедливо? Ведь сколько лет мы тоже жертвовали и на нынешнюю церковь, и на строительство новой... Мы были основателями нашей парафии, мы ее открывали, имеем соответствующий устав и хотим, чтобы она существовала и теперь, и в дальнейшем.
Конечно, мы не имеем права осуждать тех, кто сделал раскол среди верующих нашего тихого, мирного поселка... Но все же мы хотим знать, имел ли право А.Молошный, занимая государственную должность и зная ст.35 Конституции Украины, распространять листовки (прилагается) среди жителей района и сеять вражду между верующими. И имеем ли мы право проводить службы и требы в помещении, которое нам в свое время было выделено решением власти?.. Еще более обидно нам оттого, что все это делается не из-за глубоких религиозных убеждений, а только ради денег, которыми покупают нашу церковь. Но зачем нам такая церковь? Ведь в нее нельзя будет ходить, потому что она не каноническая, не благословенная».
Письма, рассказывающие о ситуации в приходе, были направлены жителями и епископу Сумскому и Ахтырскому Марку, и начальнику Липоводолинского райуправления юстиции, и районному руководству.
Выехав на место и побеседовав с жителями, мы узнали, что началом конфликта послужила ситуация вокруг помещений церкви: старой - бывшего яйцесклада, и новой, которую строили всей общиной, собирая деньги 2-3 раза в год. На сегодня ее строительство практически закончено, но еще нет куполов. А ведь приближается зима, и, если ее не покрыть, работа трех лет может пойти насмарку. По этой причине церковная община обратилась к райгосадминистрации с просьбой помочь закончить строительство. Местная же власть нашла «подходящий» выход - обратилась, в свою очередь, за финансовой помощью к Киевскому патриархату, общины которого до этого в поселке никогда не было. Договоренность была достигнута. Правда, представители Киевского патриархата пообещали помощь только при условии, что новый храм власти отдадут им. По разным оценкам, в до-
стройку храма надо вложить до 300 тыс. грн. Можно почти с уверенностью сказать, что у Сумской епархии УПЦ КП на этот момент таких денег нет и в помине. Ведь даже кафедральный Воскресенский собор УПЦ КП в самом центре Сум не первый год стоит с обвалившейся штукатуркой. И тем не менее отдельные представители районной власти, видно, забыв о том, что церковь у нас отделена от государства, с завидным рвением стали убеждать липоводолинцев переходить в УПЦ КП.
К сожалению, эту позицию поддержало и церковное руководство православной общины. Пользуясь религиозной необразованностью отдельных прихожан, священник Богдан Илькив, который и ранее отличался, мягко говоря, оригинальным толкованием смысла Православной веры, начал «проповедовать» своим поклонникам, что, в принципе, нет никакой разницы между канонической УПЦ и УПЦ КП. А если и есть, то разве только в том, что УПЦ - это церковь московская, а УПЦ КП - родная, украинская. Ту же линию в своих агитационных «проповедях» проводила и местная власть, распространяя агитлистовки собственного сочинения. Все закончилось тем, что часть «просвещенных» таким образом прихожан подписали просьбу перевести их в Киевский патриархат.
Однако после приезда в Липовую Долину архиепископа Сумского и Ахтырского Марка ситуация для многих верующих прояснилась и многие отозвали свои подписи.
Свою роль сыграл и сон, приснившийся одному из подписавшихся о переходе в КП: икона Иисуса Христа, завешенная грязным полотенцем...
Казалось бы, местным чиновникам стоило бы успокоиться и вспомнить о своих обязанностях. Но не тут-то было. В адрес липоводолинцев полетели воззвания, подписанные зам. главы РГА А.Молошным, в которых он излагал свои, мягко говоря, оригинальные взгляды на Библию, на Церковь, на вопросы объединения православных.
Из предоставленной нам переписки с липоводолинцами явственно следуют и пропаганда «правильной» веры, и разжигание межконфессионной вражды. А уж почему госчиновник считает своим долгом (со ссылками на Библию, составляющими большую часть текста) пропагандировать определенное вероисповедание в ущерб остальным, вообще непонятно. Кроме того, все в один голос говорят об игре на национальных чувствах, противопоставлении «украинской» и «московской» церквей.
Между тем для рассмотрения возникшей ситуации в поселок прибыл на встречу с жителями начальник отдела по вопросам религий ОГА АНАТОЛИЙ ЯРОШ:
- Эта ситуация выхода части общины из канонической церкви для области не нова. У нас есть документы о регистрации общины, а у вас - те, согласно которым, земля и здание действующей церкви переданы общине Украинской Православной Канонической Церкви. Поэтому, согласно Закону о свободе совести и религиозных организациях, если часть людей хочет переходить в Киевский патриархат, они должны оставить эту общину, создать и зарегистрировать свою организацию и обратиться к местной власти с просьбой предоставить помещение для богослужений. Они во главе с о.Богданом уже готовят документы для регистрации. Ваша же община останется в действующей церкви. Никаких претензий к ней со стороны ни власти, ни вышедших из общины быть не может.
- А как вы оцениваете пропаганду Киевского патриархата местной властью?
- Это будут рассматривать отдел кадров и отдел жалоб и предложений ОГА. Я не уполномочен это делать. Я могу только выслушать вас и доложить областному руководству.
Нам удалось побеседовать и с главным «виновником торжества», которого единогласно обвиняют в разжигании конфликта, - АНАТОЛИЕМ МОЛОШНЫМ.
- Почему вы как представитель власти заняли сторону одной конфессии?
- Я не занимал ничью сторону.
- Но вы распространяли листовки с призывами; не зная канонов Православной веры, убеждали людей в том, что думали сами...
- Я сам человек верующий, и для меня разницы между патриархатами нет. Нам хотели помочь, когда никто не интересовался нашими проблемами.
- Разве приход канонической церкви собирал деньги и строил церковь для Киевского патриархата?
- Единственное, что нами руководило, - желание выйти из сложной ситуации со строительством. Если бы я знал, что оно так обернется... Пусть бы еще сто лет строились. Не имеет значения, каким способом человек молится...
- Позволительно ли представителю власти заставлять людей менять веру?
- А вы отвечаете за эти слова, что я кого-то заставлял? Я как представитель власти вообще ничего не делал, что противоречило бы моим полномочиям.
- А распространение писем?
- Да, это я признаю, но если вы внимательно его читали, это письмо направлено на примирение.
- Не на переход в другую церковь?
- Почему другую? Это одна церковь, один Бог.
- А можно узнать содержание письма администрации РГА в милицию? (От ред.: - Это письмо было составлено А.Молошным и направлено начальнику РО УМВД Украины в Сумской области Е.Пилипенко за подписью председателя РГА С.Греся. В нем была просьба привести личный состав в готовность, установить дежурство возле храма во время богослужений, для чего уточнить график у Б.Илькива и прекратить все попытки силового варианта развития событий, видимо, подразумевая под этим законные основания прихожан отстоять свой храм. Копия письма - в редакции.)
- Эта информация о письме - только слухи, не имеющие основания. Это письмо (!) никаким службам не передавалось. Когда возникла конфликтная ситуация, я просто испугался, не знал, что делать... Но никаких мер не предпринимал, просто переговорил с людьми, которые мне посоветовали не вмешиваться, это не входит в мои полномочия. Поверьте, это все слухи, им не надо верить. И не надо копаться, стараться что-то выудить, чтобы сделать громогласную статью, доказать, какой я плохой.
- Да мы, вообще-то, в этом не заинтересованы...
- Ну вот и не надо копаться. Ну вот я сегодня подам заявление - кому-то станет лучше? Исправится ситуация? Я на это место пришел с одной целью - служить людям, и если мне сегодня хотят доказать что-то другое, они абсолютно неправы, вот и все.
Не менее содержательной оказалась наша беседа с о.Богданом.
- Будет ли община Киевского патриархата переселяться в другое помещение, раз действующая церковь юридически передана общине Канонической Православной Церкви?
- Фактически приватизации общиной какой-то определенной церкви не было. Это помещение висит в воздухе.
- Но ведь есть документ о передаче в пользование.
- А приватизации нет. Если бы здание передавалось церковной организации, оно было бы приватизировано. А раз нет, значит, оно передавалось просто человеческой общине, так я понимаю.
- Но ведь передавалось оно общине канонической церкви.
- А что такое каноническая и неканоническая церкви? Каноническая церковь была Киевская, Киевской Руси.
- Это же не национальный вопрос.
- А какой? (Далее следует диспут о происхождении веры.)
- А как вообще священник может оставить свою веру и перейти в другую, какой бы она ни была?
- Я не оставляю веры.
- А церковное руководство тоже так считает? Что можно быть священником одного патриархата и править службу другого?
- А я не правлю другой службы. Моя служба пока идет по канонам.
- А в это воскресенье?
- Приехали люди и правили. Община хотела увидеть, к чему она идет, это ее решение, а не священника или власти. Люди захотели и пригласили Киевский патриархат. При чем тут священник? Церковь - это община.
- А пастырь общины кто?
- Я не знаю, кто пастырь общины. Их много, община сама выбирает себе пастыря.
Не нам, конечно, судить, но мы почему-то думали, что священник должен учить людей, объяснять и наставлять, оберегать от греха, а не водить от патриархата к патриархату. А по желанию - к более мелким организациям христиан или и вовсе... А если община скажет: «Хотим быть сатанистами!» - священник должен их возглавить и там, раз уж община сама решает, к какой вере присоединиться?.. Но это внутрицерковные вопросы.
А теперь о «мирских» проблемах зданий... На эту тему, как и об оценке ситуации в целом, мы попросили высказаться председателя РГА СЕРГЕЯ ГРЕСЯ:
- Каждая община имеет право на свое помещение. Разделение общины в Липовой Долине, конечно, неприятно. Для большинства людей патриархат не важен, лишь бы церковь была. Но раз уж так получилось, и те, и другие имеют право на помещение. Раз зарегистрирована первой парафия Московского патриархата, они останутся в церкви. А выходцы во главе с Богданом Николаевичем тоже получат помещение. Это будет решать поселковый совет, ведь помещения - не в нашей компетенции. Недостроенная церковь будет строиться, сейчас работы понемногу идут за деньги, собранные общиной и предприятиями. Представители Киевского патриархата к нам пока не обращались, и оснований говорить о том, что они готовы нам помочь в строительстве церкви, у меня нет.
В минувшее воскресенье прихожане Троицкой церкви, защищающие каноны, придя в свой храм, нашли его запертым. Несмотря на морозное утро и то, что среди собравшихся было немало пожилых людей и детей, воскресную службу было все-таки решено провести под открытым небом. Благочинный района отец Андрей представил собравшимся нового настоятеля храма протоиерея Константина, назначенного архиерейским указом вместо освобожденного Богдана Илькива. Сторонники последнего в службе участия не принимали, но зато регулярно вступали в спор со священниками, доказывая, что Москва и Россия грабят Украину.
Как Москва грабит нашу украинскую церковь, узнать не удалось. Правда, один противник «московской» церкви вспомнил, как лет пять или шесть назад что-то перечислялось из их прихода, правда, не в Москву, а в Сумскую епархию. Как потом сказал благочинный района, за последние годы епархия получила с этого прихода аж 6 (!) гривен. Тем не менее некоторые сторонники перехода в УПЦ КП заявили: только церковь Киевского патриархата истинно украинская, национальная и, несмотря ни на что, за своим смещенным батюшкой они пойдут хоть в Киевский патриархат, хоть в огонь, хоть в воду, видимо, забыв о том, что дорога в огонь - не самый лучший путь для христианина, который, прежде всего, должен искать дорогу к спасению, в Царство Небесное. Особо поразило то, что молящиеся, несмотря на явно недружелюбный характер выступлений сторонников отстраненного отца Богдана, сохраняли полное спокойствие.
Попытки прихожан и священства убедить бывшего настоятеля Троицкой церкви отдать ключи от храма и передать церковные дела новому настоятелю не увенчались успехом. Дверь в квартиру, где проживает Богдан Илькив, представителям общины не открыли, более того, пообещали вызвать милицию.
Кстати, несмотря на все заверения о том, что вмешиваться в дела общины райгосадминистрация не будет, буквально накануне все тот же А.Молошный присутствовал на сессии Липоводолинского поселкового совета и, не стесняясь, убеждал местных депутатов провести разъяснительную работу среди населения в поддержку бывшего настоятеля Богдана Илькива и его стремления перейти в УПЦ КП. Эта позиция районных чиновников вызывает, мягко говоря, недоумение. Ожидаем на нее адекватную реакцию со стороны области. Какой она будет - мы обязательно проинформируем читателей ВШ.
Богдана Александрова
P.S. А прихожане храма, выступившие против раскола, сказали нам, что они молятся за вразумление своего бывшего настоятеля. Ведь это уже не первая его попытка уйти в раскол...
P.P.S. В понедельник, 31 октября, родственнице корреспондента ВШ, работавшего над этим материалом, поступил звонок с явными угрозами в адрес нашей сотрудницы и ее семьи (фамилия и должность сторонницы УПЦ КП нашей газете известны). Как раз в это время в ее кабинете находился бывший настоятель Троицкой церкви. Случайно ли? Редакция ВШ, упреждая нежелательные провокации как с ее стороны, так и со стороны других приверженцев КП, направила письма на имя начальника УМВД в Сумской области и начальника СБУ в Сумской области с просьбой не допустить любых проявлений религиозного экстремизма.