За время своего понтификатства Пий XI заключил 26 конкордатов, с разными странами. Из них на первом месте стоят два соглашения — с Муссолини и с Гитлером. Союз с итальянским фашизмом мы рассмотрели, теперь переходим к обозрению конкордата Пия XI с Гитлером. Об этом конкордате, заключенном в 1933 г., можно сказать, что он является своего рода расплатой Гитлера с Пием XI за его политическое прислужничество — на этот раз пред германским фашизмом. Для подтверждения приведем наиболее яркие примеры прислужничества Пия XI перед Гитлером.
До прихода Гитлера к власти в Германии наиболее сильной политической партией была так называемая "партия центра". Она состояла из католиков и находилась под влиянием Ватикана. Лидерами этой партии в то время были: священник Каас, католики — Брюнинг, Папени др.
23 марта 1933 г. Гитлер в своей декларации заявил о своем желании заключить с Пием XI конкордат. Тогда Каас, Брюнинг, Папен выступили в рейхстаге за предоставление чрезвычайных полномочий Гитлеру, а 5 июля 1933 г. партия центра объявила себя распущенной. Все это было проделано при прямом участии Ватикана, куда Каас ездил для обсуждения условий будущего конкордата. Понятно,что Гитлер не остался в долгу пред Ватиканом за его прислужничество перед германским фашизмом, и 20 июля 1933 г. был заключен конкордат между Гитлером и Пием XI.
После заключения конкордата прислужничество римской курии пред Гитлером начало проявляться в совершенно открытой и крикливой форме. Германские высшие иерархи в своих посланиях восхваляли Гитлера и убеждали верующих католиков поддерживать гитлеровский режим. Например, 6 ноября 1933 г. германский кардинал Бертрам прямо заявил, что католики должны поддержать фашизм. Баварские епископы называли политику Гитлера миролюбивой и требовали, чтобы католики отдавали свои голоса фашистам. Католические газеты писали хвалебные статьи о фашизме. Они призывали католиков поддерживать Гитлера. Ватикан и целый ряд архиепископов (Бамбергский, Оренбургский) запретили своим газетам критиковать даже те меры Гитлера, какие были прямо направлены против церкви.
В 1935 г. гитлеровцы предприняли меры к присоединению Саара к Германии. Преобладающим населением здесь являются католики. Поэтому папа вместо с германскими и саарскими епископами принял все меры к тому, чтобы население голосовало за присоединение к Германии. В результате — во время голосования, происходившего в обстановке фашистского террора, большинство населения высказалось за присоединение к Германии.
Итак, вот те факты политического прислужничества Пия XI перед Гитлером, за которые он отблагодарил папу конкордатом. Последний для римской курии оказался выгодным, но для Римско-католической Церкви он, кроме оскорблений и унижений, ничего не принес. В самом деле: вся вселенная с гневом и ненавистью относится к злодеяниям Гитлера. Гитлеризм принес человечеству неисчислимые бедствия. И вот с этим человеконенавистническим антихристианским режимом Пий XI заключил союз, вернее, пошел к нему на услужение. Нужно ли говорить, что Ватикан скомпрометировал себя на веки перед всем христианским миром.
Но прислужничество пред гитлеризмом не принесло Римско-католической Церкви особенных выгод. Верующим католикам пришлось пережить немало унижений и оскорблений. Государство получило право отводить кандидатов в немецкие епископы, выдвигаемых Ватиканом. Все епископы обязаны были приносить присягу гитлеровскому правительству, которое постоянно нарушало свои обещания и бесцеремонно третировало интересы Римско-католической Церкви. Австрийский кардинал Инницер в интервью с представителями печати в Риме 26 февраля 1946 г. рассказывал: "Гитлер предоставил мне право иметь школы. Но затем Гитлер стал действовать открыто, забрал все школы и закрыл частные католические училища". Жестикулируя и стуча кулаком по столу, кардинал воскликнул: "Все обещания Гитлера оказались ложью" (Мзнхэттен, "Ватикан", стр. 245).
Но политическое прислужничество Ватикана пред фашизмом особенно резко бросается в глаза при понтификатстве Пия XII. Дело в том, что смена верховного правителя католической Церкви нисколько не повлияла на политику Ватикана в отношении фашизма. Это объясняется тем, что именно новый папа руководил высшей политикой Ватикана на протяжении предыдущих десятилетий и был главным пособником прихода Гитлера к власти, как мы это увидим ниже. Он всегда находился в согласии с Пием XI, и единственное различие между этими двумя папами заключалось в том, что Пий XII был более тонким и хитрым дипломатом, чем его предшественник (Мэнхэттен, "Ватикан", стр. 129). Поэтому неудивительно, что политика Пия XII до известной степени является повторением деятельности Пия XI. В этом можно убедиться из отношений Ватикана к Италии в годы второй империалистической войны, когда по распоряжению Пия XII повсеместно служились молебны. Миланский архиепископ Шустер в казармах воодушевлял солдат. В конце июня 1940 г. епископы Италии обратились к Муссолини с письмом, призывая освободить oт власти англичан "места, где находится Гроб Господень".
В период времени с 1940 г. и до падения Муссолини Пий XII неоднократно принимал разные организации и благословлял членов их на войну в защиту фашизма. Но когда католики Америки и Англии узнали, что папа благословлял немецких католиков на войну, то это вызвало массу протестов с их стороны.
Напрасно католические писатели пытаются доказать, что сам Пий XII, якобы, был против участия Италии в этой кровопролитной войне. Он ни разу не выступил против войны, не осудил захвата Албании, а когда в 1943 г. увидел, что Италия проиграла войну, он стал высказываться за "справедливый и почетный мир" для Италии. Когда же полчища фашистов заливали кровью Европу, то Пий XII молчал! Такие же симпатии проявил Пий XII и к германскому фашизму.
В начале второй империалистической войны Пий XII держался очень осторожно, но все же ни разу не протестовал против преступлений немецких фашистов и их союзников в странах Европы. После падения Франции Пий XII определенно перешел на сторону Гитлера. В феврале 1941 г. папа принял в Ватикане сто солдат и двадцать офицеров немецкой армии и выразил свою радость по поводу их посещения.
В июне 1942 г. в беседе с министром иностранных дел Испании Суньером Пий XII сказал, что "ему очень больно, что в Германии его не считают другом германского народа. Он все же надеется, что примирение возможно, он был бы счастлив, если бы ему когда-либо удалось притти к соглашению с Германией".
"Миллионы католиков и не-католиков Польши, Бельгии, Франции, Голландии и других стран были замучены гитлеровцами, но в папских речах об этом нет ни слова. А между тем Пий XII отлично знал, что происходит в оккупированных немцами государствах. Но он молчал". (Шейнман, "Ватикан", стр. 151).
Совсем иначе стал себя держать Пий XII после разгрома гитлеровских армий. Католические газеты заговорили в пользу Германии и Италии. В своих посланиях он взывал о милосердии по отношению к фашистам.
Епископ Челмсфордский (Англиканской Церкви) писал: "В выступлениях папы трудно найти хотя бы одно слово, осуждавшее нацистов в то время, когда они разрушали Лондон. Несомненно, политика Ватикана антидемократична. Английский писатель Герберт писал, что он искал и не нашел в выступлениях папы осуждения вторжения немцев в Польшу, Россию, Францию, Голландию, Бельгию, Норвегию, Грецию и т. д., осуждения систематических убийств и истязаний поляков и евреев.
Папа боялся, что гнев народа обрушится на тех, кто принес столько страданий человечеству, и просил о милосердии к злодеям, стремился спасти режим Гитлера (Шейнман, "Ватикан", стр.151 —154).
Таким образом, мы видим, что политическое прислужничество Пия XII пред итало-германским фашизмом носит самый активный характер. Без всякого преувеличения можно сказать, что деятельность Пия XII сводится к осуществлению фашизма посредством церковно-административного аппарата. А так как между фашизмом и христианством нет ничего общего, то, следовательно, деятельность Пия XII можно назвать антихристианской. Любопытно, что после разгрома Гитлера кардинал Фаульгабер заявил 12мая 1945 г. американским корреспондентам: "Нацизм был против христианства и католицизма", а Пий XII во время краткой проповеди заявил, что "уничтожение сатанинского нацизма было благодеянием"), (Мэнхэттен, "Ватикан", стр. 213—214).
You must be registered for see links