Відповідь: Демократія чи Диктатура?
Представление же, будто наличие "демократических механизмов" само по
себе обеспечивает свободу человека, а их отсутствие ее подавляет - плод
наивности почти неприличной. В какой-то мере эта наивность была еще
простительна русским в начале века, но и тогда уже Бердяев писал: "Для
многих русских людей, привыкших к гнету и несправедливости, демократия
представлялась чем-то определенным и простым - она должна была принести
великие блага, должна освободить личность. Во имя некоторой бесспорной
правды демократии мы готовы были забыть, что религия демократии, как она
была провозглашена Руссо и как была осуществлена Робеспьером, не только не
освобождает личности и не утверждает ее неотъемлемых прав, но совершенно
подавляет личность и не хочет знать ее автономного бытия. Государственный
абсолютизм в демократиях так же возможен, как в самых крайних монархиях.
Такова буржуазная демократия с ее формальным абсолютизмом принципа
народовластия... Инстинкты и навыки абсолютизма перешли в демократию, они
господствуют во всех самых демократических революциях".
Строго говоря, как только манипуляция сознанием превратилась в
технологию господства, само понятие демократии стало чисто условным и
употребляется лишь как идеологический штамп. В среде профессионалов этот
штамп всерьез не принимают. В своей "Энциклопедии социальных наук"
Г.Лассуэлл заметил: "Мы не должны уступать демократической догме, согласно
которой люди сами могут судить о своих собственных интересах".
Раз уж мы заговорили о демократии и тоталитаризме, надо на минуту
отвлечься и выделить особый случай: что происходит, когда в обществе с
"тоталитарными" представлениями о человеке и о власти вдруг революционным
порядком внедряются "демократические" правила? Неважно, привозят ли
демократию американские военные пехотинцы, как на Гаити или в Панаму,
бельгийские парашютисты, как в Конго, или отечественные идеалисты, как
весной 1917 года в России. В любом случае это демократия, которая не
вырастает из сложившегося в культуре "ощущения власти", а привносится как
прекрасный заморский плод. Возникает гибрид, который, если работать
тщательно и бережно, может быть вполне приемлемым (как японская
"демократия", созданная после войны оккупационными властями США). Но в
большинстве случаев этот гибрид ужасен, как Мобуту.
Для нас этот вариант важен потому, что вот уже больше десяти лет
проблема демократии и тоталитаризма стала забойной темой в промывании наших
мозгов. А в действительности мы, даже следуя логике наших собственных
демократов, как раз получаем упомянутый гибрид: на наше "тоталитарное"
прошлое, на наше "тоталитарное" мышление наложили какую-то дикую мешанину
норм и понятий (мэры и префекты вперемешку с Думой, дьяками и тысячью
партий).
Итак, Россия никогда не была "гражданским обществом" свободных
индивидуумов. Говоря суконным языком, это было корпоративное, сословное
общество (крестьяне, дворяне, купцы да духовенство - не классы, не
пролетарии и собственники). Мягче, хотя и с насмешкой, либеральные
социальные философы называют этот тип общества так: "теплое общество лицом к
лицу". Откровенные же идеологи рубят честно: тоталитаризм. Как ведут себя
люди такого общества, когда им вдруг приходится создавать власть (их
обязывают быть "демократами")? Это мы видим сегодня и поражаемся, не понимая
- народ выбирает людей никчемных, желательно нерусских, и очень часто
уголовников. Между тем удивляться тут нечему. Этот архетип, эта
подсознательная тяга проявилась уже в начальный момент становления Руси,
когда управлять ею пригласили грабителей-варягов.
Этому есть объяснение низкое, бытовое, и есть высокое, идеальное.
Давайте вспомним "чистый" случай гибридизации власти, когда после
февральской революции 1917 г. и в деревне, и в городе пришлось сразу перейти
от урядников и царских чиновников к милиции, самоуправлению и "народным
министрам". Что произошло?
Нам оставил скрупулезное, день за днем, описание тех событий М.Пришвин
в своих дневниках. Он был чуть ли не единственный писатель, который провел
годы революции в деревне, в сердце России, на своем хуторе в Елецком уезде
Орловской губернии. И не за письменным столом - сам пахал свои 16 десятин
(ему даже запретили иметь работника). Кроме того, он действительно был в
гуще всех событий, так как был делегатом Временного комитета Государственной
Думы по Орловской губернии, ежедневно заседал в своем сельском комитете,
объезжал уезды и волости. Временами бывал в Петербурге - в министерствах,
Думе и Совете. В своем отчете в Думу от 20 мая он пишет, что в комитеты и
советы крестьяне выбирают уголовников. "Из расспросов я убедился, что
явление это в нашем краю всеобщее", - пишет Пришвин. Приехав в начале
сентября в столицу и поглядев на министра земледелия лидера эсеров Чернова,
Пришвин понял, что речь не о его крае, а о всей России. Вот его запись 2
сентября:
"Чернов - маленький человек, это видно и по его ужимкам, и улыбочкам, и
пространным, хитросплетенным речам без всякого содержания. "Деревня" - слово
он произносит с французским акцентом и называет себя "селянским министром".
Видно, что у него ничего за душой, как, впрочем, и у большинства настоящих
"селянских министров", которых теперь деревня посылает в волость, волость в
уезд, уезд в столицу. Эти посланники деревенские выбираются часто
крестьянами из уголовных, потому что они пострадали, они несчастные,
хозяйства у них нет, свободные люди, и им можно потому без всякого личного
ущерба стоять за крестьян. Они выучивают наскоро необходимую азбуку
политики, смешно выговаривают иностранные слова, так же, как посланник из
интеллигенции Чернов смешно выговаривает слова деревенские с французским de.
"Селянский министр" и деревенские делегаты психологически противоположны
настоящему мужику".
Как же реально создается эта власть и как рассуждают те, кто желает ей
подчиниться? Пришвин записал ход таких собраний. Вот один случай, 3 июля
1917 г. Выборы в комитет, дело важное, т.к. комитет, в отличие от совета,
ведет хозяйственные дела. Кандидат Мешков ("виски сжаты, лоб утюжком, глаза
блуждают. Кто он такой? Да такой - вот он весь тут: ни сохи, ни бороны, ни
земли"). Мешков - вор. Но ведущий собрание дьякон находит довод:
"- Его грех, товарищи, явный, а явный грех мучит больше тайного, все мы
грешники!
И дал слово оправдаться самому Мешкову. Он сказал:
- Товарищи, я девять лет назад был судим, а теперь я оправдал себя
политикой. По новому закону все прощается!
- Верно! - сказали в толпе.
И кто-то сказал спокойно:
- Ежели нам не избирать Мешкова, то кого нам избирать. Мешков человек
весь тут: и штаны его, и рубашка, и стоптанные сапоги - все тут! Одно слово,
человек-оратор, и нет у него ни лошади, ни коровы, ни сохи, ни бороны, и
живет он из милости у дяди на загуменье, а жена побирается. Не выбирайте
высокого, у высокого много скота, земля, хозяйство, он - буржуаз. Выбирайте
маленького. А Мешков у нас - самый маленький.
- Благодарю вас, товарищи, - ответил Мешков, - теперь я посвящу вас,
что есть избирательная урна. Это есть секретный вопрос и совпадает с
какой-нибудь тайной, эту самую тайну нужно вам нести очень тщательно и очень
вежливо и даже под строгим караулом!
И призвал к выборам:
- Выбирайте, однако, только социалистов-революционеров, а которого если
выберете из партии народной свободы, из буржуазов, то мы все равно все
смешаем и все сметем!".
Вот это и есть - гибрид демократии и "теплого общества". В результате,
как пишет Пришвин, после февраля всего за полгода "власть была изнасилована"
("за властью теперь просто охотятся и берут ее голыми руками"). И охотиться
за властью, насиловать ее могут именно люди никчемные:
"Как в дележе земли участвуют главным образом те, у кого ее нет, и
многие из тех, кто даже забыл, как нужно ее обрабатывать, так и в дележе
власти участвуют в большинстве случаев люди голые, неспособные к творческой
работе, забывшие, что... власть государственная есть несчастие человека
прежде всего".
Представление же, будто наличие "демократических механизмов" само по
себе обеспечивает свободу человека, а их отсутствие ее подавляет - плод
наивности почти неприличной. В какой-то мере эта наивность была еще
простительна русским в начале века, но и тогда уже Бердяев писал: "Для
многих русских людей, привыкших к гнету и несправедливости, демократия
представлялась чем-то определенным и простым - она должна была принести
великие блага, должна освободить личность. Во имя некоторой бесспорной
правды демократии мы готовы были забыть, что религия демократии, как она
была провозглашена Руссо и как была осуществлена Робеспьером, не только не
освобождает личности и не утверждает ее неотъемлемых прав, но совершенно
подавляет личность и не хочет знать ее автономного бытия. Государственный
абсолютизм в демократиях так же возможен, как в самых крайних монархиях.
Такова буржуазная демократия с ее формальным абсолютизмом принципа
народовластия... Инстинкты и навыки абсолютизма перешли в демократию, они
господствуют во всех самых демократических революциях".
Строго говоря, как только манипуляция сознанием превратилась в
технологию господства, само понятие демократии стало чисто условным и
употребляется лишь как идеологический штамп. В среде профессионалов этот
штамп всерьез не принимают. В своей "Энциклопедии социальных наук"
Г.Лассуэлл заметил: "Мы не должны уступать демократической догме, согласно
которой люди сами могут судить о своих собственных интересах".
Раз уж мы заговорили о демократии и тоталитаризме, надо на минуту
отвлечься и выделить особый случай: что происходит, когда в обществе с
"тоталитарными" представлениями о человеке и о власти вдруг революционным
порядком внедряются "демократические" правила? Неважно, привозят ли
демократию американские военные пехотинцы, как на Гаити или в Панаму,
бельгийские парашютисты, как в Конго, или отечественные идеалисты, как
весной 1917 года в России. В любом случае это демократия, которая не
вырастает из сложившегося в культуре "ощущения власти", а привносится как
прекрасный заморский плод. Возникает гибрид, который, если работать
тщательно и бережно, может быть вполне приемлемым (как японская
"демократия", созданная после войны оккупационными властями США). Но в
большинстве случаев этот гибрид ужасен, как Мобуту.
Для нас этот вариант важен потому, что вот уже больше десяти лет
проблема демократии и тоталитаризма стала забойной темой в промывании наших
мозгов. А в действительности мы, даже следуя логике наших собственных
демократов, как раз получаем упомянутый гибрид: на наше "тоталитарное"
прошлое, на наше "тоталитарное" мышление наложили какую-то дикую мешанину
норм и понятий (мэры и префекты вперемешку с Думой, дьяками и тысячью
партий).
Итак, Россия никогда не была "гражданским обществом" свободных
индивидуумов. Говоря суконным языком, это было корпоративное, сословное
общество (крестьяне, дворяне, купцы да духовенство - не классы, не
пролетарии и собственники). Мягче, хотя и с насмешкой, либеральные
социальные философы называют этот тип общества так: "теплое общество лицом к
лицу". Откровенные же идеологи рубят честно: тоталитаризм. Как ведут себя
люди такого общества, когда им вдруг приходится создавать власть (их
обязывают быть "демократами")? Это мы видим сегодня и поражаемся, не понимая
- народ выбирает людей никчемных, желательно нерусских, и очень часто
уголовников. Между тем удивляться тут нечему. Этот архетип, эта
подсознательная тяга проявилась уже в начальный момент становления Руси,
когда управлять ею пригласили грабителей-варягов.
Этому есть объяснение низкое, бытовое, и есть высокое, идеальное.
Давайте вспомним "чистый" случай гибридизации власти, когда после
февральской революции 1917 г. и в деревне, и в городе пришлось сразу перейти
от урядников и царских чиновников к милиции, самоуправлению и "народным
министрам". Что произошло?
Нам оставил скрупулезное, день за днем, описание тех событий М.Пришвин
в своих дневниках. Он был чуть ли не единственный писатель, который провел
годы революции в деревне, в сердце России, на своем хуторе в Елецком уезде
Орловской губернии. И не за письменным столом - сам пахал свои 16 десятин
(ему даже запретили иметь работника). Кроме того, он действительно был в
гуще всех событий, так как был делегатом Временного комитета Государственной
Думы по Орловской губернии, ежедневно заседал в своем сельском комитете,
объезжал уезды и волости. Временами бывал в Петербурге - в министерствах,
Думе и Совете. В своем отчете в Думу от 20 мая он пишет, что в комитеты и
советы крестьяне выбирают уголовников. "Из расспросов я убедился, что
явление это в нашем краю всеобщее", - пишет Пришвин. Приехав в начале
сентября в столицу и поглядев на министра земледелия лидера эсеров Чернова,
Пришвин понял, что речь не о его крае, а о всей России. Вот его запись 2
сентября:
"Чернов - маленький человек, это видно и по его ужимкам, и улыбочкам, и
пространным, хитросплетенным речам без всякого содержания. "Деревня" - слово
он произносит с французским акцентом и называет себя "селянским министром".
Видно, что у него ничего за душой, как, впрочем, и у большинства настоящих
"селянских министров", которых теперь деревня посылает в волость, волость в
уезд, уезд в столицу. Эти посланники деревенские выбираются часто
крестьянами из уголовных, потому что они пострадали, они несчастные,
хозяйства у них нет, свободные люди, и им можно потому без всякого личного
ущерба стоять за крестьян. Они выучивают наскоро необходимую азбуку
политики, смешно выговаривают иностранные слова, так же, как посланник из
интеллигенции Чернов смешно выговаривает слова деревенские с французским de.
"Селянский министр" и деревенские делегаты психологически противоположны
настоящему мужику".
Как же реально создается эта власть и как рассуждают те, кто желает ей
подчиниться? Пришвин записал ход таких собраний. Вот один случай, 3 июля
1917 г. Выборы в комитет, дело важное, т.к. комитет, в отличие от совета,
ведет хозяйственные дела. Кандидат Мешков ("виски сжаты, лоб утюжком, глаза
блуждают. Кто он такой? Да такой - вот он весь тут: ни сохи, ни бороны, ни
земли"). Мешков - вор. Но ведущий собрание дьякон находит довод:
"- Его грех, товарищи, явный, а явный грех мучит больше тайного, все мы
грешники!
И дал слово оправдаться самому Мешкову. Он сказал:
- Товарищи, я девять лет назад был судим, а теперь я оправдал себя
политикой. По новому закону все прощается!
- Верно! - сказали в толпе.
И кто-то сказал спокойно:
- Ежели нам не избирать Мешкова, то кого нам избирать. Мешков человек
весь тут: и штаны его, и рубашка, и стоптанные сапоги - все тут! Одно слово,
человек-оратор, и нет у него ни лошади, ни коровы, ни сохи, ни бороны, и
живет он из милости у дяди на загуменье, а жена побирается. Не выбирайте
высокого, у высокого много скота, земля, хозяйство, он - буржуаз. Выбирайте
маленького. А Мешков у нас - самый маленький.
- Благодарю вас, товарищи, - ответил Мешков, - теперь я посвящу вас,
что есть избирательная урна. Это есть секретный вопрос и совпадает с
какой-нибудь тайной, эту самую тайну нужно вам нести очень тщательно и очень
вежливо и даже под строгим караулом!
И призвал к выборам:
- Выбирайте, однако, только социалистов-революционеров, а которого если
выберете из партии народной свободы, из буржуазов, то мы все равно все
смешаем и все сметем!".
Вот это и есть - гибрид демократии и "теплого общества". В результате,
как пишет Пришвин, после февраля всего за полгода "власть была изнасилована"
("за властью теперь просто охотятся и берут ее голыми руками"). И охотиться
за властью, насиловать ее могут именно люди никчемные:
"Как в дележе земли участвуют главным образом те, у кого ее нет, и
многие из тех, кто даже забыл, как нужно ее обрабатывать, так и в дележе
власти участвуют в большинстве случаев люди голые, неспособные к творческой
работе, забывшие, что... власть государственная есть несчастие человека
прежде всего".