Как бы то ни было, после революции за Лениным были закреплены три машины из царского гаража, ставшего автоконюшенной базой Совнаркома. Это были два "Делоне-Бельвиля" (лимузин и с открытым кузовом), а также "Роллс-Ройс". Но Ленин со временем стал предпочитать именно "Роллс-Ройсы". Во всяком случае, они составили основу Особого гаража, созданного в 1920 году для обслуживания Ильича и его близких.
Каждый советский вождь мог выбрать себе "Роллс-Ройс" по потребностям и эксплуатировать его по способностям. Молотов предпочитал лимузин, а Сталин — фаэтон, в котором хорошо было ездить на охоту по степям
Естественно, привычка подражать во всем первому лицу со сменой власти никуда не исчезла. Вслед за Лениным "Роллс-Ройс" заполучил Лев Троцкий. Такой же "Серебряный призрак" возил председателя Совнаркома Украины Христиана Раковского. А Лев Каменев, который чуть не погиб, когда из-за некачественного топлива вспыхнул двигатель его "Пежо", даже попытался умыкнуть полученный после этого случая "Роллс-Ройс" к новому месту службы — в Петроград.
Вместе со спросом росло и количество английских авто в правительственном гараже: в 1919 году их было два, а в 1921-м — уже 13
Конечно, для правительственного гаража могли бы закупить и неплохо зарекомендовавшие себя "Делоне-Бельвили". Во всяком случае, начальник кремлевской автобазы пытался выменять в других автохозяйствах именно их. Но французские власти упорно требовали от советского правительства возврата царских долгов и время от времени пытались арестовывать советское имущество за рубежом. В ответ Совнарком с той же регулярностью запрещал любые торговые операции с Францией. И в результате Наркомвнешторг предпочел сделать своей основной торгово-закупочной базой сначала Берлин, а затем Лондон. Достаточно скоро главным советским экспортно-импортным предприятием стало основанное в Англии общество АРКОС (ARCOS, All Russian Cooperative Society), в котором под руководством присланных из Москвы чиновников работали несколько сотен английских клерков. В считанные годы АРКОС превратился в одну из самых крупных лондонских торговых компаний. Значительные доходы от торговли зерном, льном, пушниной, икрой и прочими русскими товарами позволили АРКОСу приобрести несколько многоэтажных домов в британской столице.
В успехах АРКОСа были крайне заинтересованы ответственные товарищи в Москве. В то время для руководителей существовал так называемый партмаксимум зарплаты. А все необходимое для комфортной жизни привозили в столицу РСФСР сотрудники АРКОСа. Они даже попросили Наркомвнешторг максимально упростить для них прохождение таможенного досмотра.
Деньги на закупку подарков в Москву, естественно, брались не из кассы АРКОСа, а из комиссионных, полученных от партнеров, и потому в наркомате старались, чтобы этот золотой поток не иссякал. К примеру, внешторговские представители на Ближнем Востоке заключили договор с отделением французской автомобильной фирмы "Берлие" на поставку грузовиков в Россию. Но в Москве проводить эту сделку запретили. Вмиг поумневшие французы отправились в Лондон и практически на тех же условиях, но, видимо, с комиссионными в нужные руки получили желанный договор.
Однако, как истинные патриоты Британии, английские менеджеры АРКОСа предпочитали закупать автомобили на родине. В начале 1921 года была разработана сделка века, предполагавшая поставку "Роллс-Ройсов" для советской элиты. В мае 1921 года АРКОСу под это выдали 10 млн золотых рублей, что равнялось Ј1 млн. На эти деньги можно было закупить больше 400 новеньких "Роллс-Ройсов". Но случилось непредвиденное — в России разразился голод. Тратить такие деньги на роскошные лимузины, в то время как по всему миру собирались средства для помощи голодающим, было неприлично даже для известных своим цинизмом большевиков.
Однако менеджеры АРКОСа, видимо глубоко и лично заинтересованные в успехе проекта, делали все возможное для его спасения. Они якобы не до конца поняли полученную 11 июня 1921 года из Москвы шифровку об отмене сделки. Все лето в АРКОСе пытались найти основания для оплаты хотя бы небольших заказов на "Роллс-Ройсы". Руководитель компании Клышко сообщал в конце июля в Москву наркому иностранных дел Чичерину: "Четыре Рольса (так в тексте.— 'Деньги') куплены до получения Вашей телеграммы на основании ранее полученных распоряжений. Всего вместе с запасными частями на 9650 стерлингов. Автомобили отправляются пароходом, уходящим в субботу 13-го (августа.— 'Деньги'). Впредь до новых распоряжений от дальнейших покупок воздержимся".
Однако практически одновременно в Совнарком ушла другая телеграмма: "Присланный в феврале список запасных частей для Рольсройс автобазой Совнаркома 17 февраля #1469 не мог быть исполнен вследствие отказа фирмы доставлять запасные части для автомобилей прежних лет. Затем исполнение заказа было приостановлено ввиду общей отмены всех заказов постановлением СТО (Совета труда и обороны.— 'Деньги'). Самый список был признан нашими специалистами составленным недостаточно полно... Всесторонним обсуждением вопроса приходим к заключению о необходимости заказать немедленно три Рольса и два шасси для старых моделей сверх заказанных частей согласно новому списку, итого на общую сумму приблизительно 15 тысяч фунтов. Если находите необходимым немедленное исполнение задания автобазы Совнаркома... полностью, необходимо добавить еще 25 тысяч фунтов. Немедленно телеграфируйте, утверждаются ли Вами кредиты, и переведите соответственную валюту".
В августе АРКОС наконец сообщил, что готов направить выделенные на "Роллс-Ройсы" средства на закупку продовольствия для голодающих Поволжья. Закупки автомобилей возобновились лишь в начале 1922 года. При этом лондонцы продолжали гнуть свою линию. С большой неохотой они заказывали во Франции запчасти для "Делоне-Бельвилей" из гаража Совнаркома, а в Америке — для "Паккардов" из гаража ВЦИКа. А когда правительственной автобазе потребовались мотоциклы, АРКОС, конечно же, приобрел английские BSA.
Только после ликвидации в середине 20-х годов фактической монополии АРКОСа на внешнюю торговлю СССР в страну начали массово поступать автомобили небританского происхождения. К тому времени Москва превосходила по количеству "Роллс-Ройсов" любую другую столицу мира. Таким образом, заказы из России помогли фирме сносно пережить трудные годы мирового экономического кризиса.