"ЗАБЕРИТЕ СЕБЕ "ОПЛОТ" - ОН НЕ ЛУЧШЕ Т-64БВ", - ТАНКИСТ С ПОЗЫВНЫМ ФЕРРУМ КРИТИКУЕТ ТАНКОСТРОЕНИЕ УКРАИНЫ
You must be registered for see links
Позывной Феррум - в 2014-16 годах танкист механизированной бригады, два высших образования, в том числе военное. Он сейчас на службе, и поскольку на любую критику у нас смотрят как на измену, то расшифровывать его не станем. Скажу лишь свое мнение - это один из наиболее интеллектуальных украинских воинов, с кем мне доводилось общаться за время войны.
Большая честь для нас, что Феррум написал важнейшую аналитическую статью для Цензор.НЕТ. Его впечатляющий рассказ ярко демонстрирует проблемы, которые выявлены в ходе эксплуатации старого советского Т-64, основного боевого танка украинской армии. Танкист написал эту статью после многолетних активных попыток повлиять всеми силами на ускорение модернизации украинских танков и принятия на вооружение концептуально новых боевых танков. Его рассказ - это полемика с разработчиками танка Т-64 в Харьковском бюро по машиностроению (ХКБМ), а также с теми, кто планирует и финансирует модернизацию старых танков и производство новых танков "Оплот", который собираются сейчас закупать для армии как альтернативу Т-64. Этот рассказ танкиста необходимо вдумчиво прочитать прежде всего тем, кто планирует политику оборонной промышленности Украины.
"Навеяно диалогами с хозяевами "Оплотов". Лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Зимой 2014 года я верил, что "им" нужно дать время, время, чтобы освоиться и оценить свое детище. За время нужно было платить. Я садился в танк, обвешанный двумя радиостанциями, одна "моторолла" и один "баофенг". И "моторолла" и "баофенг" имели внутриушные динамики, поверх которых я надевал стандартный тряпчаный шлемофон. Я не скажу, что это была вынужденная мера - это было следствием моей некомпетентности. Так как я тогда не знал ни характеристик "мотороллы" ни "баофенга". Ничего не знал, а просто верил. Да, в 2014 году я верил, верил почти всему, что говорят. Верил, что события 2014-го года кому-то нужны, а не только мне и будущему моих детей. Верил, что "моторолла" не сопоставима с "баофенгом". Поэтому я цеплял в каждое ухо ракушку внутриушных динамиков, и запихивал за пазуху две радиостанции. При этом люк всегда держал открытым, что бы усики-антенки радиостанций были выше уровня люков. Обе они торчали у меня из-за шиворота. Я был зимой в летнем комбинезоне, так как в проем люка, что командира, что наводчика пролезть в зимнем очень трудно. А с радиостанцией за пазухой просто невозможно. Поэтому, как пингвин, я запихивал в люк сначала свое пузо, в легком комбезе. Затем на уровне головы опускал вниз в люк две радиостанции и только затем опускался сам. Соответственно из люка, без предварительного "стриптиза", я мог выставлять только голову.
НСВТ (12,7 мм пулемет на башне Т-64. – Ю.Б.) я никогда даже не заряжал, так как никогда не видел смысла в этом горе-пулемете с наведением через спонтанный редуктор и с управлением от бестолково торчащей ручки, взявшись за которую обязательно потеряешь локоть от отдачи пушки. Ездить с защитным экраном можно было только если ты на 90% уверен в МЗ (механизм заряжания танка – Ю.Б.) и при этом тебе не надо лезть к взрывателю (имеется в виду, что защитный экран в башне, защищающий от отдачи, не позволит в таком случае осуществить перезарядку орудия в механизме заряжания вручную в случае необходимости – Ю.Б.).
С двумя радиостанциями за пазухой было очень трудно снаряжать ПКТ (второй танковый пулемет, спаренный с стволом орудия – Ю.Б.). Так как... Так как танк ваш дерьмовый.
Но все эти муки были оправданными, потому что у меня была связь. И с пехотой и с командиром. Тогда даже один танк со связью был на вес золота.
Сверху на голову я одевал шлемофон, для связи с экипажем. Так что большую часть времени я просто хлопал себя по туловищу, ища тангенту для связи (переговорное устройство через которое идет общение – Ю.Б.). Выручало, конечно, что танк был один. Остальные отказывались садиться в этот гроб. Или садились, но потом терялись. Да и не было столько "моторолл". Нам вообще волонтеры купили.
И конечно уже тогда я ездил с планшетом! Даже с двумя. Естественно я выставлял его наружу, чтобы определить свое местоположение, и грел собственным телом, потому что экран жидкокристаллический замерзает (т.е. навигация шла через обычные спутники. – Ю.Б.). И еще на холоде быстрее разряжаются литиевые батареи.
Мне говорили – "Потерпи. Потерпи, Таиланд нам поможет" (новые танки "Оплот" поставлялись в Таиланд, танкисты рассчитывали также получить новые машины из этой поставки. – Ю.Б.). И четыре танка Т-84 в боксах, - они "внештатные" их трогать нельзя (Т-84 – вариант для Пакистана танка "Оплот", был принят на вооружение, несколько танков до сих пор стоят на заводе. – Ю.Б.). Они заводские. А ты, мол, потерпи. И я терпел. Волонтеры дали нам автомобиль легковой. Который всегда сопровождал танк. Мы никогда в активной фазе (во время активных боевых действий. - Ю.Б.) не оставляли танк в одном и том же месте. А расстояние до ночлега нам всегда сокращал волонтерский "джипик".
Я тогда верил. Все еще верил.
Зимой 2015-2016 года я узнал, что на Т-64 будут устанавливать современные радиостанции. Волнующий момент. Но … И к весне я уже не верил. Но все еще надеялся. Надеялся, что завод все же прислушается к просьбам и мольбам. Но оказалось, что "мотороллы" я должен устанавливать сам. Сам!!! Прикручивать саморезами радиостанцию к внутренней обшивке танка. Дальше - больше. Оказалось, что связь будет только с командиром танка, и что командиру танка нужно будет выбирать, с кем ему связываться - с экипажем или с командиром. Потому что канал внутренней связи занимала бессменная Р-123 (старая советская аналоговая станция – Ю.Б.), которую никто с танка снимать не собирался. Завод ХКБМ не давал документацию и не давал внести изменения в конструкцию танка. Оказалось, что умники с завода рекомендуют запитывать цифровую радиостанцию Моторолла от плафона освещения внутри танка. Оказалось, что на установку "моторолл" завод разрешения не дает. Именно поэтому "мотороллки" устанавливались на штатные антенны от Р-123. Завод не давал разрешения без предварительной оплаты прикрутить "мотороллу" к внутренней обшивке танка. И я как дурак пытался работать одновременно на двух радиостанциях. Что, разумеется, невозможно.
Представьте, каково мое было удивление, когда я не слышал собственного голоса в шлемофоне при передаче. То есть голос- то свой я слышал, но это вовсе не означало, что "моторолла" остается включенной. Любой перепад напряжения, даже такой как поворот командирской башенки, приводил к молчаливому отключению "мотороллы". И потерей связи с окружающими. Это было так подло, ведь ты не знал и не знаешь, работает рация или нет.
А еще я тушил танки. Горит ДЗ (динамическая защита танка, взрывчатое вещество, которое подрывается при попадании снарядов и своим взрывом гасит энергию снаряда противника. – Ю.Б.) Да, ДЗ "Контакт", которая стоит кучу денег, загорается от попаданий осколков и пуль. Особенно летом. Горит гексоген ярким белым пламенем. Горит потому что гексоген – это еще и ракетное топливо. В состав пластификатора в пластинах (динамическая защита в пластинах устанавливается. – Ю.Б.) ввели смолу, обычную углеводородную смолу. Она сразу начинала течь из-под пластин, текла с башни как раз в канавку вокруг погона башни и достаточно быстро поджигала другие пластины ДЗ. Уже через 10 минут танк загорался изнутри. Горели прежде всего наружные алюминиевые баки с остатками топлива и масла. Если не потушить ДЗ в первые пять минут, то танк сгорает. Танк теряется от простого обстрела с пулемета, из-за загорания ДЗ..
Да, в 2016 году я уже не верил, и говорил генералам, что это ваша армия, а не моя. Но все еще надеялся. Надеялся, что контракт с Таиландом, к выполнению которого я, как никто другой в Счастье (автор в то время находился на фронте в районе города Счастье – Ю.Б,) приложил ногу и душу, выполнение этого контракта, ДЕНЬГИ, часть малюсенькая, пойдут на доработку танков украинской армии, и в танк установят радиостанцию заводчики. Я просил только радиостанцию. Только радиостанцию.
Весной 2016 года, я уже и не верил и не надеялся. Но я тогда думал. Да, я думал, что опыт, который мы получили за два года, может быть востребован. Тактика, а главное логистика. Боеприпасы, оптика, люки. Все то, что невозможно выявить на полигоне. И что реально стоит денег.
Да, я был на встрече по развитию БТ (бронетехники. – Ю.Б.). Я даже возил в ГШ (Генеральный штаб ВСУ – Ю.Б.) японский бинокль со стабилизацией. Понимаете, я, стреляя с танка на расстояние свыше трех километров, вылазил из танка и наблюдал результаты через оптику класса БАК4 и класса БАК7. Потому что не то что в командирский прибор наблюдения, а даже в этот уродливый 1Г42 я ни черта на такой дальности не видел. В него ничего не видно.
Я вообще не пользовался НСВТ, а выходы планировал только на 250 патронов к ПКТ. Так как после установки "мотороллы", заменить короб с лентами очень сложно (пулемет НСВТ на крыше башни танка установлен открыто, патроны подаются из коробов, делать это очень неудобно – Ю.Б.). И терять обзорность на 5 минут в бою…. Да лучше я без пулемета буду.