Да вот беда, за эти сутки с вопросом «шо это было» журналисты обращались к многим. В том числе, к редактору «Морского бюллетеня» Войтенко Михаилу – человеку, которого трудно заподозрить в отсутствии профессионализма.
Вот цитата из его комментария: «По идее, заправка должна происходить на ходу, танкер следует параллельно заправляемому кораблю. Объяснения могут быть разные, от где-то какой-то поломки, сделавшей невозможной заправку на ходу обычным путем, до необходимости держать некоторое время авианосец против ветра и волнения, а заодно и заправить, то есть авианосец мог действительно, лишиться хода.»
Для подтверждения своих слов господин Войтенко дал два фото заправки ТАВКР проекта 1143 на ходу. Так сказать, штатные варианты.
Первый — с борта когда танкер идёт параллельно крейсеру.
You must be registered for see images
Второй — с кормы, но танкер идёт в том же направлении, что и ТАВКР
You must be registered for see images
Последнее фото запомним — на него буду ссылаться ещё раз в данном тексте.
Тем не менее, эпичный поход судна под названием «Адмирал Кузнецов», похоже, подходит к концу. Не завершению — впереди ещё отстой у берегов Сирии и возврат на «родной» судоремонтный завод для очередной «модернизации».
Ах, да, забыл сказать — есть же ещё и тезис о «боевом применении» ТАВКР. Вот об этом подробнее.
Беспощадная и бескомпромиссная российская угроза
На этом подходим к главному: военной силе ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Ведь русский мужик, как уверены за поребриком, может по уши в дерьме жить и всех побеждать.
Оставлю в стороне проблемы с силовой установкой и скоростью — что есть, то есть. Да и вдруг случится чудо — отремонтируют нормально судно. Есть другие «но», заложенные в самом проекте.
Итак, проект 1143 разрабатывался как замена проекту вертолётоносца 1123. Так сказать, компромиссный вариант между сторонниками развития авианосного флота в СССР и противниками данной концепции. Таким образом, судно нельзя назвать авианосцем в полном понимании этого слова.
Первое и основное отличие (подаваемое российскими военным аналитиками как плюс) — отказ от катапульты в пользу трамплина. Это несомненно удешевило корабль, но сделало невозможным посадку и взлёт самолётов разведчиков-целеуказателей. Например, разработанных в 80-х годах Су-28КРЦ. Тем более речь не идёт о возможности посадки на палубу самолётов дальней радиолокационной разведки. Таким образом, «Адмирал Кузнецов» может управлять своей авиагруппой в пределах радиогоризонта. Если самолёт отлетает дальше — он работает «сам по себе» — без нормальной связи и целеуказания. Справедливости ради надо отметить, что на ТАВКР всё же есть подобного рода техника — вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. С максимальным временем полёта 2,5 часа и дальностью обнаружения самолётов на расстоянии до 150 км, надводных целей до 285 км. Всё. Про дальность сопровождения целей на 600-700 км в российском флоте не слышали.
У американцев такую функцию выполняют самолет ДРЛО Е-2С «Хокай», который способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели от 270 до 740 км. Как вы понимаете, этот самолет способен взлетать и садиться на авианосец. Вот так он выглядит.
You must be registered for see images
Таким образом, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» возможно эффективно использовать только вблизи своей территории — там где есть связь, системы РЛО и так далее. В противном случае это малоподвижное корыто с самолётами на борту.
Второе отличие «российского авианосца» от нормального авианосца — возможность длительного автономного плавания. Свою «автономность» данное судно уже продемонстрировало, но есть ещё одна закавыка. Россия не имеет ни одного транспортника, способного сесть на «Адмирале Кузнецове». Таковых не существует как класса, а команда в 2000 человек должна что-то кушать. Это что-то откуда-то должно браться. Я уже не говорю про боекомплект. Во всём мире для этого есть транспортная авиация. В данном случае — караван судов сопровождения на которых тоже команды, которым тоже хочется кушать. Вот такая вот гениальная инженерная находка.
Для сравнения: У американцев ранее эту функцию выполняли транспортные самолеты Grumman C-2 Greyhound, а с 2005 года ему на смену пришел конвертоплан Bell V-22 Osprey.
Вооружение. Русские говорят «авианосец» — значит оценим самолёты. Россия-24 заявила о «десятках» Су-33 и МиГ-29К на борту. Но вот незадача, буквально сегодня в сети появились снимки ангара «Кузи»…
You must be registered for see images
Видите самолёты? А они, по версии «Россия-24» там есть. Наверное, голубой нано-краской покрашены….
Того же мнения придерживаются и посетители упомянутого мной форума, посвящённому «Кузе». Вот цитата активного посетителя и одного из модераторов после просмотра множества репортажей и сопоставления бортовых номеров самолётов: «опять те же 4 мига и 5 сушек- походу реально только они на борту».
Впрочем, может сами самолёты — чудо техники. Увы, Су-33 разрабатывался и создавался как ИСТРЕБИТЕЛЬ. То есть он не предназначен для ударов по наземным целям: может их осуществлять, но не особо много и не особо метко.
МиГ-29К более универсален. Но, лёгкий, с небольшим запасом боекомплекта. Что так же накладывает свой отпечаток на потенциальную эффективность.