- Каких?
- Например, количество инструментов контроля деятельности Нафтогаза, как превентивного, так и фактического, значительно возрастает. Они действительно очень жесткие, но Нафтогаз будет их придерживаться.
- Директор ЕБРР в Украине Шевки Аджунер говорит, что план реформирования должен в первую очередь привести к деполитизации Нафтогаза. Значит, компания сейчас "заполитизирована". Кто из политиков влияет на вас?
- Нужно понимать, что означает политизация Нафтогаза в их видении. На самом деле ЕБРР имеет в виду, что главная цель этого плана - избавить управление компании от политических вмешательств. Тот факт, что большинство решений мы согласовываем с Минэнерго, которое не несет за них реальной бизнес-ответственности, и является главным фактором политизации.
Когда у Нафтогаза в результате реформы появится независимый наблюдательный совет, именно он будет уполномочен принимать все решения и нести за них ответственность. Только тогда мы будем уверены, что они не окажутся политизированными. Другими словами, на решения наблюдательного совета в гораздо меньшей степени будут влиять политические реалии.
- Сейчас реалии таковы, что за каждую госкомпанию идет борьба между бизнес-группами, которые связаны с конкретными политическими силами. Нафтогаз ведь не исключение. Каковы гарантии, что такое политическое влияние на Нафтогаз исчезнет или его станет намного меньше?
- Шансы очень высоки. Потому что, например, глава правления Нафтогаза будет назначаться по представлению наблюдательного совета, а в этом совете четверо из семи членов будут независимыми экспертами с опытом и репутацией.
В целом этот механизм будет очень похож на тот же Номинационный комитет, который сейчас работает при Кабмине. Мне кажется, это один из самых эффективных новых органов, который реально работает. Но наблюдательный совет, в отличие от Номинационного комитета, будет обладать б
ольшими компетенциями, тщательнее контролировать деятельность Нафтогаза и нести гораздо б
ольшую ответственность.
- Вы довольны теми новыми людьми в дочерних компаниях Нафтогаза, которые прошли через этот комитет?
- Считаю, что, действительно, были выбраны лучшие кандидатуры.
- Независимый наблюдательный совет только предлагает кандидатуру на назначение главы правления Нафтогаза?
- Наблюдательный совет предлагает, а собрание акционеров согласовывает окончательно.
- Если будет собрание акционеров, значит, акции Нафтогаза могут быть переданы от Кабмина другой госструктуре или государственному холдингу?
- Эти акции могут оказаться в каком угодно государственном органе, которому будет поручено выполнять осуществление прав собственности. Этот орган и будет играть роль собрания акционеров.
Вопрос не в том, кто будет формальным держателем акций. Вопрос в том, что между держателем и Нафтогазом будет находиться наблюдательный совет, назначение которого - минимизировать политическое влияние и следить за тем, чтобы решения компании были коммерческими, а не политическими.
- Хорошо, пример коммерческого решения: поскольку сейчас российский газ дешевле европейского, совет директоров решает покупать его только у Газпрома. Таким образом, государственная политика диверсификации поставок будет нивелирована.
- Это неправильное восприятие деполитизации. Для регулирования таких вопросов есть Министерство энергетики, которое всегда может обязать импортера иметь соответствующее соотношение поставок из разных направлений.
Сейчас есть постановление Кабмина, которое обязывает Нафтогаз не закупать у одного источника более чем 50% газа. Это постановление никуда не денется. Соответственно, наблюдательный совет и руководство Нафтогаза не будут иметь возможности менять политику государства в сфере энергетики.
Министерство энергетики должно определять правила игры, но не управлять игроками. Другими словами, судья, бегающий по полю, не может касаться мяча
Это как раз одно из тех разделений функций, на которых настаивает ЕБРР. Министерство энергетики должно определять правила игры, но не управлять игроками. Другими словами, судья, бегающий по полю, не может касаться мяча.
Например, Кабмин или министерство может принять решение о запрете импорта газа с какого-то направления, и все игроки будут обязаны подчиниться. Роль государства как регулятора не только сохранится, но и усилится в результате реформы. Вместо того чтобы принимать какие-то точечные решения по одному игроку, министерство будет создавать правила игры для всех.
- Если будет собрание акционеров, независимый наблюдательный совет, которые будут иметь полномочия менять руководство Нафтогаза, каковы ваши шансы остаться во главе компании?
- Не знаю. Я открыт к этому процессу.
- Тем не менее общественность и журналисты смотрят на эту проблему, как на уменьшение влияния Администрации президента, поскольку роль Демчишина в управлении Нафтогазом снижается и увеличивается влияние правительства на Нафтогаз.
- Это ложное убеждение. На самом деле наблюдательный совет является гораздо более эффективным инструментом контроля над Нафтогазом и мной как главой правления компании, чем в нынешней ситуации.
Риски значительно снижаются благодаря наличию наблюдательного совета, в который войдут представитель Кабмина, представитель АП, представитель трудового коллектива и четыре независимых члена.
Эта комбинация людей будет давать обществу, государству, правительству, президентской ветви власти гораздо более эффективный контроль над Нафтогазом, чем сейчас. Потому что наблюдательный совет получит ряд контролирующих функций, которые сегодня принадлежат мне.
- Например?
- Если сейчас глава службы внутреннего аудита Нафтогаза подчиняется мне, то после проведения реформы корпоративного управления он будет подчиняться набсовету. Более того, появится служба управления рисками, комплайенс и финансовый контроль. Это очень мощные рычаги независимого контроля, подчиненные набсовету. Соответственно, многие процессы, происходящие в компании, будут контролироваться наблюдательным советом, который, в свою очередь, будет отчитываться перед собранием акционеров.
В Нафтогазе каждый имеет право на свое мнение. Но когда решение принимается, оно исполняется всеми
От критиков реформы я слышал, что Нафтогаз заберут у Минэнерго и куда-то передадут. По большому счету забрать надо, другой вопрос - кому передать. Кабинет министров как коллегиальный орган имеет высокий уровень прозрачности принятия решений. Но основная функция контроля и управления компанией все равно будет у наблюдательного совета.
- Как реформирование скажется на "дочках" Нафтогаза - Укргаздобыче, УТГ?
- В плане реформирования газового сектора, разработанном совместно с ВБ, предусматривалась не только реформа корпоративного управления непосредственно Нафтогаза, но и модель выделения УТГ в независимую компанию. Предусмотрена и отдельная реформа корпоративного управления УТГ, в результате которой там появится свой наблюдательный совет. Сейчас эта модель находится на стадии финального обсуждения.
Другие компании, которые входят в группу НАК Нафтогаз Украины, ждет усиление роли Нафтогаза и его наблюдательного совета в контроле и управлении, как того требуют принципы ОЭСР. Например, назначение глав этих компаний будет происходить по согласованию с набсоветом.
- Есть яркий пример - это Укргаздобыча, к которой было больше всего вопросов. До смены руководства в компании явно превалировали интересы отдельной бизнес-группы. Есть гарантия, что после внедрения реформы госкомпании из обоймы Нафтогаза не будут, например,
You must be registered for see links
в малоизвестные банки?
- Думаю, что та же процедура внутреннего аудита, управления рисками и комплайенса не позволит руководству Укргаздобычи делать подобные вещи.
На самом деле это очень хороший пример. Старая система управления, как бы ее ни защищали в Минэнерго, не помешала предыдущему менеджменту Укргаздобычи это сделать.
- Надо упомянуть, что и в центральном офисе Нафтогаза представлены разные группы интересов.
- Я бы так не сказал. Конечно, каждый у нас имеет право на свое мнение. Но когда решение принимается, оно исполняется всеми.
Новая цена газа, предложенная Нафтогазом, не убыточна. Иначе все люди, которые хотят устроить конкурс на место главы НАКа, были бы давно здесь с прокурорами, СБУ и МВД.
- Например, история с Одесским припортовым заводом (ОПЗ). Вы летом потеряли крупнейшего потребителя газа.
- ОПЗ никогда не был нашим потребителем. Это была разовая покупка природного газа. Одесский припортовый, скажем прямо, очень помог нам окрыть финансовый дефицит, который возник у компании в конце 2014 года. Они купили большой объем газа наперед.
Когда газ, который ОПЗ у нас приобрел, закончился, завод мог покупать ресурс на рынке у кого угодно. Что он, собственно говоря, и делает. И так как до недавнего времени частные газовые компании имели возможность предоставлять скидку, а Нафтогаз - нет, у ОПЗ не было особого смысла покупать ресурс у нас.
Будет ли он покупать у нас газ в ноябре - это вопрос, который меня сейчас очень интересует.
- Нафтогаз на ноябрь предложил новую цену газа для промпотребителей и бюджетников. Есть мнение, что это определенный скрытый демпинг с вашей стороны. Нафтогаз ведь не платит ренту.
- Это не так. Газ, который добывается Укргаздобычей, не поставляется промышленности, он весь идет на потребности населения. Демпинг - это экономически нецелесообразные действия. Поверьте, мы не станем продавать газ промышленности себе в убыток.