Партия как бизнес-проект: 30 гривен в год с каждого работающего украинца
По новым нормам БПП бы компенсировали около 170 млн гривен расходов на парламентскую кампанию-2014, «Народному фронту» – 184 млн гривен, «Батькивщине» – 132 млн гривен
16 Октября 2015, 07:30
В Украине вводятся радикально новые правила в работе политических сил. Закон о предотвращении и противодействии политической коррупции, который в ближайшее время должен подписать президент, предусматривает частичное финансирование расходов партии из госбюджета. За счет налогоплательщиков будет оплачиваться не только уставная деятельность партий, но и компенсироваться расходы на агитацию по результатам парламентских выборов, исчисляемые сотнями миллионов гривен.
Во что это обойдется бюджету и кто будет основным бенефициаром новации?
You must be registered for see images
Фото shutterstock
Согласно формуле, предусмотренной новым законом, на финансирование уставной деятельности партий из госбюджета будет выделяться сумма, равная 0,02% от минимальной зарплаты (на 1 января предыдущего года), умноженная на количество избирателей, которые приняли участие в голосовании на последних парламентских выборах.
То есть, если бы норма о финансировании партий начала действовать с января 2016-го, то в бюджете уже на следующий год должны быть предусмотрены 391 млн гривен или по 30 гривен в год с каждого работающего украинца.
Претендовать на эти деньги смогли бы 11 политических сил, которые преодолели 2% барьер на последних парламентских выборах в 2014 году.
Среди них – партии, которые сегодня представлены в парламенте – «Блок Петра Порошенко», «Народный Фронт», Радикальная партия Олега Ляшко, «Батькивщина», «Самопомощь» и «Оппозиционный блок».
А еще – пять политических сил, которые не прошли в Верховную Раду, но преодолели 2%-ный барьер: ВО «Свобода», Коммунистическая партия Украины, Партия Сергея Тигипко «Сильная Украина», «Гражданская позиция (Анатолия Гриценко)», «Всеукраинские аграрное объединение «Заступ». По сути, проекты, которые создавались под выборы либо же были призваны «засветить» своих лидеров, могли бы получить десятки миллионов гривен финансирования из госбюджета. Независимо от идеологической составляющей.
Расчетный объем финансирования уставной деятельности партий
Партия Финансирование уставной деятельности, млн гривен*
«Народный Фронт» 91,2
«Блок Петра Порошенко» 89,8
Объединение «Самопомощь» 45,2
«Оппозиционный блок» 38,8
Радикальная Партия Олега Ляшко 30,7
Всеукраинское объединение «Батькивщина» 23,4
Всеукраинское объединение «Свобода» 19,4
Коммунистическая партия Украины 16,0
Партия Сергея Тигипко «Сильная Украина» 12,8
«Гражданская позиция (Анатолия Гриценко)» 12,8
«Всеукраинская аграрное объединение «Заступ» 10,9
* При условии, если распределение общего объема финансирования будет осуществляться пропорционально количеству проголосовавших «ЗА» избирателей
С учетом того, что в последний момент во время голосования в сессионном зале было решено начать финансирование с 1 июля 2016-го, а не с начала года, то объем финансирования будет в два раза меньшим. Однако уже с 1 января 2017 года деньги будут выделяться в полном объеме, и даже большем – поскольку суммы финансирования партий привязаны к минимальной зарплате. А она будет ежегодно увеличиваться.
Второе – на компенсацию за агитацию.
Согласно закону, расходы на предвыборную агитацию партии возмещаются независимо от размера ее фактических расходов, при этом они не должны превышать максимальный размер избирательного фонда партии. Сегодня это не более 90 000 размеров минимальной заработной платы – то есть где-то по 109,6 миллионов гривен каждой политсиле, которая сможет зайти в парламент
Возмещение за расходы на агитацию получат только те политсилы, которые преодолели 5%-ный барьер на последних выборах народных депутатов и приняли участие в распределении мандатов.
Причем, согласно закону, расходы на предвыборную агитацию партии возмещаются независимо от размера ее фактических расходов, при этом они не должны превышать максимальный размер избирательного фонда партии. Сегодня это не более 90 000 размеров минимальной заработной платы – то есть где-то по 109,6 миллионов гривен каждой политсиле, которая сможет зайти в парламент.
Примечательно, что авторы законопроектов ко второму чтению так и не дали финансового обоснования, откуда же госбюджету взять столько средств.
Стоит отметить, что на сегодня информация о затратах партий на агитацию на парламентских выборах не публикуется нигде в открытом доступе – ни на сайте ЦВК, ни на сайте самих партий. Оценить, основываясь на информации из открытых источников, каков реальный объем финансирования партий своей агитационной кампании – практически невозможно.
В 2014 году свои оценки расходов партий на агитацию обнародовала общественная сеть «ОПОРА». На основе этих данных попробуем оценить возможный объем компенсаций расходов на агитацию для сегодняшних парламентских «игроков».
Возможный объем компенсаций расходов на агитацию
Партия Объем компенсации, млн грн
«Народный Фронт» 93,6
«Блок Петра Порошенко» 97,3
Объединение «Самопомощь» 27,3
«Оппозиционный блок» 106,4
Радикальная Партия Олега Ляшко 73,2
Всеукраинское объединение «Батькивщина» 109,5
То есть всего 507,3 млн гривен – львиную долю чего составляют затраты партий на медиа.
Таким образом, если бы в 2016 году было проведено возмещение расходов партий, связанных с финансированием своей предвыборной агитации на выборах народных депутатов в 2014 году, а также выделением средств на уставную деятельность, общий объем необходимых ассигнований государственного бюджета Украины составил бы 898,3 млн гривен.
Стоит отметить, что данный закон не учитывает, что половина состава парламента – это мажоритарщики. А около четверти народных депутатов и сегодня не входят в состав ни одной из фракций и не имеют партийности. Должны ли иметь такие депутаты право на компенсацию своих расходов?
Смущает и сама система возмещения расходов на избирательную кампанию. Право на компенсацию почти 100 млн гривен, потраченных по сути на политическую рекламу, выглядит слишком «щедрой» на фоне постоянной экономии на соцвыплатах. Не факт, такие суммы будут возможными для выплат из государственного бюджета.
898,3 млн грн
необходимо на возмещение расходов партий на агитацию перед парламентскими выборами в 2014 году и финансирование их уставной деятельности
А также стоит отметить: закон обратной силы не имеет. Насколько правильно открывать возможность финансирования из госбюджета партиям уже с 2016 года, если по сути, они прошли в парламент, когда таких возможностей не было? Было бы логично вводить госфинансирование партий уже после новых парламентских выборов.
Пока что сама затея выглядит как стремление «выбить» финансирование из бюджета самим себе. Хотя большинство из политпроектов, которые преодолели 5%-ный барьер на парламентских выборах, уже перестали существовать. Например, «Фронт Змін» отказался от участия в местных выборах, а «Опозиционный блок» заявил о своих планах по переименованию. Отдельная тема – КПУ, которая по сути должна быть ликвидирована и сегодня находится в судебных разбирательствах. Насколько правильно будет выделять финансирование этим партиям?
Европейские стандарты и украинские реалии
Станут ли украинцы больше доверять политикам после того, как подсчитают, во сколько теперь будет обходиться бюджету содержание партий? Не уверен. В нынешних условиях данный закон может вызвать, скорее, очередной приступ «классовой ненависти» по отношению ко всем политическим силам.
Не исключено, что последствием принятия данного закона станет не столько увеличение прозрачности работы политиков, сколько увеличение количества желающих получить компенсацию из госбюджета на свое существование. А количество партий, желающих принять участие в парламентских выборах, возрастет в разы.
Закон может стать как импульсом к развитию новых проектов, так и стимулом к созданию проектов «под выборы». И даже, не стоит исключать, что ускорит проведение внеочередных парламентских выборов – о чем говорится последние полгода.
В то же время открытым остается вопрос: поборет ли новый закон политическую коррупцию? Или наоборот – простимулирует. Поскольку играть по правилам, к сожалению, готовы далеко не все политические игроки.