Хорошая статья, Адольфыч как всегда
You must be registered for see images
Я видел новость о том, что ключевые деятели в области культуры назвали наиболее желаемых кандидатов на руководящие посты в Минкульте вместо Вячеслава Кириленко и его команды. Среди опрошенных называли и вас. Каким, по-вашему, должен быть человек, который курирует эту сферу и что вас не устраивает в Кириленко?
- Украина нуждается в культурной революции, каждый чиновник от культуры может ей помочь. Во-первых, не красть сверх всякой меры – я понимаю, что без расхитительства жить невозможно, но всё же надо стараться минимизировать ущерб. А во-вторых, перестать субсидировать что бы то ни было по знакомству, а главное – по собственному разумению. Потому что культурная революция и должна быть направлена против собственного разумения чиновников и даже, не побоюсь этих слов, пересічного українця. Чаще обращаться к мнению экспертного сообщества, не забывая, что это сообщество имеет свои интересы и цели, поэтому хороша коллегиальность – они друг друга будут останавливать, тормозить, заниматься любимым делом
Что касается Кириленко, меня в нём не устраивает в первую очередь то, что, придя на должность, он не позвонил мне, не спросил – как ваши дела, Владимир Адольфович, всё ли у вас хорошо, не нужно ли помочь? Думаю, и остальных это же не устраивает. Ну и как в анекдоте, когда Брежнев диктовал по "красному телефону"Картеру, кто он "Машеров...Устинов...Демичев...Андропов...Кириленко"ФИО уж очень простое, примелькалось
Часто создаётся впечатление, что украинская культура жива вопреки, а не благодаря Минкульту.
- Украинской культуры нет, это миф. Точнее, она есть, полумёртвая, но никак не отражает бытие современной Украины, той самой «большой страны в центре Европы». Народная культура почти уничтожена урбанизацией, а так называемая «высокая» уничтожена многовековым отрицательным отбором и общим обыдлением потребителя, то есть телевизором и отделом продаж.
О вас пишут, что вы имели солидный криминальный стаж, были судимы, а потом завязали с криминалом, не захотев нарываться на новый срок. Если это правда, как так получилось, что из бандита вышел писатель?
- Чушь пишут – «не захотев нарываться на новый срок». Движ окончился, стал мне неинтересен, поскольку основными действующими лицами нулевых стали оборотни в погонах и без. А вот литературные занятия наоборот, привлекли и стали интересны, сказалась детская и юношеская любовь к чтению.Попробовал, получилось, ну и хорошо
По вашему сценарию Первый канал снял фильм. Как вы думаете, почему именно криминальные истории так популярны на российском ТВ?
- По моему сценарию фильм снял Константин Эрнст вместе с Игорем Толстуновым и ХХ век фокс, Первый канал здесь ни при чём, по нему даже не показали "Чужую".Жесткие криминальные истории там не очень популярны, в основном «мыло» и комедии о любви и дружбе.
Но снимают массу сериалов о ментах и бандитах, бандитах и чекистах, чекистах и ментах – значит, есть спрос. Можно ли из этого делать какие-то выводы о российском обществе?
Примерно те же выводы, что и интерес английской публики к новым экранизациям "Записок о Шерлоке Холмсе" Людям всегда интересны истории о неординарных поступках, преступлениях и всем таком, что зритель себе позволить не может из соображений самосохранения. А о российском обществе выводы следует делать не по сериалам, а по количеству неусыновленных детей, например. Впрочем, украинское общество недалеко ушло, и надуваться от гордости не стоит.
Насколько я понял, вы зарабатываете в России, а живёте в Киеве. А где сейчас вам, как писателю, интереснее находиться, ведь оба государства переживают совершенно неординарные события?
- Вы поняли немного неправильно, эта схема работала в мирное время: жить в стране втрое френдли, чем Россия, и работать в России, не копошась в провинциальном болоте, конкурируя с жабами и гадюками. Сейчас я, конечно, занят чем-то, в том числе и для российских потребителей, но это не основное моё занятие, поскольку перспективы весьма туманны, а точнее – ясны как никогда: нынешнее состояние мэйджоров Рос-ТВ о многом говорит понимающему человеку.
И о чём же оно говорит?
О том, что бюджеты режутся, проектов меньше и они попроще -в целом, санкции не действуют, а то, что каналы в минусах-ну это так, просто совпало.
Насколько трудно талантливому украинскому писателю пробиться к публике?
- Не знаю, трудно или нет, я не пробивался, но предполагаю, что лучший способ пробиться – писать лучше и интереснее других, желательно там, где никто не влияет ни на что – в интернете, например. А там – как получится.
А как у вас получилось?
Я стал известен благодаря интернету, и выход книги в московском "Ад Маргинем" не сделало меня "знаменитым" а просто дало статус "бумажного писателя", т.е. напечатанного на бумаге и, отметьте, это важно-не за свой счет. Лучше я скажу, чем хорошее московское издательство отличается от плохого московского и любого украинского. Хорошее ищет авторов, а остальные засоряют своим присутствием информационное поле
О чём вам сейчас пишется легко, а о чём писать нет никаких сил?
- Да всё тяжело, начинаешь жить их жизнью, жизнью героев, примеряешь на себя их мытарства и так далее. В общем, писать что бы то ни было в целом тяжело и неблагодарно, если не страдаешь психической болезнью -графоманией. Графоманам легко писать, поскольку они не знают сомнений
Без трёх двенадцать
Сейчас много говорят о том, что Украина возвращается в бандитские 90-е. Согласны ли вы с этим мнением, и какие отличия замечаете между двумя эпохами?
- Да, возвращается, и фактором, тормозящим настоящее возвращение 90-х, стала война, как элемент неопределённости и некоторой положительной мобилизации общества. Как только война окончится, народ бросится себя спасать, уж очень он обеднел, а привыкли-то уже жить неплохо – ну, и начнётся. Вот, например, сейчас через милицию никакой вопрос не решить – хоть правый, хоть левый. Они вообще ничего делать не хотят, боятся люстрации или чего ещё они боятся – что выгонят под шумок, только высунься. А вопросы у населения есть, и они нарастают, отягчаются, решать их надо. Вон Правый сектор пытается решать что-то, и не очень получается у них. А 90-е – это когда Правый сектор, Левый сектор, Черный и Красный сектора, и Синий, и Зелёный и все друг друга уничтожают понемногу, каждый день, без особых сражений, постоянная тихая война. Когда вернутся 90-е, вы их узнаете, не ошибётесь.