Восточный форпост
Донецк подает пример
ДОРОГАМИ ШУСТЕРА
После Днепропетровска наш путь лежал в Донецк. Узенькая лента асфальта не первой свежести, на которой едва разъезжаются встречные машины, заставила вспомнить... о Бернде Шустере. Нынешний тренер «Реала» пять лет назад работал в «Шахтере» и поначалу искренне удивлялся, почему донецкая команда на матчи чемпионата Украины добирается исключительно самолетом. В том числе в соседние города, до которых около двухсот пятидесяти километров.
Возможно, в Шустере взыграла природная немецкая бережливость. «Когда я играл в «Барселоне», мы проводили в автобусах по пять-шесть часов - и это воспринималось как должное, - говорил он. - Даже такой звездой, как Марадона. По-моему, «Шахтер» в этом смысле ведет себя слишком расточительно».
Этот вопрос не давал покоя Шустеру ровно до того момента, пока он сам не сел за руль клубного БМВ и не рванул в Днепропетровск на просмотр матча «Днепра» с «Динамо». Пять сотен километров туда и обратно по уже упомянутой нами разбитой асфальтовой узкоколейке были, как рассказывал потом немец, худшим приключением в его жизни. «Теперь понимаю, почему «Шахтер» не признает другого вида транспорта, кроме самолета», - проворчал Шустер, угнетенный количеством ям на украинских дорогах.
С тех пор они точно лучше не стали. Что при подготовке к чемпионату Европы-2012 окажется, пожалуй, ключевой проблемой для Украины. Защитник «Шахтера» и сборной Польши Мариуш Левандовски, для которого тема Euro-2012 особенно близка, подтвердил нашу догадку.
- По части создания новых футбольных арен Украина опережает Польшу, а вот с дорогами здесь прямо беда, - вздохнул Левандовски. - Я знаю, о чем говорю. От Донецка до моего дома под Вроцлавом две с лишним тысячи километров. Меня бы сочли сумасшедшим, если бы рискнул преодолеть это расстояние на машине. Впрочем, никакой автобан между самым западным городом Euro-2012 - Гданьском и самым восточным - Донецком не решит проблемы. Представьте, что сборная, игравшая групповой турнир в Гданьске, на плей-офф должна будет ехать в Донецк. Как отправиться следом за ней болельщикам? Только самолетом. Пока же Донецк не имеет воздушного сообщения с Польшей, и до дома мне приходится тащиться на перекладных. Сначала лечу в Киев, оттуда - в Варшаву...
Левандовски прав. Если в Польше новые стадионы сегодня существуют лишь на бумаге, то по крайней мере в двух украинских городах они уже становятся явью. В Днепропетровске первый матч надеются сыграть в этом году, в Донецке - в следующем.
КОБЗОН «ШАГАЕТ» К СТАДИОНУ
Есть два способа увидеть, как рождается донецкий стадион. Можно, не выходя из своей квартиры, включить интернет и не дремлющим оком веб-камеры на официальном сайте «Шахтера» понаблюдать за стройкой. А можно пройти по главной улице Донецка мимо бронзового Сергея Бубки, установленного перед входом на стадион «Олимпийский». Дальше взять за ориентир памятник другой знаменитости, родившейся в этих краях, - Иосифу Кобзону, который «шагает» по направлению к новой арене. Еще триста метров - и проходная на стройку.
Размах впечатляет. Один 600-тонный кран чего стоит! В мире таких единицы. Они путешествуют по странам и континентам, выполняя самые трудоемкие монтажные операции.
Панорама строительства отлично просматривается и с десятого этажа гостиницы «Шахтер», где разместился офис Владимира Ковалевского - генерального директора компании ООО «Стадион «Шахтер», специально созданной для контроля над строителями турецкой фирмы Еnка. Напротив стола хозяина кабинета висит компьютерное изображение «летающей тарелки». Внизу подпись: «Стадион, который мы строим для вас». Это то, что в итоге должно получиться через год. Ковалевский настолько привык к нашествию репортеров и поднаторел в общении с ними, что даже не стал дожидаться наших вопросов.
- Кто из журналистов ни придет - обязательно подавай ему какую-то байку. А что может быть смешного на стройке? Ну, споткнулся о корыто, упал в раствор, каска в одну сторону, голова - в другую. Кому-то весело, а мне – не очень. Это ж несчастный случай на производстве! После которого работы нужно остановить, провести с каждым внеочередной инструктаж по технике безопасности. И что тут забавного?
Объяснили Ковалевскому, что не ради забавы оторвали его от дела. Все-таки не каждый день выпадает возможность побывать на строительстве пятизвездочной футбольной арены.
- Не пятизвездочной, а элитной, - сразу поправил гендиректор. - Так теперь называются по классификации УЕФА стадионы подобного класса. Основные их критерии таковы. Вместимость не менее 50 тысяч, раздевалки для игроков - не меньше 112 квадратных метров, комнаты допинг-контроля - минимум 18 квадратных метров, освещение- 1600 люкс, отдельный выход с арены для судей... В Европе сейчас 22 элитных стадиона. Наш будет 23-м.
- В чем его уникальность?
- Двух одинаковых стадионов не бывает. Все они созданы по индивидуальным проектам. Наши изюминки - полностью остекленный фасад и огромный - 47 тысяч квадратных метров! - козырек над трибунами. Мы отказались от привычных вантовых растяжек и решили повесить всю конструкцию на опорах с большими пролетами. Ночью арена будет подсвечиваться, создавая эффект «парения» над землей.
АГРОНОМА ВЫПИСАЛИ ИЗ АНГЛИИ
Грош цена, впрочем, всем этим инженерным и дизайнерским фантазиям, если на суперстадионе возникнут такие же нелады с травяным газоном, как, например, когда-то в Лужниках, входящих в число 22 элитных арен Европы.
- Нам тоже трудностей не избежать, - кивнул Ковалевский. - Но лучше учиться на чужих ошибках. Поэтому и пригласили англичанина Мэта Фроста, одного из самых известных футбольных агрономов в мире. Его услугами пользовались все стадионы, на которых в последние годы проходили чемпионаты мира и Олимпийские игры. У нас Фрост сам подбирает траву, ищет подрядчика. После того как поле будет готово, он еще год по контракту станет за ним ухаживать и обучать местных специалистов.
- Это избавит вас от необходимости часто менять газон?
- Перед Фростом поставили конкретную задачу – сделать травяное покрытие с запасом прочности на 4-5 лет. Англичанин принял наши условия. Он, конечно, дорогой консультант. Зато гарантирует нам спокойную жизнь. Весной мы с ним побывали на стадионах в России - на «Петровском» и «Локомотиве». Фрост был поражен там низким качеством полей: «В Англии на таких газонах запретили бы проводить матчи премьер-лиги». Кстати, как и в Черкизове, мы собираемся прошить дерн синтетическими волокнами.
- Говорят, вам не удастся уложиться в первоначальную смету расходов, равную 250 миллионам долларов...
- Мне об этом ничего не известно. В контракте записано: 185 миллионов на собственно чашу и 65 миллионов - на все остальное. Проектирование, парковки, ландшафтный дизайн... Хотя понятно, что со временем все дорожает. Скажем, португальский «Да Луш» обошелся в 220 миллионов долларов, немецкая «Алльянц Арена» - в 340. А долгострой на «Уэмбли» вместо 600 миллионов потянул аж на миллиард! Правда, в голове не укладывается, как такие деньжищи можно потратить на стадион? Может, там унитазы из золота?
Во многом благодаря ударной стройке в парке имени Ленинского комсомола Донецк обрел статус наиболее преуспевающего города Euro-2012. Но чудо-стадион, которому отдан полуфинал чемпионата Европы, - далеко не все, что предстоит сделать в ближайшие пять лет. По счастливому стечению обстоятельств за год до того, как был выигран конкурс в Кардиффе, Донецкая область получила право на проведение юниорского ЧЕ-2009.
Масштабы, разумеется, несопоставимы, но открывается перспектива обкатать на практике домашние заготовки к Euro-2012. В этом нас убеждал первый заместитель губернатора Донецкой области Сергеи Дергунов.
- Мы объединили оба проекта, которые поручены одним и тем же людям, - сказал он. - Уже идет строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту. Повысилось качество дорог - и вовсе не потому, что была теплая зима, как полагают некоторые. К 2009 году будут частично реконструированы студенческие общежития - превратятся в недорогие отели. Под гостиницы 4 - 5-звездного уровня выделены участки. Отвод земли, между прочим, самая утомительная процедура, которая растягивается на долгие месяцы. Бюрократы кругом! Что до стадионов в Донецке и Мариуполе, где состоятся матчи первенства Европы среди юниоров, то они практически готовы. А главную нынче донецкую арену - РСК «Олимпийский», на которой играет «Шахтер», - ожидают серьезные изменения. Появится козырек над трибунами, и до 30 тысяч возрастет их вместимость. Таким образом убьем сразу двух зайцев. Для ЧЕ-2009 «Олимпийский» станет основным стадионом, для Euro-2012 - тренировочным.
ONE TEAM, ONE GOAL -WE ARE READY
Памятник Сергею Бубке воздвигли неспроста именно возле «Олимпийского». Здесь он тренировался много лет, а когда стал видным спортивным чиновником - членом исполкома МОК и совета ИААФ, употребил все свое влияние, чтобы стадион преобразился и обрел респектабельный вид. Достаточно сказать, что в судьбе арены принимали участие Хуан Антонио Самаранч и Ламин Диак, бывший президент МОК и нынешний глава ИААФ.
Бубка был единственным представителем Донецка в делегации, которая добывала для Украины и Польши Euro-2012 в Кардиффе. Не пообщаться с ним мы не имели права. Сергей Назарович в этот момент находился в Чехии на юношеском чемпионате мира по легкой атлетике. Пришлось воспользоваться мобильным.
- Никогда не забуду необыкновенные ощущения, пережитые в Кардиффе 18 апреля, - охотно предался воспоминаниям Бубка. - Уже на репетиции представления нашей заявки я понял, что она окажется вне конкуренции. Почему? Такой представительной делегации, как наша, и близко не было у соперников: Андрей Шевченко, Виталий Кличко, Олег Блохин, Ирена Шевиньска, ваш покорный слуга. Мы чувствовали себя до того сплоченной командой, что могли убедить кого угодно в преимуществе нашей заявки. Сценарий был продуман до мелочей, однако в концовке, как мне казалось, не хватало эмоционального всплеска. Яркой финальной точки. И у меня неожиданно сложился слоган, который понравился всем. По-английски он звучал так: «One team, one goal - we are ready!» Мы действительно были одной командой, действительно стремились к общей цели - и действительно были готовы ее достичь!
- С того памятного дня прошло три месяца. Не считаете, что эйфория несколько затянулась?
- Считаю. Пора заканчивать разговоры и приступать к конкретным делам. Это касается и государства в целом, и городов, которым выпало принимать чемпионат, и инвесторов, желающих вкладывать деньги.
- Проблемы вашего родного Донецка чем-то отличаются от общенациональных?
- Со стадионом никаких сложностей не вижу. В этом плане некоторым городам стоит взять пример с Донецка. Если говорить об инфраструктуре - дорогах, отелях, вокзалах, то здесь ускориться обязаны все. Игра стоит свеч еще и потому, что Украина получила уникальный шанс всего за пятилетку уйти вперед на 20 – 30 лет.
- Кому, на ваш взгляд, тяжелее - Сочи с его Олимпиадой или Украине с Euro-2012?
- Нам. Во-первых, срок подготовки на два года короче. Во-вторых, смущает нестабильная политическая обстановка в стране.
ОНОПКО НЕ УЗНАЛ ДОНЕЦК
Другую донецкую знаменитость - известного в прошлом защитника «Шахтера», киевского «Динамо» и сборной Советского Союза Виктора Звягинцева мы застали на рабочем месте. В кабинете президента городской федерации футбола, которой он руководит, параллельно работая инспектором ФФУ на матчах чемпионата Украины. По совместительству Виктор Александрович еще и тесть Виктора Онопко.
- Виктор год не был в Донецке, а недавно приехал - и не узнал город, - поведал Звягинцев. - Ходил по улицам, изумлялся: «Как все изменилось! Столько красивых зданий». «Подожди, - говорю ему, - ближе к Euro-2012 вообще все преобразится».
Если предсказание Звягинцева сбудется, то причастность к этому сполна ощутит мэр Донецка Александр Лукьянченко. Уважаемый мэр верит роли личности в футбольной истории своего города и всей Украины - и попробуйте сказать, что он не прав...
- Донецку повезло больше, чем другим городам, - у нас есть Ахметов, - говорит Лукьянченко. - Наверное, он был бы вправе распорядиться собственными деньгами иначе, но Ринат Леонидович решил сделать землякам роскошный подарок - новый стадион. Знали бы вы, через какие препятствия нам пришлось пройти. Генеральная прокуратура четыре раза выносила протест по поводу выделения земельного участка под строительство арены. И всякий раз сессия городского совета стопроцентным, подчеркиваю, голосованием преодолевала этот протест.
- Опыт Донецка может быть полезен для остальных городов?
- Вполне. Но надо браться за свои стадионы немедленно, без раскачки. Спросите у того же Ахметова, сколько лет ему понадобилось, чтобы приступить к реализации задуманного, сколько согласований пришлось пройти - от проекта до поиска подрядчика. Когда слышу, что завтра в Киеве появится современный стадион, - это, извините, профанация. Как и разговоры во Львове, что вот, дескать, придут немцы и быстренько возведут новую арену. А что этим немцам могут предложить взамен?
- Нам известно, что под строительство стадиона во Львове планируют выделить 25 гектаров земли, еще 17 - отойдут инвесторам.
- Предположим, он будет не столь шикарный, как наш, и обойдется Львову примерно в 150 миллионов долларов. Но чем надо заниматься, чтобы «отбить» такую сумму всего на 17 гектарах?! Это же не дом и не гостиница, которые окупаются с первого дня.
- Вы хорошо знакомы с мэрами городов Украины и Польши, принимающих Euro-2012?
- Мой коллега из Варшавы предложил всем нам встретиться в сентябре. Важнейший вопрос - транспорт и дороги. Я уже беседовал с мэрами Львова, Днепропетровска, Харькова. Мы пришли к единому мнению: чтобы подготовка к чемпионату Европы прошла без сучка и задоринки, в городском бюджете должно оставаться не менее 50 процентов средств, которые зарабатываем на своих территориях. Это вдвое больше, чем остается, допустим, в Донецке сейчас. Тогда мы сами закупим трамваи и автобусы, проведем реконструкцию городских магистралей.
- В Польше уже назначен вице-премьер, который полностью сосредоточился на подготовке к Euro-2012. Нужен такой человек Украине?
- Да! Просто необходим. Он должен жить на колесах и хотя бы раз в месяц бывать в тех регионах, где пройдет чемпионат. Только до конца сентября, пока не пройдут внеочередные выборы в Верховную раду, боюсь, ничего не изменится. К сожалению.
ВРЕМЯ ПОДЖИМАЕТ
- «Футбольный» вице-премьер, конечно, нужен. Но при условии, что все правительство стабильно проработает пять лет. Чего в Украине еще ни разу не случалось за 16 лет независимости, - уточнил глава самой крупной региональной футбольной федерации Борис Колесников. Еще он вице-президент «Шахтера» и депутат Верховной рады. Живет, как сам говорит, в самолете, курсируя между Киевом и Донецком. Чтобы поговорить с корреспондентами «СЭ», Колесников прилетел из столицы Украины в пятницу вечером и прямо из аэропорта направился в «Донбасс Палас».
Первый в Донецке пятизвездочный отель, построенный Ринатом Ахметовым, считается едва ли не самым фешенебельным в Украине. Номера размером с полфутбольного поля, вышколенный персонал, огромные букеты свежих роз каждое утро в холле... В эти дни в гостинице, где проживал один из спецкоров «СЭ», проходил конкурс «Мисс туризм», собравший девушек из 30 стран мира. Когда все они в одно время высыпали в ресторан на завтрак, аппетит пропадал сразу. Хотелось немедленно втянуть живот и меньше всего думать о Euro-2012 и футболе вообще.
С двумя из этих барышень мы разговорились в баре «Донбасс Паласа», куда зашли выпить кофе в ожидании Колесникова. «Мисс Молдова» только от нас узнала, что Украине выпало право провести чемпионат Европы. А вот «Мисс Мали», как ни странно, оказалась в футбольном смысле осведомлена. Но объяснялся секрет просто.
- У меня же мама - украинка, в Киеве живет, - на чистом русском выдала красавица мулатка. - Конечно, я в курсе про Euro-2012! Эх, жаль Бекхэм не приедет. К тому времени он уже, наверное, закончит с футболом.
Тут наше общение пришлось прервать, поскольку в холле появился Борис Колесников.
- Можно ли назвать Донецк наиболее благополучной на сегодняшний день точкой на карте Euro-2012? - спросили мы у него.
- Наверное. И прежде всего благодаря «Шахтеру». Стадион, две первоклассные тренировочные базы. К нефутбольным преимуществам Донецка следует отнести начало строительства новой четырехкилометровой взлетно-посадочной полосы, каких лишь две в СНГ - в московском Шереметьеве и киевском Борисполе. А в остальном мы не хуже и не лучше других. Потому что большинство нерешенных проблем носит общегосударственный характер. Инфраструктура, доставшаяся в наследство от СССР, требует коренного обновления.
- Что конкретно имеете в виду?
- Дороги и отели. У нас хоть и не такие просторы, как в России, тем не менее от Львова на западе до границы с Ростовской областью на востоке - почти полторы тысячи километров. Всего, как подсчитано специалистами, предстоит построить три тысячи километров современных шоссе.
- Реально - за пять лет?
- Почему нет? Решили же эту задачу в кратчайшие сроки в Китае и Эмиратах. Чем мы хуже? Особенно важно объединить хорошими трассами три города-«миллионника» - Харьков, Донецк и Днепропетровск.
- С дорогами понятно. А что скажете про гостиницы?
- Тут пока нет единого мнения. Помимо матчей группового турнира в Донецке пройдут четвертьфинал и полуфинал Euro-2012. Это значит, что туристы задержатся у нас дольше, чем где бы то ни было, за исключением Киева. Донецк получит несколько гостиниц уровня 4-5 звезд. Но в основном востребованы будут более доступные отели. Пока не ясно, что целесообразнее: либо отстроить новый микрорайон на манер олимпийской деревни, а квартиры позже продать, либо превратить в 2-звездные гостиницы студенческие общежития. Или найти золотую середину - параллельно заниматься и тем, и другим. Мы должны учитывать, что в Донецк может пожаловать множество болельщиков из России, до границы ведь меньше ста километров. А если российской сборной будет суждено здесь сыграть - представляю, какое нас ожидает нашествие туристов!
- У вас есть уверенность, что восточный форпост Euro-2012 Донецк, как и вся Украина, успеет достойно подготовиться к чемпионату Европы?
- Уверенность есть. Главное, чтобы она не переросла в самоуверенность. Время-то поджимает. К концу сентября хотелось бы иметь полную ясность с проектами общенационального уровня. Нельзя полагаться на авось. Иначе навсегда похороним международный имидж Украины.
- Вы не последний человек в украинской политике. Насколько могут отвлечь страну от Euro-2012 предстоящие парламентские выборы?
- Ситуация в обществе энтузиазма не добавляет. Однако выборы 30 сентября закончатся, и почти пять лет на подготовку мы все равно получим. Да и привыкли мы уже жить в условиях политической нестабильности, не обращая на это внимания.
.. .Три тысячи километров новых дорог, упомянутых Колесниковым, - это в десять раз больше, чем путь от Днепропетровска до Донецка, который в свое время отнял столько душевных сил у бедолаги Шустера.
Пройдет пять лет. Поседевший Шустер доедет до этих мест, забывшись, сядет за руль. И не вспомнит дорожный кошмар прошлого, такого недавнего.
За это тоже спасибо Euro-2012.
Александр КРУЖКОВ, Юрий ЮРИС, газета «СЭ в Украине»