РЕПОРТАЖ: Неприкасаемые в лоне Московской патриархии. Возобновлено судебное рассмотрение иска Беляевой Т.И. (игуменьи Елисаветы) и епархиального Спасо-Елизаровского женского монастыря к газете "Псковский рубеж" и журналисту Олегу Дементьеву
После длительного перерыва в Псковском городском суде было возобновлено рассмотрение иска Татьяны Беляевой (игуменьи Елисаветы) и епархиального Спасо-Елизаровского женского монастыря о защите чести, достоинства и деловой репутации после публикации в газете "Псковский рубеж" статьи "Осиное гнездо" под золотыми куполами" в № 3 от 14-20 января 2008 года. Судебное заседание под председательством судьи А.Ефремова состоялось 12 марта 2009 года. Ответчиками по делу выступили газета "Псковский рубеж" и журналист Олег Дементьев – автор статьи, сообщавшей о недостойных действиях настоятельницы женского монастыря игуменьи Елисаветы, которая приобретала земли и дома у местных жителей, используя при этом даже запугивание ("Место это страшное, ваши дети ослепнут"). Проще говоря, настоятельница принуждала местных жителей к безвозмездной передаче ей домов и земельных участков, а некоторые из наиболее жизнерадостных насельниц и послушниц распивали, тем временем, винцо, ублажали плоть и, пользуясь "снисходительностью" настоятельницы, время от времени беременели.
Так, послушница Спасо-Елизаровского женского монастыря под псевдонимом Мария-Магдалина открыто гуляла с желающими поразвлечься рабочими и забеременела от молодого парня, привезенного в монастырь матерью для того, чтобы он проникся верой в Бога. Аналогичным образом невольно способствовала решению демографической проблемы и насельница Марина Д. Келейницы матушки игуменьи Елена и Татьяна М., трудившиеся в обители с начала ее восстановления, не выдержали такой "святой жизни" и бросили свою настоятельницу. Первая вышла замуж и уехала в Санкт-Петербург, а вторая спасается среди инокинь, проживающих в Сергиевом Посаде. В Казань пришлось бежать и послушнице Елене Р., не пожелавшей оставаться в атмосфере разврата.
Напомним, что в предыдущих судебных заседаниях представителю истца так и не удалось представить суду доказательства того, что факты, описанные в статье, были необоснованными и носили недостоверный характер. В Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 3 подчеркивается, что "при отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом". Однако на Псковщине Фемида живет, по-видимому, "местным Уставом". Еще 27 июня 2008 года судья Псковского городского суда И. Адаев в своем Определении установил: "Действительно, пункт 7 статьи 152 ГК РФ предусматривает возможность защиты деловой репутации юридических лиц по правилам пункта 5 названной статьи. Между тем, в указанной норме отсутствует прямое указание на способ защиты деловой репутации юридических лиц. <…> Данные требования должны рассматриваться по правилам искового производства, как дела по спорам о защите субъективного права. При этом на юридическое лицо возлагается обязанность доказать факт причинения нематериального вреда в общем порядке, установленном гражданским судопроизводством, и привести этому соответствующие доказательства, отсутствующие как в исковом заявлении, так и в прилагаемых к нему документах. <…>". И далее:
"Руководствуясь статьями 136, 225 ГПК РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление Беляевой Татьяны Ивановны и Епархиального Спасо-Елизаровского женского монастыря Псковской епархии Русской Православной Церкви к редакции газеты "Псковский рубеж" и Дементьеву Олегу Владимировичу о защите чести, достоинства и деловой репутации оставить без движения.
Предложить истцам в срок до 10 июля 2008 года исправить недостатки искового заявления, перечисленные в настоящем определении.
Разъяснить, что при невыполнении указаний судьи заявление будет считаться не поданным и возвращено заявителям".
Однако от представителя истца, Ю.Каряки, в судебную коллегию Псковского областного суда поступила частная жалоба, которая была рассмотрена, в результате чего вынесено Определение со следующими доводами: "Согласно п.9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. В данном случае истцы в заявлении указали, кто, когда и как распространял сведения, которые, по их мнению, не соответствуют действительности, и порочат честь, достоинство и деловую репутацию…
Поэтому оснований для оставления без движения заявления истцов не имеется".
Не принимая во внимание различное толкование слов доказать и указать, коллегия Псковского областного суда в составе Г Ельчаниновой, В.Игошина и О.Ениславской вынесла Определение об отмене Определения судьи И.Адаева и дело передали судье А.Ефремову. А особый контроль за ходом разбирательства осуществлялся экс-губернатором Псковской области М.Кузнецовым и его бывшим заместителем А.Морозовым, с которыми постоянно консультировались представители истцов.
Нынешнее рассмотрение иска проходило весьма бурно. Любопытно, что представители истцов ни разу не прибегли к материалам лингвистической экспертизы корреспонденции "Осиное гнездо" под золотыми куполами", которую сами и заказали. Дело в том, что исследование и заключение кандидата филологических наук, доцента Псковского государственного педагогического университета Л.Попковой не оставляло им шансов на доказательство подрыва чести, достоинства и деловой репутации. В частности, истцы поставили вопросы:
1) заставляет послушниц заниматься проституцией ("поставляет их "крутым" бизнесменам, взимая за "ночь любви" от 1,5 тысяч долларов"). В тексте же было: "Ходят слухи, что поставляет их "крутым бизнесменам", взимая за "ночь любви" от 1,5 тысяч долларов. Почти все идет в "доход" монастыря, а сестрам достается мизер".
Эксперт пишет: "Приведенные высказывания не являются утверждением автора о реально существующих фактах, так как первая часть сложноподчиненного предложения – Ходят слухи – содержит ссылку на неизвестный источник, из которого почерпнуты недостоверные сведения.
Ср.: "Слух. 3. Молва, известие о ком-чем-н. (обычно еще ничем не подтвержденное)". (СОШ: 732).
Ссылка на неизвестный источник (который по большей части невозможно проверить) – типичный прием, используемый для передачи негативной информации.
2) незаконно ведет строительство "виллы и резиденции стоимостью 200 тысяч долларов" и "крупный дом, стоимостью 700 тысяч долларов или миллион" на территории монастыря домов.
"Уже строят виллы, хотя сама настоятельница кричала, что без её ведома и без министерства культуры нельзя ничего копать, строить, так как нарушится культурный слой. А тут возводится резиденция, которая стоит минимум 200 тысяч долларов. Невдалеке растёт еще более крупный дом стоимостью, быть может, 700 тысяч или миллион долларов. Я в строительстве понимаю и знаю расценки. Стена вокруг монастыря стоит немереное количество денег! При нынешнем тяжелом положении верующих – это пир на костях, наверно(Виктор Калиниченко).
Эксперт: <…> Текстовый фрагмент, привлеченный для комментария поставленного вопроса, в контексте статьи призван раскрывать социальные отношения по признаку богатый-бедный в нравственном ключе. Ни эксплицитно (явно), ни имплицитно (скрытно, на уровне подтекста) речь о незаконном строительстве, проводимом матушкой Елисаветой, не идет".
Подобные же заключения сделаны экспертом и по всем остальным поставленным вопросам, хотя понятно, что заказчики рассчитывали вовсе не на это. Тем более, что когда в суде прозвучали выступления свидетелей из д.Елизарово Псковского района, то все стало окончательно ясно. Житель В.Никитин полностью подтвердил свои слова и добавил, что его двоюродный брат однажды поймал молодого парня, который рвал маковую соломку на его огороде, для того, чтобы потом курить и "ловить кайф". Когда парня прижали, тот начал говорить, что его отец депутат Государственной думы РФ и прислал его в монастырь на лечение от наркомании, платит по 5 тысяч долларов в месяц. Таких же ребят в монастыре было немало, хотя игуменья Елисавета о том упорно умалчивала.
О назначении даты следующего заседания возобновившегося судебного процесса его участникам обещали сообщить в ближайшие дни. Однако ответчики настаивали и продолжают стоять на своем, направляя в суд ходатайства с требованием явки на судебное заседание самой Татьяны Беляевой. Они хотят своими ушами услышать от игуменьи, в чем заключалось попрание ее "чести, достоинства и деловой репутации".
Кстати, если говорить о деловой репутации, то здесь есть один любопытный нюанс, хорошо иллюстрированный одной из специальных энциклопедий:
"Об имидже бизнесменов и о создании соответствующей репутации начали говорить много и часто. Тон дискуссий задают разнообразные консультанты, пиарщики и прочие члены бизнес-сообщества, которые почувствовали неповторимый запах денежной массы. Политика и шоу-бизнес уже охвачена – имиджем у первых и с репутацией у вторых – все нормально. (…) Загвоздка только в том, чтобы для начала определить, где кончается имидж бизнесмена, и начинается его репутация. А затем убедить самого бизнесмена (если он еще не осознал), что данные вещи ему необходимы как воздух. (…) Интересно, что в последнее время слово "репутация" очень часто подменяется понятием "имидж". Специалисты считают, что имидж - это продукт компании, над которым она работает, развивает, создавая свой облик, который нравится ей самой и широкой общественности. А репутация - это отклик общественности на какие-то действия компании. Почему идет такая подмена, вполне понятно: создание имиджа – действие вполне понятное. Опыт в этой области накоплен большой. Как над этой проблемой работать, известно. Причем, известно и самим бизнесменам".
Исходя их такой классификации, у Спасо-Елизаровского женского монастыря РПЦ МП, имеющего свой неповторимый имидж, в народе существует и вполне определенная репутация. И если в имидже светским людям разобраться бывает сложно, то с репутацией по логике "шила в мешке не утаить" все выглядит куда определенней. Вот и возникает парадокс, при котором православные напрочь отказываются совершать моления, крестины, венчания и отпевания усопших в храме Трёх Святителей Спасо-Елизаровского женского монастря, обладающего таким высоким имиджем в РПЦ МП. Кстати, старец с о.Залита, о.Николай (Гурьянов), обладавший даром провидения, в один из приездов к нему игуменьи Елисаветы резко снял с нее крест настоятельницы и сказал: "Игуменьей тебе не быть, настоятельницей не быть, а Спасо-Елизаровский монастырь снова станет мужским!".
Петр Ильинский
Москва-Псков
для "Портала-Credo.Ru"
You must be registered for see links