Четвёртой властью, после законодательной, исполнительной и судебной, нередко называют современные средства массовой информации (СМИ): телевидение, радио, печать, службы новостей и т. п. Сегодня распространение информации — такая же гигантская машина, как и производство материальных благ. Люди изолированы друг от друга и часто неспособны понять проблемы ближнего. Они слишком мало общаются и слишком мало доверяют друг другу, чтобы служить надёжным источником и каналом передачи информации. Доставляет ее внешний по отношению к ним механизм. С помощью такой системы распространения информации правящая элита регулирует связи в аморфной массе людей, формирует их вкусы и пристрастия. Так магнит с лёгкостью притягивает множество железных опилок, и в результате они располагаются в определённом порядке. Похожую роль играют СМИ в современном обществе. Ведущие медиа-компании мощные рычаги воздействия на сознание людей.
Как работает система манипуляций
На телеэкране демонстрируется видеоряд в сочетании с соответствующими комментариями. Зрителю предлагается определённая картина мира. Всё, что не укладывается в её рамки, игнорируется либо выставлояеьтся на посмешище. как нечто несерьезное. В этой картине мира для зрителя приготовлено своё место и сценарий поведения. Подобным образом обстоит дело не только с политическим передачами, но и с коммерческими новостями, сериалами и развлекательными программами, охватывающими в совокупности все сферы жизни. Новейшие технологии позволяют во всё возрастающей степени варьировать (с учётом особенностей разных групп населения) производство — потребление телевизионных передач: политических новостей, ток-шоу, «мыльных опер» и т. п. В то же время крупнейшие телевизионные каналы находятся под контролем госчиновников либо нескольких олигархов. Поэтому на телевиденье могут быть представлены лишь одна или несколько точек зрения на ключевые вопросы общественной и политической жизни. И все эти точки зрения «страшно далеки от народа».
Телевиденье и война
СМИ становятся средством подготовки и ведения войн. В 1990 г. в ходе подготовки войны против Ирака американское PR-агентство «Хилл энд Кноултон» получило от властей заказ на организацию пропагандистской кампании против будущего противника. Была распространена информация о массовых убийствах иракскими солдатами кувейтских детей, что, как впоследствии выяснилось, не соответствовало действительности. Тем не менее, с помощью целенаправленного воздействия на сознание людей удалось повернуть общественное мнение в США и настроения американских парламентариев к военной агрессии. Во время войны в Боснии и Герцеговине в 90-х гг. СМИ и информационные агентства стран НАТО распространяли одностороннюю информацию в пользу боснийских мусульман. Создавалось впечатление, будто в преступлениях против гражданского населения и варварских обстрелах жилых кварталов повинны только вооружённые формирования сербов. Затем это было использовано для обоснования бомбовых ударов по сербам. В ещё более крупных масштабах операция была повторена в 1998—1999 гг. во время конфликта в Косово. Кампания, развёрнутая в СМИ, смогла убедить население стран Запада, что только действия сербов в Косово сравнимы с фашистскими злодеяниями в период Второй мировой войны. Любая информация о зверствах албанских формирований не допускалась или смягчалась. Общественное мнение было доведено до истерического состояния. После этого власти стран НАТО нанесли удары с воздуха по Югославии, якобы «уступая требованию возмущённой общественности». «Косово было первой информационной войной... — заявил позднее представитель НАТО Джеми Ши. — Журналисты были подобны солдатам в том смысле, что они должны были объяснить общественности, почему была важна эта война. В мои задачи входило стимулировать их показывать искренность наших военных мотивов и наших действий».
Поголовное доверие
Профессор из колледжа американского города Сакраменто Уэйн Андерсон провёл эксперимент со студентами. Он предложил им ответить на ряд вопросов, касающихся возможных контактов с представителями внеземных цивилизаций. В результате опроса выяснилось, что подавляющее большинство участников скопировали ответ из известных телепередач на эту тему. «Что меня поразило больше всего, — пишет Андерсон, — так это почти поголовное доверие студентов телевизионным развлекательным программам, которые стали для них главным ориентиром в ответе на сложный вопрос».
Промывание мозгов
Авторитетный американский журнал «Бизнес уик» сообщал в 1997 г.: «В 1 час 55 минут пополуночи в эту среду родился ещё один потребитель. Когда три дня спустя этого нового потребителя — новорождённую девочку — привезли домой, некоторые крупные компании США, специализирующиеся на продаже товаров по заказу, были тут как тут с предложениями бесплатных рекламных образцов, разнообразных маленьких подарков и серий различных скидок на приобретение товаров… В отличие от предшествующих поколений, новорождённой сразу же прививается культура потребления. Новый потребитель вступил в мир логотипов и рекламных сделок… Через 20 месяцев она начнёт узнавать некоторые из тысяч товарных знаков, которые будут порхать перед ней на телевизионном экране. К семи годам, при условии нормального развития, она будет просматривать более 20 тысяч рекламных роликов в год. В 12 лет её имя внесут в гигантские банки данных всех компаний, продающих товары по заказу».
Непрерывность потока лжи
Люди воспринимают многие события, в том числе и непосредственно их касающиеся, косвенно, через телевидение. Домашний экран формирует мир, в котором они из самостоятельных индивидов превращаются в зрителей и одновременно актёров не ими поставленного спектакля. Вот что писала респектабельная российская газета «Сегодня» после пожара на Останкинской телебашне летом 2000 г.: «Не следует забывать, что телевидение является мощным социальным регулятором, одним из рычагов власти, позволяющим делать поведение людей предсказуемым, задавать определённые поведенческие рамки. Беда состоит в том, что телевидение сильно, когда оно постоянно „капает” на мозги зрителям, поскольку телевизионная „картинка” очень быстро забывается. Сейчас этот непрерывный цикл прерван. В обществе включаются какие-то альтернативные социальные регуляторы. Но как они действуют, чем всё это обернётся — никто не знает».