Так, в Республике Башкортостан полноценно работают три воскресные школы: две в г.Уфе (школа N 9 им.Т.Шевченко, школа N 60 "Злагода согласия") и одна в г.Салават Юлаев. Для этих школ были закуплены учебники на Украине. В двух общеобразовательных учреждениях г.Уфы и в школах сел Золотоношка и Степановка по желанию родителей дети изучают предметы "украинский язык", "украинская литература", "украинская культура".
Украинский язык как предмет преподается с 1 по 11 классы в г.Санкт-Петербурге в общеобразовательном учреждении N 479, в двух школах г.Воркуты, в одной школе г.Краснодара, в славянских гимназиях городов Мурманска и Пензы, в лицее г.Томска.
В 1997 году открыто украинское отделение в Уфимском педагогическом колледже N 1. Украинский язык изучается в четырех общеобразовательных учреждениях Самарской области, в лицее г.Нового Уренгоя и средней школе г.Нижневартовска. Воскресные школы функционируют в городах Сургуте, Ноябрьске и Омске. В Республике Коми насчитывается шесть образовательных учреждений, где факультативно изучают украинский язык и литературу, и четыре воскресные школы. В настоящее время практически во всех городах, где имеются этнические украинцы, организуются учреждения дополнительного образования, в которых детей приобщают к украинской культуре, истории, языку. Например, в Республике Татарстан на базе общеобразовательного учреждения работает кружок "Лелеки".
Кроме того, в местах компактного проживания украиноязычного населения существуют школы с преподаванием украинского языка как предмета, а также школы, реализующие украинский этнонациональный компонент (города Москва, Воркута); как дополнительный предмет (факультативы, воскресные школы) украинский язык изучают в городах Ханты-Мансийске, Уфе, Нижнекамске, Казани, Омске, Оренбурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Сыктывкаре, Сочи, Сургуте, Нижневартовске, Тобольске, а также в Белгородской, Воронежской и Самарской областях.
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержание образования в конкретном учебном учреждении определяется им самостоятельно в соответствии с разрабатываемой, принимаемой и реализуемой программой. Это относится и к программам по языкам.