Обзор бокс-офиса США (18.07-20.07)
Минувший уик-энд 18-20 июля, несомненно, войдёт в историю и надолго запомнится как миллионам американских любителей кино, ставших частью этой феерии, так и владельцам кинотеатров, залы которых были переполнены с раннего утра до позднего вечера, а кассы просто не успевали справляться с таким напором посетителей.
Никогда прежде за одни выходные не рушилось столько рекордов киноиндустрии, и первый из них пал ещё до появления «Темного рыцаря» на экранах. Стараниями киностудии желание принять картину в свои стены изъявили 4366 кинотеатра, на 4 больше, чем у предыдущего обладателя рекорда, третьих «Пиратов Карибского моря». В общей сложности было задействовано около 9200 кинозалов — один из лучших результатов за всю историю, хотя и уступающий триквелам «Пиратов» (10 700) и «Человека-паука» (10 200).
По сложившейся в последнее время традиции первые сеансы «Темного рыцаря» начались ровно в полночь в пятницу в 3043 заведениях, принеся первые денежные поступления в размере 18,5 млн. долларов — новый рекорд для полуночных сеансов. Предыдущее достижение здесь принадлежало «Мести Ситхов» — 16,9 млн. долларов три года назад. Самые первые цифры прямо говорили о том, что происходит нечто невероятное, а в течение всего первого дня практически непрерывно поступали сообщения о сотнях и тысячах сеансов с полностью распроданными билетами. Тем не менее, обнародованные ранним утром в субботу предварительные данные стали настоящим шоком для всех без исключения поклонников кинематографа. В первый день проката фильму Кристофера Нолана удалось заработать 67 165 092 доллара — на 7,3 млн. больше предыдущего рекордсмена, «Человека-паука 3».
После умопомрачительного пятничного результата стало ясно, что «Тёмный рыцарь» всерьёз нацелился на главный рекорд Спайди — 151,9 млн. долларов за премьерный уик-энд, хотя здесь многое зависело от субботних и воскресных сборов. Второй день проката принёс знаменитому борцу с преступностью 47 650 240 долларов при падении на 29,1% (2-й результат субботы и 6-й по сборам за один день) и, таким образом, после 48 часов показов в кинотеатрах в копилке Бэтмэна пребывала колоссальная сумма в 114,8 млн. долларов.
Напомним, что фильм стал первым во всем френчайзе, где имя главного героя не фигурирует в названии (а кроме того, картина стала первой, вышедшей в прокат в июле — предыдущие ленты премьеровались исключительно в июне). В обычной ситуации такой серьёзный обвал (29%) наверняка послужил бы поводом для беспокойства, однако, в разгар лета и на волне неимоверного ажиотажа многие кинозрители разумно предпочли не откладывать дело в долгий ящик, в едином порыве ринувшись на штурм и без того забитых залов. К тому же, если отбросить выручку от пятничных ночных сеансов, то получится, что в субботу картина потеряла лишь немногим более миллиона долларов или менее 3% от кассы первого дня.
Наконец, в воскресенье «Темный рыцарь» преподнёс своим создателям ещё один приятный сюрприз, заработав 43 596 151 доллар — абсолютно лучший результат воскресных поступлений и 13-й по сборам за один день. Невероятно, но воскресное падение составило всего 8,5%, тогда как в лучшем случае в это время года фильмы могут рассчитывать на 15-20%.
Таким образом, за стартовую трёхдневку картине покорилась колоссальная сумма в 158 411 483 долларов — новый рекорд сборов премьерного уик-энда в американском кинопрокате, на 6,5 млн. больше предыдущего достижения «Человека-паука 3». Средний заработок с заведения составил 36 282 доллара с кинотеатра, второй результат среди всех фильмов в широком прокате (более 600 кинотеатров) после «Концертного тура Ханны Монтана и Майли Сайрус» и лучший среди релизов в 1000 и более кинотеатрах. Любопытно, что герою комиксов уже далеко не в первый раз приходится сокрушать рекорды американского кинопроката. В далёком 1989 году оригинальный фильм Тима Бёртона заработал за первые три дня 40,5 млн. долларов, тремя годами спустя сиквел «Бэтмэн возвращается» поднял планку до 45,7 млн., а ещё через такой же промежуток времени картина «Бэтмэн навсегда» остановилась на отметке в 52,8 млн. долларов.
6,3 млн. долларов из общей кассы уик-энда «Тёмного рыцаря» пришлось на 94 кинотеатра IMAX, что также стало абсолютным рекордом для этого формата, значительно перекрыв того же «Человека-паука 3» (4,7 млн.). Немалый и без того интерес к показам на огромных экранах привлёк тот факт, что 6 сцен фильма продолжительностью около получаса были сняты камерами IMAX, обещая незабываемое зрелище в кинотеатрах, оснащённых такими проекторами. Благодаря фантастическим сборам картины не устояло ещё одно достижение — суммарная касса всех фильмов в прокате составила 260,7 долларов, колоссальный шаг вперёд по сравнению с рекордным до это уик-эндом 7-9 июля 2006 года, обеспечившим тогда общие поступления в размере 214,6 млн. долларов, в том числе 135,4 млн. от вторых «Пиратов».
В понедельник «Темный рыцарь» выдал еще один фантастический результат, добавив в общую копилку 24,49 млн. долларов. Этот результат стал четвертым среди всех сборов за понедельник, однако справедливости ради стоит заметить, что для вышестоящих картин понедельник был выходным днем, а не рабочим. До настоящего момента обладателем лучшего результата в рабочий понедельник являлся сиквел «Пиратов Карибского моря» (18,14 млн. долларов).
Оценивая дальнейшие кассовые перспективы 185-миллионного проекта, стоит отметить, что по итогам первых трёх дней «Тёмный рыцарь» взлетел на шестое место среди самых успешных фильмов года, а ещё до начала следующих выходных картина имеет все шансы преодолеть 200-миллионный рубеж и прорваться в первую тройку текущего чарта. Точно также всего за первые шесть дней «Тёмный рыцарь» сможет превзойти финальные сборы фильма «Бэтмэн: Начало» (205,3 млн.), успешно возродившего френчайз после семилетнего забвения. Во многих крупных городах билеты в кинотеатрах раскуплены на несколько дней вперёд, что при полной поддержке, как кинокритиков (94% положительных рецензий), так и небывалой волне позитивных откликов обычных любителей кино, гарантирует солидные сборы в последующие недели. С такими колоссальными сборами уже к концу второй недели проката «Темному рыцарю» не составит большого труда опередить дуэт лидеров в лице «Железного человека» и четвёртого «Индианы Джонса», да и из оставшихся до конца года фильмов едва ли кто-нибудь может представлять даже минимальную опасность для киноленты Кристофера Нолана.
Обращает на себя внимание и тот факт, что выход фильма в прокат вызвал интерес у самой широкой аудитории, независимо от возраста и жанровых предпочтений. Среди всех посетителей сеансов перевес представителей сильного пола бы минимален, а доля зрителей старше и моложе 25 лет была абсолютно одинакова. «Это наивысшая точка карьеры для всех, кто работал над фильмом. Нас ждёт феноменальный прокат, и он только начинается. Большинство крупных летних проектов уже вышли на экраны, а значит, у картины будет масса времени, чтобы проявить себя с самой лучшей стороны, — такими комментариями разразился руководитель отдела дистрибуции киностудии Warner Bros. Дэн Феллман.
Добавим, что одновременно с американской премьерой фильм добился полного триумфа в международном прокате, заработав 41,3 млн. долларов в 4520 кинозалах в 20 территориях. До этого пятёрка предыдущих фильмов о приключений человека летучей мыши не пользовалась особым спросом на международной арене, но «Темный рыцарь» оказался неподвластен этой традиции, не оставив камня на камне от результатов своих предшественников. По словам представителей международного подразделения киностудии в 20 дебютных территориях, главным образом в Азии и латинской Америке, картина почти втрое превзошла аналогичные старты «Бэтмэна: Начало» и на 30-40% опередила лидеров текущего года «Индиану Джонса» и «Железного человека».
В девяти из десяти предыдущих случаев до этого, когда в прокате появлялся фильм с кассой уик-энда более 100 млн. долларов, ни одному другому дебютанту не удавалось заработать даже 5 млн., но мюзикл «Мамма MIA!» явно не был намерен оставаться сторонним наблюдателем на этом празднике жизни. За первые три дня в копилку проекта, в основу которого были положены хиты легендарной шведской группы «ABBA», поступило 27,75 млн. долларов из 2976 кинотеатров (9 325 долларов с заведения). Такой результат стал лучшим среди всех фильмов этого жанра, опередив вышедший ровно год назад «Лак для волос» (27,5 млн.), причём «Мамма MIA!» смогла избежать субботнего падения, оставшись на том же уровне, что и в первый день проката (9,85 и 9,82 млн.). Напомним, что после 11 млн. в первый день «Лак для волос» обвалился на 15% в субботу, хотя впоследствии это не помешало картине финишировать с 118,9 млн. долларов, став одним из главных приятных сюрпризов прошлого летнего сезона.
Как правило, мюзиклы отличаются высокими сборами в будни и неплохой живучестью в прокате, что оставляет 52-миллионному проекту достаточно неплохие шансы на покорение 100-миллионного рубежа, правда в данном случае отзывы критиков не столь благоприятствуют достижению этой цели (54% положительных рецензий против 91% у прошлогоднего хита Адама Шенкмана). По сравнению с «Тёмным рыцарем» картина привлекла внимание более возрастной аудитории — 62% зрителей были старше 30 лет при подавляющем превосходстве прекрасной половины человечества (75% от всех проданных билетов). В международном прокате «Мамма MIA» добавила к своим сбережениям ещё 26,8 млн. долларов, доведя текущую кассу до 72,8 млн. долларов, в том числе 33,6 млн. в Британии.
Нашествие «Темного рыцаря» в компании с экранизацией популярного мюзикла не могло не сказаться на положении картин-холдоверов, часть из которых камнем пошла ко дну, а часть вопреки всему смогла показать достаточно неплохие результаты. Где-то по середине между этими двумя крайностями оказался 150-миллионный «Хэнкок», расположившийся на третьем месте с 14 млн. долларов в третьи выходные проката. Общая касса фильма с участием Уилла Смита достигла 191,5 млн. долларов, позволяя уже в ближайшие выходные рассчитывать на преодоление 200-миллионного рубежа.
Приключенческая лента «Путешествие к Центру Земли в 3D» с полным правом может занести прошедшие выходные в свой актив, отметившись наименьшим падением из всех фильмов в широком прокате (41,3%). В какой-то мере это можно объяснить тем, что ажиотаж вокруг «Тёмного рыцаря» не затронул трёхмерные экраны, которые являются главными поставщиками наличности, но в любом случае достижения проекта, который, по мнению многих, был обречён на провал, заслуживают самых добрых слов. Касса второго уик-энда составила 12,3 млн. долларов, что при текущих сборах в 43,5 млн. позволяет рассчитывать на финиш, по меньшей мере, поблизости от 70-миллионной отметки.
Совсем иной оказалась судьба красного демона «Хеллбоя», обвалившегося на 70,7% и заработавшего только 10,1 млн. долларов во второй уик-энд. За всю историю американской киноиндустрии лишь один раз победитель уик-энда нёс более тяжёлый урон — два с лишним года назад схожая трагедия постигла фантастический боевик «Doom» (падение на 72,7%), но в отличие от него фильм Гильермо Дель Торо пользовался полной поддержкой кинокритиков и симпатиями миллионов любителей кино. После 10 дней с момента релиза 85-миллионный сиквел заработал 56,5 млн. долларов, вплотную подобравшись к финальным сборам оригинальной киноленты 2004 года (59,6 млн.), но теперь со всеми надеждами на покорение 100-миллионного рубежа придётся распрощаться и пределом мечтаний выглядит значительно более скромная 75-миллионная отметка.
Мультфильм «ВАЛЛ-И» провёл выходные без каких-либо серьёзных потрясений, завоевав шестую строчку чарта с 10,1 млн. долларов в четвёртый уик-энд при 46,4%. Темпы снижения посещаемости анимационной ленты по-прежнему не выдерживают сравнения с двумя другими летними проектами студии Pixar и даже «Кунг-фу Пандой», разрыв с которой совсем недавно казался вполне комфортным, а сейчас сокращается с каждым днём. Четыре недели пребывания на экранах принесли роботу-уборщику «ВАЛЛ-И» 182,7 млн. долларов, тогда как у его главного соперника в борьбе за звание главного анимационного хита года после того же периода на счету значилась чуть меньшая сумма в 179,3 млн. долларов. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и выходящий в ноябре сиквел «Мадагаскара», которому по силам вмешаться в данное противостояние.
Ещё один представитель мультипликационного жанра, лента «Мартышки в космосе» ничем не блеснула в отчётный уик-энд, но с другой стороны всё же смогла избежать предрекаемой полной катастрофы. В озвучке мультфильма не принимало участия звёзд первой величины, рекламная кампания присутствовала разве что на бумаге, а одного слогана «от продюсеров Шрэка» было явно недостаточно для того, чтобы привлечь зрителей в кинотеатры. Принимая всё это во внимание, легко понять, почему скромная сумма в 7,18 млн. долларов в 2511 кинотеатрах была признана вполне удовлетворительным результатом со стороны прокатчика 20th Century Fox.
Кинолента «Особо опасен» завершила очередной уик-энд на восьмой позиции с 5,07 млн. долларов и довела общий размер освоенной американской валюты до 123,3 млн. долларов. Соседствующая с ней в чарте 2008 года (11-е и 12-е места) шпионская пародия «Напряги извилины» финишировала девятой с 4,13 млн. долларов (всего 119,6 млн. долларов).
Замкнула десятку лидеров анимационная лента «Кунг-фу Панда», на протяжении всех семи недель демонстрировавшая неплохую, пусть и не выдающуюся, выносливость в прокате. Очередные выходные на экранах пополнили кошелёк ленивой панды По на 1,86 млн. долларов, а общая выручка проекта достигла 206,6 млн. долларов. Ещё одним из полных неудачников уик-энда стала фантастическая комедия «Знакомьтесь: Дэйв», которая вслед за провальным умудрилась обвалиться на 68,4%. 1,66 млн. во вторые выходные и 9,4 млн. после 10 дней — таковы неутешительные промежуточные итоги проката и на следующей неделе «Дэйв» вполне может стать новым обладателем антирекорда по количеству кинотеатров, которые безжалостно выбросят ленту из своего репертуара.
Из всех остальных событий на экранах Северной Америки заслуживает упоминания премьера европейского триллера «Транссибирский экспресс» режиссёра Брэда Андерсона. Дебют в двух кинотеатрах принёс картине 34 615 тыс. долларов — 17,3 тысячи с заведения — второй результат среди всех фильмов уик-энда. Общая касса фильмов первой десятки чарта составила рекордные 251 млн. долларов, на 75% больше, чем год назад, когда победителем стала комедия «Чак и Ларри: Пожарная свадьба» (34,2 млн.) и на 82% больше, чем два года назад, когда третью победу подряд одержал «Сундук мертвеца» (35,2 млн.).
На следующей неделе новичками проката станут две киноленты, среди которых выделить явного фаворита будет не так уж легко. Номинально кинолента «Секретные материалы: Хочу верить» (3100 кинотеатров) по мотивам известного телесериала выглядит мощнее своего конкурента, однако, последние данные киностудий и проводимых ими исследований потенциального зрительского интереса явно наводят на тревожные мысли. Комедия продюсера Джудда Апатоу «Сводные братья» с участием Уилла Феррелла и Джона С. Рейли, несмотря на несколько меньшее количество кинотеатров (2800) вполне может воспользоваться заминкой агентов Скалли и Малдера, но по большому счёту ни один, ни другой фильм не представляет реальной угрозы для «Темного рыцаря». Обладатель массы прокатных рекордов обречён, как минимум, на ещё одну неделю безраздельного царствования, а двум ближайшим преследователям даже совместными усилиями будет нелегко приблизиться к его результату.