В Швеции жизнь депутатов мало чем отличается от работы любого другого жителя этой страны. Рабочий кабинет у них площадью всего 7 кв.м, личные квартиры тоже небольшие, а на использование денег налогоплательщиков — строгие ограничения.
У парламентариев нет дополнительных льгот: например, оплачиваемых чартерных самолетов, оплачиваемой аренды жилья, медицинских услуг, суточных, частных консультантов. Они даже не получают денег на уход за детьми.
Стоит ли говорить, что в этой стране нет такого понятия, как депутатская неприкосновенность.
"Мы обычные граждане, — сказал как-то заместитель социал-демократической партии Пер-Арне Хоканссон в интервью изданию ВВС. — Нет смысла в особых привилегиях для депутатов, потому что наша задача — представлять народ и знать реальность, в которой он живет. И это уже привилегия, поскольку у нас есть возможность влиять на развитие страны".
В начале работы президент шведского парламента и 349 депутатов получают годовой проездной на общественный транспорт, а также обширный кодекс этики. В документе оговариваются ограничения на использование государственных средств и правила поведения парламентариев.
Шведские депутаты получают 66900 крон в месяц — это около 7200 долларов. Налоги забирают почти половину и чистой зарплаты остается примерно 40 тысяч крон или 4300 долларов. И это в два раза меньше, чем получает шведский учитель начальных классов!
Если у депутата есть избирательные участки за пределами Стокгольма, он может запросить помощь на те дни, когда он работает в столице. Это только для тех, у кого нет своего жилья в Стокгольме — тогда им платят 110 крон — около 12 долларов в сутки. На эти деньги можно купить кофе с 3-4 булочками, пиццу или любое другое не сильно роскошное блюдо.
До 1957 года депутаты получали только взносы членов партий. Но потом было принято решение, что "ни один гражданин не должен быть лишен возможности стать депутатов по экономическим причинам". Но в то же время зарплата не должна сделать эту должность экономически привлекательной.
Зарплату определяет независимый комитет, который состоит из президента (обычно это отставной судья) и два представителя (журналисты или бывшие должностные лица).
"Мы комитет с независимостью, гарантированной Конституцией, парламент не может давать нам никаких указаний", — говорит президент комитета Йохан Хиршфельдт.
Комитет собирается раз в год, после лета. Они оценивают экономические условия общества, уровень инфляции и колебания зарплаты в государственном и частном секторах. Если будут основания, то зарплату депутатам могут повысить на 1-1,5%.
Решение комитета невозможно оспорить и за него не голосуют в парламенте. "Депутаты не имеют права голоса в этом вопросе. Я не знаю, довольны ли они зарплатой или нет, потому что ни один никогда не звонил и не просил повысить", — говорит Хиршфельдт. Тот же комитет определяет зарплату министров и премьер-министра.
"Ни у кого из депутатов нет частного секретаря или советника", — говорит Матс Линд из сектора парламентских услуг. Партии получают некие средства для найма помощников, но они обслуживают всю партию, а не отдельных депутатов.
"Каждый депутат сам занимается своим графиком, готовит речи, организовывает встречи и резервирует билеты на поезд или самолет".
В то же время в Швеции отдельный сектор парламента занимается всевозможными исследованиями, статистикой и консультациями, чтобы помогать всем депутатам с информацией.
На официальном сайте шведского парламента есть отдельные страницы каждого депутата со всеми их выступлениями и подробностями деятельности.