«Как не следует пы¬таться лечить глаза отдельно от головы и голову — от¬дельно от тела, так и не следует лечить тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неуда¬чи при лечении многих болезней, когда они не призна¬ют необходимости заботиться о целом, а между тем, если целое в пло¬хом состоянии, то и часть не может быть в порядке. Ибо все — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, именно из нее все проистекает, точно так же, как в глазах все проистекает от головы. Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все осталь¬ное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу... должно соответствующими заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как Верные речи: от этих речей в душе укореняется Рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела.... Пусть ни¬кто не вздумает убеждать тебя излечить ему голову с помощью этого лекарства, если он прежде не даст под¬лечить с помощью заговора его душу. Ныне распростра¬ненной среди людей ошибкой является попытка некото¬рых из них лечить либо одним из этих средств, либо другим. Он [учитель Сократа] наказывал весьма настой¬чиво, чтобы я не поддавался на уговоры ни богатых лю¬дей, ни знатных, ни красивых и не поступал бы вопреки этому наставлению. Я же послушаюсь его (ведь я же поклялся ему, так что мне необходимо повиноваться!), и если ты пожелаешь, согласно наставлениям чужеземца, предоставить мне душу, чтобы заговорить ее заговором, то я присовокуплю к этому и лекарство; если не поже¬лаешь, то у меня нет средства помочь тебе, мой милый Хармид. Критий, услышав мои слова, воскликнул:
— Мой Сократ, головная боль была бы для юноши истинным даром Гермеса, если бы вынудила его ради головы усовершенствовать и свой разум!»
Сократ "Хармид"