Проповеди о конце мира
В форме эсхатологии (проповеди конца мира) выражали свой протест против существующего строя те социальные группы, которые обрекались историей на разложение и гибель. И на протяжении всех эпох христианские секты включали в свои вероучения этот элемент раннего христианства, предрекая ги,ель, уничтожение всему существующему на земле, кроме тех избранных, которыми каждая секта объявляет своих приверженцев.
Богоизбранничество
Богоизбранничество — форма протеста против общественного зла, осуждения общества, в котором господствует зло, отмежевания от него путем создания мира избранных, отделяющего себя от остального мира особой верой, культом, нравственными правилами, созданием особой корпорации.
Идея богоизбранности отражает сектантскую узость чисто религиозного протеста. Она обрекает сектанта на особую жизнь, по законам секты, ставя его в особое положение в обществе и государстве. Прежде всего, сектантское отделение от мира, от общества, а нередко от семьи, друзей обостряет потребность в принадлежности к религиозной корпорации, группе, секте. Верующий, оторванный от остального мира, дорожит своей принадлежностью к религиозному обществу и поэтому подчиняется его традициям, всячески подчеркивает свою духовную близость («братство») с другими членами этого общества, отстаивает его идеи.
Другой стороной чувства богоизбранности является вражда, ненависть к инакомыслящим как к погрязшим в грехах, обреченным на гибель, человеконенавистничество, с которым мы будем встречаться очень часто, говоря о современных сектах.
Хилиазм
Хилиазм (или вера в тысячелетнее царство Божье) выражал во все эпохи мечты угнетенных низов в вечном царстве братства, справедливости и счастья. Мечты о тысячелетнем царстве Божьем, идея обновления мира не были чужды и господствующим классам в эпоху социальных кризисов, ибо правящие классы так же, как и низы, в эти периоды не видели реальных путей выхода из создавшегося положения.
Аскетизм
Аскетизм обусловливается теми же социальными условиями, которые порождают враждебность религии к науке, невежество и мистицизм. Аскетические настроения превращаются со временем в особую форму религиозно-социального протеста. Уход от мира, разорение в результате обобществления личного имущества сектами — все это до крайности ухудшает положение отдельных членов сект, заставляет их ограничивать себя во всем. В сравнении с ужасными страданиями, подавляющей нищетой тех слоев населения, которые данными социальными условиями обрекаются на прозябание, разложение и гибель, даже самое маленькое жизненное наслаждение вызывает такой же естественный протест, как танцы на похоронах. К этому прибавляется и социальный протест против чуждого сектантам образа жизни. Христианские секты, как правило, превозносят бедность, простоту, нищету.
«Я» и «МИР» в секте
Враждебное отношение православной церкви, постоянные гонения со стороны властей и сам дух индивидуализма сотни лет вынуждали сектантов в России вести деятельность потаенно. Подавление личности в обществе порождало растерянность, бессилие, одиночество и вместе с тем стремление объединяться с себе подобными.
Видный исследователь религиозного сектантства В. Д. Бонч-Бруевич считал наличие особой организации, общины одним из определяющих признаков секты. В свою очередь, подобная организация определяет такую важную характеристику, как исключительные претензии членов секты к собственным позициям. Каждая община сектантов считает себя единственной обладательницей той «истины», которая спасает их от «греховного» мира.
Эту сторону отмечали в прошлом многие исследователи. сектантства. Один из них писал, например: «Удивительная вещь — сектанты, и наши, и вообще все: их сущность, их сила — именно протест, отрицание несектантского. Самое зарождение их — отрицание. «У вас так, а у нас не так» — вот, на что обращено главное внимание сектантов. Я ничего не утверждаю, для этого нужны знания более глубокие, специальное изучение дела, но мне кажется, не одна секта, сделайся она вдруг господствующей, очутилась бы в странном положении — без почвы протеста, без надобности в пропаганде своих «не». Даже, секты не религиозные, а нравственные, но мнящие себя религиозными и потому старающиеся втиснуться в жизнь,— и те питаются почти одним «не»; не надо обрядов, не надо курить, не надо пить, не надо ходить на войну — опять это: у вас так, а у нас не так. Пропагандой своих «не» и держатся рожденные от «не» секты».
Если в прошлые времена претензии сектантов на свою исключительность были религиозным чаянием утвердить человеческое достоинство, то в наше время содержание этих претензий стало иным. Эта сектантская «избранность», эта «исключительность» — причина того, что многие сектанты считают только себя «праведными» и чуть ли не «святыми». Ко всем остальным людям они относятся с недоверием и часто с неприязнью. Даже провозглашаемые сектантами равенство, братство, любовь утрачивают подлинно гуманистическое содержание, так как чаще всего эти лозунги относятся только к «братьям и сестрам по вере».
Сегодня сектантские идеологи стараются убедить молодых людей, что они предлагают человеку «самую чистую», «божественную» истину и идеалы, которые отличаются от земной нравственности и земных ценностей. С одной стороны, как бы предлагаются бесконечно возвышенные идеи и ценности, а с другой — реальные нравственные нормы и поступки верующих складываются под воздействием их собственных духовных возможностей и потребностей, которые опираются на узко индивидуальный социальный и нравственный опыт. Поэтому единственный путь самоутверждения, который может предложить сектантство своим молодым последователям, заключается в следующем: «Хотя я и мал, но я сам уйду от погрязшего в грехах мира, противопоставлю себя ему».
Высокая самооценка, гордыня, с одной стороны, с другой — образ смиренных, покорных людей, со «склоненной головушкой», «скудных», «бедных», которые избирают вместо «возвышенных» идей их бледные «земные» отражения: «Мне не по плечу борьба за общественную справедливость, а раз так, то буду утверждать другие ценности, может, самые малюсенькие, ни в какой мере для меня не обременительные, но чтобы они непременно были мне по плечу».
В этом в полной мере отражается конфликт желаемого и действительного, абстрактной и реальной возможности быть человеком, исполненным творческих сил и сознающим эти силы. Здесь отражается и превратный, иллюзорный способ решения этого конфликта — отказ от борьбы за общественную справедливость. Представление о деятельном, активном человеке почти полностью утрачивается.
Противопоставление религиозной деятельности (в общине) и «мирской» деятельности (вне общины) часто выступает как всеобщее противопоставление жизни общины всему остальному обществу («миру»). Противопоставление мира «горнего» и мира «дольнего» организационно оформлено так, что верующий только в общине видит единственно реальный коллектив, который как «колония небожителей» противостоит всякому иному коллективу, всякой иной организации. В свою очередь, руководители общины стремятся так поставить дело, чтобы их влияние распространялось на все стороны жизни, деятельности и поведения человека и полностью ограничивало бы поступки, интересы и переживания человека рамками общины. Каждый верующий принимается в члены общины только в индивидуальном порядке и после определенного испытательного срока. Если верующий покидает данную местность, он должен «открепиться», а приезжая на новое место, стать на учет («прикрепиться»). Нарушения норм и правил, принятых в общине, влекут за собой различные формы «внушения», меры наказания и даже исключение из членов общины (отлучение) .
Можно указать и на ряд других организационных моментов в жизни сектантских общин: практикуется уплата членских взносов в виде добровольных приношений или даже обязательных отчислений, как, например, у адвентистов; организационная структура общины включает обязательное подчинение рядовых членов своему руководителю; некоторые секты выпускают печатные издания, рукописные материалы и даже инструкции (так называемые, «инструктивные письма»); регулярно проходят общие молитвенные собрания, евангельские христиане-баптисты устраивают даже съезды.
Верующий вступает в секту по собственному желанию. Вначале он как бы отворачивается от собственных земных проблем, так как не в силах их разрешить. Утрата веры в свои силы и способности связана с определенными изменениями в психологии, взглядах и поведении человека. Появляется стремление к миропониманию, как бы гарантирующему от влияния «земных» человеческих слабостей и покоящемуся на прочных основах «божественного откровения», которое сообщает «потерявшему» себя человеку «абсолютную истину». Пребывание в общине способствует довольно быстрому формированию нового миросозерцания — религиозно-догматического,
так как прием в секту осуществляется на основе общей для всех ее членов обязательной веры в Иисуса Христа. «Быть мудрым не стремлюсь я, хочу лишь знать его — распятого Иисуса — и больше ничего»,— вот мировоззренческий «принцип», определяющий отношение сектантов к внешнему «миру».
Организация сект
Антицерковная направленность сектантства, а также многолетние постоянные гонения со стороны государства и православной церкви, вынуждавшие сектантов вести свою деятельность тайно, привели к тому, что сектантство выработало свою особую организацию, существенно отличающуюся от церковной.
Наиболее существенные особенности организации сект — это: I
— объединение верующих на основе личных симпатий, личных отношений, общих интересов;
— объединение на основе протеста против общества и всех других религиозных обществ;
— объединение на основе твердого устава, определяющего порядок управления и внутренней жизни секты, правила приема новых членов, обязанности верующих и т. п.
Основной структурной единицей секты является община. Здесь, в отличие от церкви, отсутствует строгое деление на клир и мир. Организация секты, ее внутренняя жизнь допускают большую инициативу и самодеятельность верующих: они должны быть не пассивными зрителями и слушателями проповедей, а живыми участниками религиозных собраний. На этих собраниях, как правило, проводятся выступления проповедников (обычно из числа сектантского актива), пение религиозных песен и молитвы, коллективные или индивидуальные. Сектанты не отменяют обрядности, без которой религия вообще не может существовать. Более того, сектантство, несмотря на формальный отказ от обрядности, на первых этапах своего развития постепенно вырабатывает все более сложные ритуалы, которые, как, например, у баптистов и адвентистов, в ряде моментов, смыкаются с церковным богослужением (нарочитая театрализация хода молитвенного собрания, выделение профессиональных проповедников, строгий порядок проведения собрания, сведение до минимума инициативы рядовых сектантов) .
Характерной особенностью сектантства является так называемое всеобщее священство. Все члены общины обязаны активно пропагандировать вероучение секты, «выполнять священнические обязанности всегда и везде», «приводить к Богу» новых членов. При этом они применяют самые различные приемы духовного одурманивания людей: оказывают им материальную помощь, ухаживают за больными и т. п. Они делают , все, чтобы заслужить доверие людей, зазвать их к себе на моления.
В секте существует прямое фиксирование членства: каждый верующий принимается в нее в индивидуальном порядке. Прием новых членов в общину строго регламентирован уставом, они в течение определенного времени проходят испытательный срок и только после этого могут быть приняты в секту. В период прохождения испытательного срока от поступающего требуется активная работа, сотрудничество в общине, изучение вероучения, устава организации и всех предписаний, регламентирующих не только жизнь и деятельность каждого верующего в общине, но и его поведение в домашнем быту, в обществе. «Кандидатский стаж... устанавливается для того,— подчеркивалось в уставе секты пятидесятников,— чтобы вступающий в общину мог бы усвоить сущность вероучения и устава общины. Кроме того, члены общины за это время могут познакомиться и узнать, что из себя представляет вступающий в общину, и потом могут сказать, стоит или не стоит его принимать в общину. Это крайне необходимо для того, чтобы в общину не попадал ненужный элемент...» Длительность кандидатского стажа не ограничивается строгими рамками. Этот период может быть такой продолжительности, которая потребуется для тщательного изучения и воспитания поступающего в христианском духе, для превращения его в религиозного фанатика, в слепое и безвольное орудие руководителей общины.
Членство — обязательное требование секты. Оно накладывает на верующих целый ряд обязанностей. Самое главное его значение заключается в том, что оно позволяет производить тщательный отбор верующих в секту.
В большинстве сект старательно и упорно насаждается централизм, сложная иерархическая система, обеспечивающая проведение в определенных рамках проповеднической и воспитательной религиозной работы. Надо сказать, что зачастую это встречает серьезное сопротивление в местных общинах. Особенно ярко это проявляется у евангельских христиан-баптистов, где имеется немало общин так называемых чистых баптистов, которые отказываются подчиняться центру, и у иеговистов, где все шире развивается течение истинных свидетелей Иеговы, выступающих против теократического бруклинского руководства.
Особое значение придается в сектах укреплению дисциплины. Это обеспечивается все более строгим осуществлением принципа членства, подчинения руководителям, применением различных мер взыскания, вплоть до исключения из общины, временного или полного. Вместе с тем сектанты не отказываются от использования демократических форм во внутренней религиозной жизни. Для нашего времени характерно широкое развитие демократии. И это влияние демократического духа нашего общества сказывается на религиозных организациях.
В ряде сект осуществляется выборность руководящих органов, общественный контроль за финансовой деятельностью руководства общин, использование общественных форм воспитания: собраний, кружков, собеседований и бесед и т. п.
Несмотря на все эти демократические элементы, руководство сект продолжает занимать особое положение в своих организациях.