Польский священник и математик 72-летний профессор Михаль Геллер получил самую крупную научную премию за работу, которая демонстрирует, как математика может предоставить косвенные доказательства существования Бога.
Польский специалист по космологии и философ, специализирующийся на математике и метафизике, вчера в Нью-Йорке получил премию «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий», которую выдает Фонд Темплтона. Размер премии составляет 820 тыс. евро. Сумма корректируется каждый год с тем, чтобы она была больше суммы, выдаваемой Фондом Нобеля.
Как утверждают представители фонда, который выдает премию в течение 35 лет, исследования профессора Геллера «расширили метафизические горизонты науки».
Как пишет The Times (перевод на сайте Inopressa.ru), теории профессора Геллера не столько содержат доказательства существования Бога, сколько заставляют усомниться в материальном существовании мира вокруг нас. Он разрабатывает сложную формулу, которая позволяет объяснить все, даже случайность, путем математических подсчетов.
Выдвинувший Геллера на получение премии, ректор Ягеллонского университета в Кракове профессор Кароль Муйжель заявил: «Он ввел важное понятие теологии науки. Он сумел показать, что религия, изолирующая себя от научных исследований, неубедительна, а наука, не признающая иные пути понимания, слепа».
Сам Геллер сообщил, что отдаст свою премию на создание нового Центра Коперника в Кракове, центра исследований в области науки и теологии.
Как сообщает издание, работа профессора Геллера строится вокруг поиска фундаментальной теории творения. Его исследования идут дальше Эйнштейна в область квантовой механики, космологии, физики и чистой математики, включая собственную версию уравнения Гейзенберга. Хотя его теории не доказывают существования Бога, они могут предоставить косвенные доказательства его существования.
«Если у Вселенной было начало, мы можем предположить, что у нее был Творец. Однако если Вселенная автономна, не имея ни границ, ни края, то у нее нет ни начала, ни конца: она просто существует. Где же тогда место для Творца?», - считает Геллер.
Профессор также выступает против ньютоновской концепции творения, то есть против идеи абсолютного пространства и абсолютного времени и Бога, создающего энергию и вещество. Он предлагает современным теологам вернуться к традиционной доктрине, согласно которой создание Вселенной было актом вне пространства и времени.