Александр Филюта
психолог
Экзистенциальный психолог ,использую в своей практике диалогическое консультирование,логотерапию и методологию "Православной психологии"с православными клиентами.
Во время войны когда Виктор Франкл (австрийский психолог,основатель логотерапии-метода экзистенциального психоанализа ,ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии ) находился в застенках Освенцима он увидел ,что люди имеющие смысл своего существования,не теряли силу воли и выживали.Он писал : «Наше поколение реалистично,потому что нам довелось узнать человека,каков он есть.В конце концов человек изобрел газовые камеры;но человек был и тем,кто,не теряя достоинства,шел в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах.
Таким образом Виктор Франкл ввел понятие Сверх-смысла .Подобно Марселю и Хайдеггеру, Франкла можно назвать философом (психологом) порога, т.е. мыслителем, который выходит за рамки атеизма, но не доходит до теологии, не принимая ее догматов. Марсель говорил о том, что продуктивное развитие философии и ее выход из затянувшегося кризиса возможен лишь в этом направлении .Опираясь на эти знания и святоотеческую психологию, православная психология, таким образом ,становится завершающим этапом развития этого направления психологии.
Рассмотрим же в кратце ,что такое "Православная психология"?
«Православная психология »берет за основу православное мировоззрение и исходит из христианской антропологии о понимании человека как образа и подобия Божия, как единства тела, души и духа, считает смыслом человеческой жизни одухотворение и Богоуподобление, основанное на развитии добродетелей и преодолении страстей, имеет представление о смерти как переходе души в иное состояние ,где все "богатство"собранное на земле получает свое дальнейшее развитие и определяет загробную участь самого человека.
Православная психология признает наличие мира ангелов и падших духов, а так же воздействия, оказываемые этим миром на человеческую душу.
Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека.
Именно эти воздействия и могут определять формирование различных психологических заболеваний и патологических зависимостей
Перечень проблем, по которым проводится консультирование:
-проблемы межличностных отношений (семейных – супружеских и детско-родительских, конфликты в деловом коллективе, социальных группах, повышенная агрессивность, не умение совладать с собой);
-проблема поиска смысла жизни (мировоззренческие, духовно-нравственные, ценностно-смысловые аспекты);
-невротические расстройства (тревога, депрессии (связанные с потерей близкого человека), страхи, фобии, навязчивые состояния);
-последствия психологических травм, посттравматическое стрессовое расстройство (за что мне это?);
-помощь в воцерковлении (в подготовке к исповеди, сопровождение в храм, встрече со священником,( о.Александр церковь св.блаженной Ксении Петербургской));
-различные зависимости (игровая, компьютерная и т. д.)
Консультирование проводится в "Украинском Северо - Восточном Институте Прикладной и Клинической Медицины"
институт находится здесь:
Принципы православной психологии:
Отличительными свойствами православной психотерапии являются христианское милосердие, врачебное человеколюбие и Христолюбие в сочетании с человеческим умением пользоваться медицинскими и психотерапевтическими знаниями".
Таким образом, отличительной особенностью православной психотерапии, базирующейся на христианском мировоззрении и аскетике, является наличие нравственно-аксиологической и смысло-ориентирующей координат.
христоцентричность - определяющий отношение к Богу; это главный основополагающий, смыслообразующий и целеобразущий принцип, призывающий во всем соотноситься с господом Иисусом Христом - непреложной Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем (Ин.1,16)
экклезиоцентричность - определяющий отношение к Церкви - только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить единение человека со Христом: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне" (Ин.15,4)
антропоцентричность - определяющий отношение к человеку - человек стоит в центре душепопечительского процесса, в свете Христовом за грехами и слабостью человека виден образ Божий, страждущему человеку нужна помощь в спасении
духовно-нравствненного взаимоединства - определяющий отношения психотерапевта и пациента к Богу, Церкви и друг другу в духе христианской любви и благочестия, достижение единодушия и единомыслия при содействии Божественной благодати и при условии воцерковления их обоих
личностно-нравственного аскетизма - определяющий отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности: православный психотерапевт должен являть достойный образ христианина и личного благочестия и сам постоянно стремиться к духовному возрастанию чрез стяжание христианских добродетелей и борьбу со своими страстями. Постижение аскетического опыта психотерапевтом возможно только через личное воцерковление.
Исходя из этих принципов, можно сформулировать общую и частную задачи православной психотерапии.
ОБЩАЯ - оказание человеку помощи в преодолении его падшей природы, одухотворении тримерии и, тем самым, спасении; необходимо "привести страждущего к покаянию через осознание им психологических страстных механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через пробуждение резервных возможностей для восстановления в Образе Божьем". О психотерапевтическом значении слова говорил св. Феофан Затворник: "По сродству слова с духом нашим, оно проходит внутрь, до разделения души и духа, оживляет последний, осеменяет его к плодоношению дел духовных... и приходя в напряжение, разрывает держащие его узы".
ЧАСТНАЯ - оказание человеку помощи в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений психотерапевтическими методами. Видение "горизонтали" конкретных психологических проблем клиента на фоне падшести - "общей болезни человечества" - духовной "вертикали", помогает православному психотерапевту выйти за пределы "симптоматического лечения" и решать более важную задачу оказания помощи в преодолении духовного поражения.
Во время войны когда Виктор Франкл (австрийский психолог,основатель логотерапии-метода экзистенциального психоанализа ,ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии ) находился в застенках Освенцима он увидел ,что люди имеющие смысл своего существования,не теряли силу воли и выживали.Он писал : «Наше поколение реалистично,потому что нам довелось узнать человека,каков он есть.В конце концов человек изобрел газовые камеры;но человек был и тем,кто,не теряя достоинства,шел в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах.
Таким образом Виктор Франкл ввел понятие Сверх-смысла .Подобно Марселю и Хайдеггеру, Франкла можно назвать философом (психологом) порога, т.е. мыслителем, который выходит за рамки атеизма, но не доходит до теологии, не принимая ее догматов. Марсель говорил о том, что продуктивное развитие философии и ее выход из затянувшегося кризиса возможен лишь в этом направлении .Опираясь на эти знания и святоотеческую психологию, православная психология, таким образом ,становится завершающим этапом развития этого направления психологии.
Рассмотрим же в кратце ,что такое "Православная психология"?
«Православная психология »берет за основу православное мировоззрение и исходит из христианской антропологии о понимании человека как образа и подобия Божия, как единства тела, души и духа, считает смыслом человеческой жизни одухотворение и Богоуподобление, основанное на развитии добродетелей и преодолении страстей, имеет представление о смерти как переходе души в иное состояние ,где все "богатство"собранное на земле получает свое дальнейшее развитие и определяет загробную участь самого человека.
Православная психология признает наличие мира ангелов и падших духов, а так же воздействия, оказываемые этим миром на человеческую душу.
Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека.
Именно эти воздействия и могут определять формирование различных психологических заболеваний и патологических зависимостей
Перечень проблем, по которым проводится консультирование:
-проблемы межличностных отношений (семейных – супружеских и детско-родительских, конфликты в деловом коллективе, социальных группах, повышенная агрессивность, не умение совладать с собой);
-проблема поиска смысла жизни (мировоззренческие, духовно-нравственные, ценностно-смысловые аспекты);
-невротические расстройства (тревога, депрессии (связанные с потерей близкого человека), страхи, фобии, навязчивые состояния);
-последствия психологических травм, посттравматическое стрессовое расстройство (за что мне это?);
-помощь в воцерковлении (в подготовке к исповеди, сопровождение в храм, встрече со священником,( о.Александр церковь св.блаженной Ксении Петербургской));
-различные зависимости (игровая, компьютерная и т. д.)
Консультирование проводится в "Украинском Северо - Восточном Институте Прикладной и Клинической Медицины"
институт находится здесь:
You must be registered for see links
Принципы православной психологии:
Отличительными свойствами православной психотерапии являются христианское милосердие, врачебное человеколюбие и Христолюбие в сочетании с человеческим умением пользоваться медицинскими и психотерапевтическими знаниями".
Таким образом, отличительной особенностью православной психотерапии, базирующейся на христианском мировоззрении и аскетике, является наличие нравственно-аксиологической и смысло-ориентирующей координат.
христоцентричность - определяющий отношение к Богу; это главный основополагающий, смыслообразующий и целеобразущий принцип, призывающий во всем соотноситься с господом Иисусом Христом - непреложной Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем (Ин.1,16)
экклезиоцентричность - определяющий отношение к Церкви - только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить единение человека со Христом: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне" (Ин.15,4)
антропоцентричность - определяющий отношение к человеку - человек стоит в центре душепопечительского процесса, в свете Христовом за грехами и слабостью человека виден образ Божий, страждущему человеку нужна помощь в спасении
духовно-нравствненного взаимоединства - определяющий отношения психотерапевта и пациента к Богу, Церкви и друг другу в духе христианской любви и благочестия, достижение единодушия и единомыслия при содействии Божественной благодати и при условии воцерковления их обоих
личностно-нравственного аскетизма - определяющий отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности: православный психотерапевт должен являть достойный образ христианина и личного благочестия и сам постоянно стремиться к духовному возрастанию чрез стяжание христианских добродетелей и борьбу со своими страстями. Постижение аскетического опыта психотерапевтом возможно только через личное воцерковление.
Исходя из этих принципов, можно сформулировать общую и частную задачи православной психотерапии.
ОБЩАЯ - оказание человеку помощи в преодолении его падшей природы, одухотворении тримерии и, тем самым, спасении; необходимо "привести страждущего к покаянию через осознание им психологических страстных механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через пробуждение резервных возможностей для восстановления в Образе Божьем". О психотерапевтическом значении слова говорил св. Феофан Затворник: "По сродству слова с духом нашим, оно проходит внутрь, до разделения души и духа, оживляет последний, осеменяет его к плодоношению дел духовных... и приходя в напряжение, разрывает держащие его узы".
ЧАСТНАЯ - оказание человеку помощи в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений психотерапевтическими методами. Видение "горизонтали" конкретных психологических проблем клиента на фоне падшести - "общей болезни человечества" - духовной "вертикали", помогает православному психотерапевту выйти за пределы "симптоматического лечения" и решать более важную задачу оказания помощи в преодолении духовного поражения.
Останнє редагування: