Нет более распространённой и наиболее часто оправдываемой привычки (даже в православной среде!), чем табакокурение. Мир задыхается в табачном дыме. Не только мужчины, но и женщины, и дети пристрастились к ядовитому дурману и, подобно неразрешимым узам, тяжким цепям и оковам, пригвоздили свою душу к непроницаемому табачному дыму.
Не думайте, братия и сестры, что это безобидно и терпимо.
Табакокурение - великий грех
В табаке есть, помимо всяких рассуждений, нечто непосредственно нечистое, и дым папиросы оскверняет — совершенно так же, как нечистоты, впрочем, не «так же», а гораздо глубже, существеннее. Почему? — Не стоит ворошить этот сложный даже физиологически предмет, но человек чуткий не может не чувствовать, что это так. Табак — чёртов ладан, по определению народному: «при чёртове ладане Бога-то разве вспомнишь», слышал я от одного крестьянина, который сам, кстати сказать, курил. Этим сказано всё: чёртов ладан, то есть нечто столь же нечистое, сколь чиста мирра или иные смолы, в особенности сколь чист нард, то есть сваренный, но ещё не вполне освящённый состав святого мира.
Можно было бы много говорить о действии табачного дурмана, отрезывающего от реальности, как бы отжигающего корни бытия и замыкающего в чистую субъективность: недаром «Критика чистого разума» написана, как известно, на сигарах. Табак повреждает и как бы отжигает невидимое его сокровенности в нашем духе, но важнейшее — мистическую связь бытия; он отъединяет, он делает монадой* (Монада – от uреч. Monas – единица, единое, понятие обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия) , у которой нет окон или дверей для сообщения с внешней реальностью, он подрывает самые корни, чрез которые питаемся мы от недр бытия. Внешне и поверхностно не происходит ничего особенного в противоположность вину, которое действует более грубо физиологически, более поверхностно и потому неблагообразно.
Характерно при этом самое различие действий табака и вина на интеллект: в то время как вино, по крайней мере в известных стадиях своего действия, дает отяжеление интеллекта и тем смиряет, табак, напротив, кажущимся образом обостряет мысль, но это достигается искусственным упрощением задач, вырванных из их жизненной сложности, и по исключении всего реального и иррационального, сведённых к простейшим схематическим формулам. В табачном одурении надменный своей властью разум расправляется с задачами вместо решения их. Как выразился один курильщик: это призраки, им же порождаемые и потом сознаваемые в качестве призраков.
На эту тему можно было бы рассуждать очень много. Но сейчас нам важно лишь отметить, что есть непосредственное ощущение этого духовновредоносного действия табачного дыма у народа,особенно когда он был более церковным, и у подвижников: «Который человек начнёт дерзати сию бесовскую и бого ненавистную и святыми отречённую — табаку, то в того человека мозг ускрутит и вместо того мозга впадёт в главу его смердящая воня и сгубит в нём весь мозг его, и начнёт тако смердящая тая воня пребывати во главе его, и не точию во главе единой его, но и во всех костях его тая смердящая воня вселится вместо мозгов. И аще ли кий человек которым ухищрением начнёт творити таковое дело бесовское, таковому бо человеку не подобает в Церковь Божию входити, и креститися, и Евангелия целовати и Причастия отнюдь не давати, свещи, или просфоры, или всякого приношения, и с людьми ему не мытися, и не ясти, дондеже престанет от таковыя дерзости».
...
You must be registered for see links