Сумы подземные

katana_ua

Старожил
они взорвали немного, осыпалось дальше само по себе! Видел монастырь под Полтавой куда по приданиям этот ход шел, ход глубоким был, под Ворсклой проходил. Дед когда еще пацаном был лазил глубоко сильно. Щас входа замурованы, в войну говорят припасы там хранили, когда ращищали прошлым летом упавший купол, две минометные мины саперы обезвредили!
 

vatman

Member
года два назад в связи с ливнями у моей бабули на огороде произошел конкретный обвал грунта ,до этого каждый год ,когда происходили пахотные работы всегда выкорчовывались из грунта кирпичи .не много .по 2 -3 штучки. по преданию и по свидетельствам старожил в те времена когда там еще поселения не было -на месте обвала была церковь,родственники (два отчаяных алкаша) сначала начали рыть ,но потом почему то толи забоялись толи поленились-вообщем бросили это дело заровняли ,на данный момент дом стоит пустой огород практически не обрабатываеться.находиться это все в селе верхосулка белопольского района
так как дом и участок самый крайний к яру в котором течет река Сула(а она в свое время была судоходной) и именно по ней приплывал и уплывал петр 1 когда жил в сумах всё лето (или на том месте где сейчас сумы ),полагаю что там тоже может быть ход к реке или был,вот такие пирожки ,все таки интересно
Почему то всегда от церквей ходы ведут к реке (наверное не только потому что пути отхода а еще и как запас воды) хотелось бы проверить,но одному как то неудобно скучно и хлопотно
 

Dragline

Железяка
уточнил
1: есть ход под сотней при чем не к реке а вдоль всей сотни,может это старый ход который будто бы ведет от пентагона до артяги или кладбища,может это ход который был построен позже комуникационщиками ,укртелекомовцы пользуються этим ходом факт (если есть у кого контакты серьезные в этом учреждении то можно накопать ),сами укртелекомовские монтажники говорят что пользуються этим ходом исключительно в пределах сто метровки,ни под площадь ни под петропавловскую им уже нельзя все на сигналке,спросил как они туда попадают -сказали люки канализационные но под связь они тоже на сигналке

2:Есть еще утверждение, что есть ход в начале дзержинки но не сильно далеко-я предполагаю что он (если есть )идет от харатиновского особняка до 8 школы которая раньше была мужской гимназией

вообщем буду рыть по связям ,если бы были там знакомства хорошие в 8 школе тобиш александровской гимназии дабы туды в подвал пошастать ,можно было бы уже что то отсекать или наоборот пока всё
Да, Дзержинка и Казацкий Вал вообще-то места довольно интересные. Ещё в начале 80-ых, на перекрёстке улицы Кооперативной и переулка 9-го Мая, провалился асфальт, и в провал угодил колёсами автобус ЛАЗ. (по другим сведениям, дорога провалась непосредственно под колёсами автобуса). В провале просматривались фрагменты сводчатой кладки из красного кирпича. Сейчас, там на углу недостроеный тогрговый центр "Фестиваль". Это здание ещё на стадии строительства пошло трещинами из-за неравномерной осадки свайного фундамента, и по этому не введено в эксплуатацию до до сих пор. Предположительно, из-за подземных пустот в месте строительства.
По Дзержинке мне приходилось слышать от местных, что в по переулку Пионерскому есть люки, которые ведут в "харитоненковские" ходы. Лично я много раз наблюдал раскопаный переулок Пионерский в период ремонта теплотрасс (которые, к стати, проходят не в железобетонных лотках, а в кирпичных галереях), и понял, что возможно, камеры теплотрассы и были приняты за "ходы". Хотя, само выражение "харитоненковские ходы" мне доводилось слышать и ранее, около 10 лет назад, от одного охранника с КРЗ.
 

katana_ua

Старожил
я недалеко от дзержинки, но про харитоновские ходы не слыхал, да и вроди как говорят что ходы если и есть то от сотни и выше... хотя как раньше говорил, видел раскопаную яму на проспекте, с овальным потолком из керпича, совсем не похожим на коллекторный тонель...
 

Dragline

Железяка
Когда Соборную перестраивали, я частенько там прогуливался. Вдоль всей улицы, аккурат по "оси", была отрыта траншея для самотёчного труборовода ливнёвой канализации. Траншея была глубокая, метра 3. Нигде она не пересекала никаких ходов. Это я помню точно. Кабели 0,4 кВ, кабели связи в асбоцементных трубах, да, проходили перпендикулярно Соборной, но никакого кирпича или фрагментов кладки я не видел. Специально, когда экскаватор "Татра" UDS-114 копал возле самого собора, проторчал там почти пол-дня. Ничего. Пусто. Лет через 8 возле собора на брусчатке начала появляться яма. Это при том, что под брусчатку было уложено бетонное основание. Яму засыпали, но она появлялась снова через год или что-то около того. Скорее всего, там что-то и есть. Вернее, было.
 

vatman

Member
привет всем
вот интересные вещи нарыл
"В округе поселений Сумского полка, кроме Лебединского Михайловского, были два монастыря, и оба невдали от города Сум — Сумской Успенский мужской и Сумской Предтечев женский монастырь.
Успенский монастырь находился в 9 верстах от г. Сум. Он занимал местность довольно живописную. Расположенный на небольшой возвышенности, он окружен был горами, покрытыми лесом. Вблизи монастыря был пруд.
Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г."



с самого начала я почему то искал в районе Чернетчины такие места ,потом перелапатил кучу литературы ,оказалось надо искать в районе Красного села ,которое раньше называлось "Старым" и оно намного старше Сум

вообщем если у кого есть информация о Успенском мужском монастыре будет интересно
 

Dragline

Железяка
ВСЕГДА БЫЛО ИНТЕРЕСНО, А КАКИМ ОБРАЗОМ ВСЁ-ЖЕ СТРОИЛИСЬ ЭТИ ПРЕСЛОВУТЫЕ «ХОДА»? ДЛЯ НАЧАЛА НАПОМНЮ, ЧТО ЛЮБОЙ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД: ТОННЕЛЬ, ПОТЕРНА, ГАЛЕРЕЯ МОЖЕТ БЫТЬ СООРУЖЁН ДВУМЯ СПОСОБАМИ. ПЕРВЫЙ – ОТКРЫТЫЙ. ЭТО КОГДА В ГРУНТЕ ОТРЫВАЕТСЯ ТРАНШЕЯ, В ТРАНШЕЕ УСТРАИВАЕТСЯ ОСНОВАНИЕ, НА НЁМ ВОЗВОДЯТСЯ СТЕНЫ БУДУЩЕГО ТОННЕЛЯ, ДЕЛАЛСЯ СВОД, ПОСЛЕ ЧЕГО ТРАНШЕЯ ЗАСЫПАЕТСЯ. ТАКИМ СПОСОБОМ МОЖНО БЫЛО СТРОИТЬ ТОННЕЛИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕОГРАНИЧЕНОЙ ДЛИНЫ. ТРАНШЕЮ МОЖНО БЫЛО РАЗРАБАТЫВАТЬ УЧАСТКАМИ, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ СОЕДИНЯЛИСЬ, НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОГЛО ОДНОВРЕМЕННО РАБОТАТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗЕМЛЕКОПОВ НЕ МЕШАЯ ДРУГ ДРУГУ. СТРОИТЕЛЬСТВО В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРОДВИГАЛОСЬ БЫСТРО, ОДНАКО, ГЛУБИНА ЗАЛОЖЕНИЯ СООРУЖАЕМОГО ТАКИМ ОБРАЗОМ ТОННЕЛЯ НЕ МОГЛА БЫТЬ БОЛЕЕ 5…6 МЕТРОВ ПО ПРИЧИНЕ ТОГО, ЧТО СТЕНКИ ТРАНШЕИ ПРИХОДИЛОСЬ КРЕПИТЬ, И УДАЛЯТЬ ИЗ ЗАБОЯ ВЫНУТЫЙ ГРУНТ СТАНОВИЛОСЬ ТЯЖЕЛО. ВТОРОЙ СПОСОБ ЭТО ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПОДЗЕМНАЯ ПРОХОДКА. ЭТО ЧЕРЕЗВЫЧАЙНО ТРУДОЁМКИЙ И ОЧЕНЬ МАЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ НА ТО ВРЕМЯ СПОСОБ, ОДНАКО ИМЕННО ОН ОБЕСПЕЧИВАЛ МАКСИМАЛЬНУЮ СКРЫТНОСТЬ РАБОТ. ДЛИНА СОООРУЖАЕМОГО ТАКИМ ОБРАЗОМ ТОННЕЛЯ ОГРАНИЧИВАЛАСЬ ВЕЛИЧИНАМИ 30…50 МЕТРОВ ПО ПРИЧИНЕ ТОГО, ЧТО ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ТОННЕЛЕМ ТАКОЙ ДЛИНЫ, ЕСТЕСТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ШТРЕКА СТАНОВИЛАСЬ КРАЙНЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ. КАК ПРАВИЛО, ШИРИНА ВЫРАБОТКИ ПРИ ТАКИХ РАБОТАХ НЕ ПРЕВЫШАЛА 1…1,2 МЕТРА, ПРИ ВЫСОТЕ 1,5…1,7 МЕТРА И ПОЗВОЛЯЛА РАБОТАТЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ ЗЕМЛЕКОПУ-ПРОХОДЧИКУ, КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЛ КАК ПРОДВИЖЕНИЯ ЗАБОЯ , ТАК И ПОГРУЗКУ ОТВАЛЬНОГО ГРУНТА В ТАЧКУ, НОСИЛКИ ИЛИ МЕШОК. КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАЗУЮЩИЙСЯ ТОННЕЛЬ НАДО БЫЛО КРЕПИТЬ ЛИБО БРЁВНАМИ, ЛИБО КИРПИЧЁМ (КЛИНОВЫМ) НА РАСТВОРЕ. ЭТО ДОВОЛЬНО ТЯЖЁЛАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТА, КАК ВПРОЧЕМ, ПРОХОДКА И ОТКАТКА, БЫСТРО ПРИВОДИЛА К ТОМУ, ЧТО ВОЗДУХ В ВЫРАБОТКЕ СТАНОВИЛСЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ДЫХАНИЯ, КРОМЕ ТОГО, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ МЕСТА РАБОТ ФАКЕЛА И СВЕЧИ ТАК-ЖЕ НЕ СПОСОБСТВОВАЛИ УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОРОДА В АТМОСФЕРЕ. ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОГДА ПОПРОСТУ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, ПРИ БОЛЬШИХ ДЛИНАХ ШТРЕКОВ ПРИХОДИЛОСЬ ПРОБИВАТЬ ЖЕЛОНКАМИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ШУРФЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ (ИЛИ С ПОВЕРХНОСТИ), ЧТО ЗАМЕТНО ДЕМАСКИРОВАЛО ТРАССУ ЯВНО «РЕЖИМНОГО» ОБЪЕКТА. НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ТАК-ЖЕ И ЭФФЕКТИВНЫХ ВОДООТЛИВНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПОСТУПЛЕНИЕМ ГРУНТОВОЙ ВОДЫ В СООРУЖАЕМЫЙ ТОННЕЛЬ. ЕСЛИ ТРАССА ПОТЕРНЫ ПОПАДАЛА В ПЛЫВУН, А ТАКОЕ СЛУЧАЛОСЬ ДОВОЛЬНО ЧАСТО, РАБОТЫ ПРИХОДИЛОСЬ СВОРАЧИВАТЬ, И БРОСАТЬ НЕДОСТРОЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫРАБОТКУ НЕ ЗАТОПИЛО УМЕРЕННО ПОСТУПАЮЩИМИ ГРУНТОВЫМИ ВОДАМИ, ПРИХОДИЛОСЬ ПРОКЛАДЫВАТЬ ЕЁ С НЕКОТОРЫМ ПОДЪЁМОМ К ПОВЕРХНОСТИ, ЧТО ТАК-ЖЕ ОГРАНИЧИВАЛО ДЛИНУ СООРУЖАЕМОГО ТОННЕЛЯ. ВДОБАВОК, РАБОТЫ ТАКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТРЕБОВАЛИ НАЛИЧИЯ У СТРОИТЕЛЕЙ ХОТЯ-БЫ ЗАЧАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИМИТИВНЫХ НАВЫКОВ МАРКШЕЙДЕРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ПРОСТЕЙШИХ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ. К ПРИМЕРУ, ДЛЯ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ПОСТОЯННОГО ПРОЕКТНОГО УКЛОНА ШТРЕКА НЕОБХОДИМ, КАК МИНИМУМ, НИВЕЛИР И РЕЙКА. ДЛЯ ПРОБИВАНИЯ ВЕНТИЛЯЦИОННОГО ШУРФА С ПОВЕРХНОСТИ В ТОННЕЛЬ НУЖНО БЫЛО УМЕТЬ РЕШАТЬ ТАКУЮ (В ПРИНЦИПЕ, НЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНУЮ) ЗАДАЧУ, КАК ВЫВОД ТОЧКИ ИЗ ПОДЗЕМНОГО ГОРИЗОНТА НА ПОВЕРХНОСТЬ. ДЛЯ ЭТОГО УЖЕ НУЖНЫ, КАК МИНИМУМ, КОМПАС, ТЕОДОЛИТ И РУЛЕТКА. ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ О «МОНАХАХ, ПРОРЫВШИХ ХОДЫ» ЯВНО УЖ ПРЕУВЕЛИЧИВАЮТ ЗАСЛУГИ ДОВОЛЬНО ТЁМНЫХ (НЕСМОТРЯ НА ГРАМОТНОСТЬ!) И НЕ ОСОБО ЖАЖДУЩИХ РАБОТАТЬ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ АДЕПТОВ ПРАВОСЛАВИЯ. ДА И ЗАЧЕМ БЫЛО СТРОИТЬ ТАКИЕ ХОДЫ? ОТХОД В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ МОНАСТЫРЬ ПОПАДЁТ В ОСАДУ? СОГЛАСЕН. НО КУДА В ЭТОМ СЛУЧАЕ ХОД ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫХОДИТЬ
 

katana_ua

Старожил
тогда такой вопрос, каким из способов перекоман весь Харьков, Киев, Лондон... где тоннели тянутся на сотни киллометров и находятся под землей глубже десятков метров...
очень интересный док. сериал "города подземелья" там про много таких ходов рассказывают
 

Dragline

Железяка
Это разные вещи. В данном случае нельзя сравнивать наивные легенды о "монастырских подземельях" и элементы инфраструктуры мегаполисов. Харьков. Его система канализации, после войны была перестроена с той целью, чтобы полностью перевести на самотёчную транспортировку стоков, убрав при этом локальные канализационно-насосные станции. Тоннели самотёчных коллекторов при этом приходилось прокладывать на глубинах до 40 метров, с использованием проходческих щитов типа метростроевских.
 

katana_ua

Старожил
в старых монастырях есть как минимум погреба, на щет полноценных подземелий... тут надо смотреть для каких еще целей монастыри были...
 
Зверху