ВСЕГДА БЫЛО ИНТЕРЕСНО, А КАКИМ ОБРАЗОМ ВСЁ-ЖЕ СТРОИЛИСЬ ЭТИ ПРЕСЛОВУТЫЕ «ХОДА»? ДЛЯ НАЧАЛА НАПОМНЮ, ЧТО ЛЮБОЙ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД: ТОННЕЛЬ, ПОТЕРНА, ГАЛЕРЕЯ МОЖЕТ БЫТЬ СООРУЖЁН ДВУМЯ СПОСОБАМИ. ПЕРВЫЙ – ОТКРЫТЫЙ. ЭТО КОГДА В ГРУНТЕ ОТРЫВАЕТСЯ ТРАНШЕЯ, В ТРАНШЕЕ УСТРАИВАЕТСЯ ОСНОВАНИЕ, НА НЁМ ВОЗВОДЯТСЯ СТЕНЫ БУДУЩЕГО ТОННЕЛЯ, ДЕЛАЛСЯ СВОД, ПОСЛЕ ЧЕГО ТРАНШЕЯ ЗАСЫПАЕТСЯ. ТАКИМ СПОСОБОМ МОЖНО БЫЛО СТРОИТЬ ТОННЕЛИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕОГРАНИЧЕНОЙ ДЛИНЫ. ТРАНШЕЮ МОЖНО БЫЛО РАЗРАБАТЫВАТЬ УЧАСТКАМИ, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ СОЕДИНЯЛИСЬ, НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОГЛО ОДНОВРЕМЕННО РАБОТАТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗЕМЛЕКОПОВ НЕ МЕШАЯ ДРУГ ДРУГУ. СТРОИТЕЛЬСТВО В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРОДВИГАЛОСЬ БЫСТРО, ОДНАКО, ГЛУБИНА ЗАЛОЖЕНИЯ СООРУЖАЕМОГО ТАКИМ ОБРАЗОМ ТОННЕЛЯ НЕ МОГЛА БЫТЬ БОЛЕЕ 5…6 МЕТРОВ ПО ПРИЧИНЕ ТОГО, ЧТО СТЕНКИ ТРАНШЕИ ПРИХОДИЛОСЬ КРЕПИТЬ, И УДАЛЯТЬ ИЗ ЗАБОЯ ВЫНУТЫЙ ГРУНТ СТАНОВИЛОСЬ ТЯЖЕЛО. ВТОРОЙ СПОСОБ ЭТО ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПОДЗЕМНАЯ ПРОХОДКА. ЭТО ЧЕРЕЗВЫЧАЙНО ТРУДОЁМКИЙ И ОЧЕНЬ МАЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ НА ТО ВРЕМЯ СПОСОБ, ОДНАКО ИМЕННО ОН ОБЕСПЕЧИВАЛ МАКСИМАЛЬНУЮ СКРЫТНОСТЬ РАБОТ. ДЛИНА СОООРУЖАЕМОГО ТАКИМ ОБРАЗОМ ТОННЕЛЯ ОГРАНИЧИВАЛАСЬ ВЕЛИЧИНАМИ 30…50 МЕТРОВ ПО ПРИЧИНЕ ТОГО, ЧТО ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ТОННЕЛЕМ ТАКОЙ ДЛИНЫ, ЕСТЕСТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ШТРЕКА СТАНОВИЛАСЬ КРАЙНЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ. КАК ПРАВИЛО, ШИРИНА ВЫРАБОТКИ ПРИ ТАКИХ РАБОТАХ НЕ ПРЕВЫШАЛА 1…1,2 МЕТРА, ПРИ ВЫСОТЕ 1,5…1,7 МЕТРА И ПОЗВОЛЯЛА РАБОТАТЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ ЗЕМЛЕКОПУ-ПРОХОДЧИКУ, КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЛ КАК ПРОДВИЖЕНИЯ ЗАБОЯ , ТАК И ПОГРУЗКУ ОТВАЛЬНОГО ГРУНТА В ТАЧКУ, НОСИЛКИ ИЛИ МЕШОК. КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАЗУЮЩИЙСЯ ТОННЕЛЬ НАДО БЫЛО КРЕПИТЬ ЛИБО БРЁВНАМИ, ЛИБО КИРПИЧЁМ (КЛИНОВЫМ) НА РАСТВОРЕ. ЭТО ДОВОЛЬНО ТЯЖЁЛАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТА, КАК ВПРОЧЕМ, ПРОХОДКА И ОТКАТКА, БЫСТРО ПРИВОДИЛА К ТОМУ, ЧТО ВОЗДУХ В ВЫРАБОТКЕ СТАНОВИЛСЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ДЫХАНИЯ, КРОМЕ ТОГО, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ МЕСТА РАБОТ ФАКЕЛА И СВЕЧИ ТАК-ЖЕ НЕ СПОСОБСТВОВАЛИ УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОРОДА В АТМОСФЕРЕ. ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОГДА ПОПРОСТУ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, ПРИ БОЛЬШИХ ДЛИНАХ ШТРЕКОВ ПРИХОДИЛОСЬ ПРОБИВАТЬ ЖЕЛОНКАМИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ШУРФЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ (ИЛИ С ПОВЕРХНОСТИ), ЧТО ЗАМЕТНО ДЕМАСКИРОВАЛО ТРАССУ ЯВНО «РЕЖИМНОГО» ОБЪЕКТА. НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ТАК-ЖЕ И ЭФФЕКТИВНЫХ ВОДООТЛИВНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПОСТУПЛЕНИЕМ ГРУНТОВОЙ ВОДЫ В СООРУЖАЕМЫЙ ТОННЕЛЬ. ЕСЛИ ТРАССА ПОТЕРНЫ ПОПАДАЛА В ПЛЫВУН, А ТАКОЕ СЛУЧАЛОСЬ ДОВОЛЬНО ЧАСТО, РАБОТЫ ПРИХОДИЛОСЬ СВОРАЧИВАТЬ, И БРОСАТЬ НЕДОСТРОЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫРАБОТКУ НЕ ЗАТОПИЛО УМЕРЕННО ПОСТУПАЮЩИМИ ГРУНТОВЫМИ ВОДАМИ, ПРИХОДИЛОСЬ ПРОКЛАДЫВАТЬ ЕЁ С НЕКОТОРЫМ ПОДЪЁМОМ К ПОВЕРХНОСТИ, ЧТО ТАК-ЖЕ ОГРАНИЧИВАЛО ДЛИНУ СООРУЖАЕМОГО ТОННЕЛЯ. ВДОБАВОК, РАБОТЫ ТАКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТРЕБОВАЛИ НАЛИЧИЯ У СТРОИТЕЛЕЙ ХОТЯ-БЫ ЗАЧАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИМИТИВНЫХ НАВЫКОВ МАРКШЕЙДЕРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ПРОСТЕЙШИХ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ. К ПРИМЕРУ, ДЛЯ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ПОСТОЯННОГО ПРОЕКТНОГО УКЛОНА ШТРЕКА НЕОБХОДИМ, КАК МИНИМУМ, НИВЕЛИР И РЕЙКА. ДЛЯ ПРОБИВАНИЯ ВЕНТИЛЯЦИОННОГО ШУРФА С ПОВЕРХНОСТИ В ТОННЕЛЬ НУЖНО БЫЛО УМЕТЬ РЕШАТЬ ТАКУЮ (В ПРИНЦИПЕ, НЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНУЮ) ЗАДАЧУ, КАК ВЫВОД ТОЧКИ ИЗ ПОДЗЕМНОГО ГОРИЗОНТА НА ПОВЕРХНОСТЬ. ДЛЯ ЭТОГО УЖЕ НУЖНЫ, КАК МИНИМУМ, КОМПАС, ТЕОДОЛИТ И РУЛЕТКА. ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ О «МОНАХАХ, ПРОРЫВШИХ ХОДЫ» ЯВНО УЖ ПРЕУВЕЛИЧИВАЮТ ЗАСЛУГИ ДОВОЛЬНО ТЁМНЫХ (НЕСМОТРЯ НА ГРАМОТНОСТЬ!) И НЕ ОСОБО ЖАЖДУЩИХ РАБОТАТЬ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ АДЕПТОВ ПРАВОСЛАВИЯ. ДА И ЗАЧЕМ БЫЛО СТРОИТЬ ТАКИЕ ХОДЫ? ОТХОД В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ МОНАСТЫРЬ ПОПАДЁТ В ОСАДУ? СОГЛАСЕН. НО КУДА В ЭТОМ СЛУЧАЕ ХОД ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫХОДИТЬ