Andy
Well-Known Member
Российское Минобороны решилось на покупку отечественных БПЛА
Российское Министерство обороны провело сравнительные испытания более 20 российских беспилотных летательных аппаратов и по их итогам решило закупить несколько партий БПЛА для "широкомасштабного оснащения всех соединений и частей" Сухопутных войск. Весьма удивительный шаг, учитывая, что не так давно российские военные отмахивались от самой возможности покупки отечественных аппаратов и даже затеяли создание совместного производства израильских беспилотников.
О завершении испытаний российских беспилотников Сухопутные войска отрапортовали еще в конце сентября 2010 года. Сообщалось, что в испытаниях приняли участие 22 аппарата, которые в общей сложности произвели 56 вылетов. За отечественными "дронами", выполняющими различные задачи, следила комиссия во главе с главкомом Сухопутных войск генерал-полковником Александром Постниковым. Конкретные итоги испытаний тогда обнародованы не были, однако комиссия объявила, что "отечественные производители комплексов с БПЛА существенно продвинулись в работе по совершенствованию своих образцов".
Это была весьма лестная оценка, учитывая что не далее как в апреле 2010 года первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин заявил, что военное ведомство провело безуспешные испытания российских беспилотников, потратив на них пять миллиардов рублей. Еще раньше министр обороны России Анатолий Сердюков и главком ВВС России Александр Зелин заявляли, что российские беспилотные аппараты не удовлетворяют требованиям военных ни по одному пункту, а значит, и на вооружение их принять просто невозможно.
2 ноября 2010 года ситуация резко поменялась. По словам пресс-секретаря управления пресс-службы и информации Министерства обороны России по Сухопутным войскам Сергея Власова, новые испытания отечественных беспилотников завершились в конце октября 2010 года. Военные остались довольны полученными результатами, а Министерство обороны предложило закупить несколько партий БПЛА для Сухопутных войск. Точный список понравившихся военным аппаратов Власов не назвал, однако рассказал, что в него попали БПЛА "Орлан" производства ООО "Специальный технологический центр", "Ласточка" компании Zala и "Элерон" фирмы "Эникс".
"Специальный технологический центр" производит несколько вариантов БПЛА "Орлан" - "Орлан-3", "Орлан-10" и "Орлан-30". Эти аппараты способны развивать скорость до 150-170 километров в час и принимать на борт разведывательное оборудование массой от 1,8 до семи килограммов. Высота полета беспилотников в зависимости от модели варьируется от 4,5 до 7 тысяч метров, а дальность действия - от 100 до 600 километров. Аппараты способны находиться в воздухе от трех до 16 часов. Запуск "Орланов" осуществляется по самолетному принципу или при помощи специальной катапульты.
В свою очередь, 421-04M "Ласточка", которую производит компания Zala, способна развивать скорость до 120 километров в час и принимать на борт оборудование массой до килограмма. По данным производителя, "Ласточка" может разгоняться до 165 километров в час, однако максимальная скорость аппарата программно ограничена, чтобы соблюсти оптимальное соотношение между быстротой и продолжительностью полета. Аппарат, построенный по схеме "летающего крыла", способен совершать полеты на высоте до 3,6 тысячи метров, а дальность его действия составляет 25 километров. "Ласточка" запускается при помощи катапульты, а приземляется на парашюте.
БПЛА "Элерон". Фото с сайта enics.ru
"Элерон", беспилотник, который несколько месяцев назад удостоился похвалы командующего ВДВ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова, выпускается в двух вариантах - "Элерон-3" и "Элерон-10". Эти аппараты способны осуществлять полеты на скорости 110-120 километров в час и на высоте три-пять тысяч метров. Взлетная масса беспилотников составляет от 3,8 до 12 килограммов, а продолжительность полета - 1,5-2 часа. Запуск осуществляется при помощи резинового жгута или пневматической катапульты.
В ходе испытаний российских беспилотников особое внимание уделялось качеству разведывательной информации, предоставляемой аппаратами, точности определения координат и возможности БПЛА вести трансляцию данных в масштабе времени, приближенном к реальному. Конкретные выкладки по испытаниям, равно как и участники мероприятия, не называются. Власов сообщил только, что "по оценкам специалистов, за последний год отечественные производители беспилотников значительно продвинулись вперед".
Насколько эти слова соответствуют действительности, судить сложно. Все упомянутые беспилотники уже существовали в конце 2009 года, когда военные отечественными аппаратами были еще недовольны. В принципе, российское военное ведомство могло поменять свое отношение под давлением предприятий-производителей, которые вынуждены были вести разработки практически на собственные средства. В таких условиях не до создания по-настоящему конкурентной продукции, но ситуация может измениться, если производители получат государственное финансирование.
С другой стороны, российская отрасль могла подтянуться, когда увидела упускаемую выгоду - ранее Минобороны приобрело несколько партий израильских беспилотников на общую сумму в 153 миллиона долларов, а позже - комплекты для сборки еще на 400 миллионов. На месте этих аппаратов теоретически могли оказаться российские беспилотники. 10 сентября 2010 года гендиректор концерна "Вега", неудачно запустившего в 2009 году БПЛА "Аист", Владимир Верба утверждал, что российские производители гражданских и военных аппаратов догонят зарубежных коллег к 2013 году.
Поставить на ноги
Возможно, решение о масштабных закупках российских беспилотников следует воспринимать как намерение Министерства обороны России возродить отрасль, являвшуюся мировым лидером во времена СССР и угасшую в кризисные 1990-е годы. В июле 2010 года было объявлено, что Россия покупает израильские беспилотные летательные аппараты в небольших количествах для того, чтобы изучить их технические характеристики и научить отечественную оборонку производить ни в чем не уступающие им аналоги.
Правда, получается, что у российских военных весьма странные представления о "небольших количествах". В июне 2009 года военное ведомство купило у Израиля 12 беспилотников на сумму в 53 миллиона долларов. Позже был заключен второй контракт на поставку 36 израильских БПЛА на сумму в сто миллионов долларов, а в апреле 2010 года гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов объявил о покупке еще 15 "дронов". Сообщалось, что на базе этих аппаратов российские военнослужащие проходят обучение по управлению беспилотниками. Ну, да дело не в количестве израильских аппаратов.
БПЛА "Орлан". Фото с сайта bla-orlan.ru
Сложностей на пути к созданию конкурентоспособной продукции у российской промышленности множество. Одной из них, по оценке российской компании "Вега", является отсутствие в России технологий производства малоразмерных двигателей. Такие силовые установки, однако, изготавливаются на Украине запорожской компанией "Мотор-Сич". "Вега" планирует купить эти двигатели и ведет соответствующие переговоры с украинскими производителями. Не исключается и учреждение совместного предприятия, которое обеспечит силовыми установками российские "дроны".
9 сентября 2010 года Сердюков объявил, что в России будет развернуто производство беспилотников различных типов с участием иностранных компаний. В частности, в РФ появится совместное российско-израильское предприятие, выпускающее беспилотные аппараты. В нем будет представлена израильская госкомпания Israel Aerospace Industries. В результате такого сотрудничества Россия намерена заполучить израильские беспилотные технологии, которые помогут отечественной отрасли сделать шаг вперед в создании БПЛА. Разумеется, производить боевые аппараты Россия у Израиля не научится. Тот создал свой первый ударный БПЛА Harop относительно недавно и такими технологиями делиться вряд ли захочет.
К числу других сложностей можно смело отнести финансирование, дефицит высококвалифицированных кадров, специализирующихся в создании такого вида оборонной продукции, а также, как ни странно, отсутствие четко проработанной концепции закупки и применения беспилотников. Тем не менее, во всем мире сегодня разведывательные "дроны" стали неотъемлемой частью ведения боевых действий, и российское Министерство обороны отставать от соседей по планете, очевидно, не намерено.
Однако поможет ли закупка иностранных технологий России вернуть себе утраченные позиции на мировом рынке беспилотников, сказать сложно. Отечественные производители БПЛА будут догонять зарубежных коллег, пользуясь их опытом, а те, в свою очередь, продолжат идти дальше. Кроме того, важно не преступить грань, разделяющую использование иностранных технологий для разработки собственного оригинального продукта и полную от них зависимость
Российское Министерство обороны провело сравнительные испытания более 20 российских беспилотных летательных аппаратов и по их итогам решило закупить несколько партий БПЛА для "широкомасштабного оснащения всех соединений и частей" Сухопутных войск. Весьма удивительный шаг, учитывая, что не так давно российские военные отмахивались от самой возможности покупки отечественных аппаратов и даже затеяли создание совместного производства израильских беспилотников.
О завершении испытаний российских беспилотников Сухопутные войска отрапортовали еще в конце сентября 2010 года. Сообщалось, что в испытаниях приняли участие 22 аппарата, которые в общей сложности произвели 56 вылетов. За отечественными "дронами", выполняющими различные задачи, следила комиссия во главе с главкомом Сухопутных войск генерал-полковником Александром Постниковым. Конкретные итоги испытаний тогда обнародованы не были, однако комиссия объявила, что "отечественные производители комплексов с БПЛА существенно продвинулись в работе по совершенствованию своих образцов".
Это была весьма лестная оценка, учитывая что не далее как в апреле 2010 года первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин заявил, что военное ведомство провело безуспешные испытания российских беспилотников, потратив на них пять миллиардов рублей. Еще раньше министр обороны России Анатолий Сердюков и главком ВВС России Александр Зелин заявляли, что российские беспилотные аппараты не удовлетворяют требованиям военных ни по одному пункту, а значит, и на вооружение их принять просто невозможно.
2 ноября 2010 года ситуация резко поменялась. По словам пресс-секретаря управления пресс-службы и информации Министерства обороны России по Сухопутным войскам Сергея Власова, новые испытания отечественных беспилотников завершились в конце октября 2010 года. Военные остались довольны полученными результатами, а Министерство обороны предложило закупить несколько партий БПЛА для Сухопутных войск. Точный список понравившихся военным аппаратов Власов не назвал, однако рассказал, что в него попали БПЛА "Орлан" производства ООО "Специальный технологический центр", "Ласточка" компании Zala и "Элерон" фирмы "Эникс".
"Специальный технологический центр" производит несколько вариантов БПЛА "Орлан" - "Орлан-3", "Орлан-10" и "Орлан-30". Эти аппараты способны развивать скорость до 150-170 километров в час и принимать на борт разведывательное оборудование массой от 1,8 до семи килограммов. Высота полета беспилотников в зависимости от модели варьируется от 4,5 до 7 тысяч метров, а дальность действия - от 100 до 600 километров. Аппараты способны находиться в воздухе от трех до 16 часов. Запуск "Орланов" осуществляется по самолетному принципу или при помощи специальной катапульты.
В свою очередь, 421-04M "Ласточка", которую производит компания Zala, способна развивать скорость до 120 километров в час и принимать на борт оборудование массой до килограмма. По данным производителя, "Ласточка" может разгоняться до 165 километров в час, однако максимальная скорость аппарата программно ограничена, чтобы соблюсти оптимальное соотношение между быстротой и продолжительностью полета. Аппарат, построенный по схеме "летающего крыла", способен совершать полеты на высоте до 3,6 тысячи метров, а дальность его действия составляет 25 километров. "Ласточка" запускается при помощи катапульты, а приземляется на парашюте.
БПЛА "Элерон". Фото с сайта enics.ru
"Элерон", беспилотник, который несколько месяцев назад удостоился похвалы командующего ВДВ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова, выпускается в двух вариантах - "Элерон-3" и "Элерон-10". Эти аппараты способны осуществлять полеты на скорости 110-120 километров в час и на высоте три-пять тысяч метров. Взлетная масса беспилотников составляет от 3,8 до 12 килограммов, а продолжительность полета - 1,5-2 часа. Запуск осуществляется при помощи резинового жгута или пневматической катапульты.
В ходе испытаний российских беспилотников особое внимание уделялось качеству разведывательной информации, предоставляемой аппаратами, точности определения координат и возможности БПЛА вести трансляцию данных в масштабе времени, приближенном к реальному. Конкретные выкладки по испытаниям, равно как и участники мероприятия, не называются. Власов сообщил только, что "по оценкам специалистов, за последний год отечественные производители беспилотников значительно продвинулись вперед".
Насколько эти слова соответствуют действительности, судить сложно. Все упомянутые беспилотники уже существовали в конце 2009 года, когда военные отечественными аппаратами были еще недовольны. В принципе, российское военное ведомство могло поменять свое отношение под давлением предприятий-производителей, которые вынуждены были вести разработки практически на собственные средства. В таких условиях не до создания по-настоящему конкурентной продукции, но ситуация может измениться, если производители получат государственное финансирование.
С другой стороны, российская отрасль могла подтянуться, когда увидела упускаемую выгоду - ранее Минобороны приобрело несколько партий израильских беспилотников на общую сумму в 153 миллиона долларов, а позже - комплекты для сборки еще на 400 миллионов. На месте этих аппаратов теоретически могли оказаться российские беспилотники. 10 сентября 2010 года гендиректор концерна "Вега", неудачно запустившего в 2009 году БПЛА "Аист", Владимир Верба утверждал, что российские производители гражданских и военных аппаратов догонят зарубежных коллег к 2013 году.
Поставить на ноги
Возможно, решение о масштабных закупках российских беспилотников следует воспринимать как намерение Министерства обороны России возродить отрасль, являвшуюся мировым лидером во времена СССР и угасшую в кризисные 1990-е годы. В июле 2010 года было объявлено, что Россия покупает израильские беспилотные летательные аппараты в небольших количествах для того, чтобы изучить их технические характеристики и научить отечественную оборонку производить ни в чем не уступающие им аналоги.
Правда, получается, что у российских военных весьма странные представления о "небольших количествах". В июне 2009 года военное ведомство купило у Израиля 12 беспилотников на сумму в 53 миллиона долларов. Позже был заключен второй контракт на поставку 36 израильских БПЛА на сумму в сто миллионов долларов, а в апреле 2010 года гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов объявил о покупке еще 15 "дронов". Сообщалось, что на базе этих аппаратов российские военнослужащие проходят обучение по управлению беспилотниками. Ну, да дело не в количестве израильских аппаратов.
БПЛА "Орлан". Фото с сайта bla-orlan.ru
Сложностей на пути к созданию конкурентоспособной продукции у российской промышленности множество. Одной из них, по оценке российской компании "Вега", является отсутствие в России технологий производства малоразмерных двигателей. Такие силовые установки, однако, изготавливаются на Украине запорожской компанией "Мотор-Сич". "Вега" планирует купить эти двигатели и ведет соответствующие переговоры с украинскими производителями. Не исключается и учреждение совместного предприятия, которое обеспечит силовыми установками российские "дроны".
9 сентября 2010 года Сердюков объявил, что в России будет развернуто производство беспилотников различных типов с участием иностранных компаний. В частности, в РФ появится совместное российско-израильское предприятие, выпускающее беспилотные аппараты. В нем будет представлена израильская госкомпания Israel Aerospace Industries. В результате такого сотрудничества Россия намерена заполучить израильские беспилотные технологии, которые помогут отечественной отрасли сделать шаг вперед в создании БПЛА. Разумеется, производить боевые аппараты Россия у Израиля не научится. Тот создал свой первый ударный БПЛА Harop относительно недавно и такими технологиями делиться вряд ли захочет.
К числу других сложностей можно смело отнести финансирование, дефицит высококвалифицированных кадров, специализирующихся в создании такого вида оборонной продукции, а также, как ни странно, отсутствие четко проработанной концепции закупки и применения беспилотников. Тем не менее, во всем мире сегодня разведывательные "дроны" стали неотъемлемой частью ведения боевых действий, и российское Министерство обороны отставать от соседей по планете, очевидно, не намерено.
Однако поможет ли закупка иностранных технологий России вернуть себе утраченные позиции на мировом рынке беспилотников, сказать сложно. Отечественные производители БПЛА будут догонять зарубежных коллег, пользуясь их опытом, а те, в свою очередь, продолжат идти дальше. Кроме того, важно не преступить грань, разделяющую использование иностранных технологий для разработки собственного оригинального продукта и полную от них зависимость
Вкладення
-
14.7 КБ Перегляди: 161
-
21.5 КБ Перегляди: 130
-
14.5 КБ Перегляди: 105