Международная аудиторско-консалтинговая компания Делойт выступила с поддержкой инициативы Кабмина направленной на разработку и принятие Налогового кодекса. При этом эксперты отмечают, что к принятию Налогового кодекса украинскому бизнесу необходимо подготовиться заранее.
"Масштабы проделанной работы впечатляют, как и темпы, с которыми ведется разработка документа. Впервые за годы независимости мы вплотную приблизились к внедрению сведенной воедино системы налогового регулирования", - заявил партнер Делойта, руководитель налогово-юридического департамента Григорий Павлоцкий.
Вместе с тем, специалисты компании отмечают риск того, что в случае поспешного принятия документа может понадобиться его доработка в течение 2010‒2011 годов, а бизнес в это время будет находиться в состоянии неопределенности относительно порядка уплаты налогов.
"В нынешнем виде документ содержит противоречащие нормы, в нем существует ряд недоработок, поэтому для инициаторов законопроекта очень важно создать общественную платформу для обсуждения документа и учесть замечания бизнес-сообщества", - говорит Павлоцкий.
Как сообщили Корреспондент.net в Делойт, в рамках рабочей группы при Минфине специалисты Налогово-юридического департамента компаии разработали и направили ряд замечаний и предложений по данному документу.
По мнению экспертов, ряд норм в проекте Налогового кодекса, окажут существенное влияние на механизм налогообложения и объем налоговых отчислений для всех предприятий, работающих в Украине. При этом некоторые модели ведения бизнеса станут экономически нецелесообразными.
"С учетом планируемых законодательных нововведений представителям бизнеса необходимо заранее пересмотреть свои бизнес-модели. Поспешность в принятии документа может пагубно отразиться на бизнес-климате", - отметил Павлоцкий.
Эксперты приводят перечень ключевых для бизнеса изменений, предусмотренных текущей редакцией Налогового кодекса Украины:
1. Усиление полномочий налоговых органов. Согласно проекту Налогового кодекса налоговые органы имеют право проводить внеплановые проверки без предупреждения в случае если в течение двух подряд базовых отчетных периодов налогоплательщик показывает убытки. Количество таких проверок и их периодичность в документе не ограничиваются. Таким образом, представители сезонного бизнеса, а в период экономического спада ― представители целого ряда отраслей промышленности могут подвергаться безосновательному вмешательству налоговых органов в их хозяйственную деятельность.
2. Внедрение концепции "конечного выгодополучателя". Согласно документу в момент выплаты дохода нерезидентам украинские резиденты имеют право самостоятельно применять сниженную ставку налога на репатриацию, предусмотренную Конвенцией об избежании двойного налогообложения, только в случае если нерезидент является "конечным выгодополучателем". Данное правило может существенно повлиять на те структуры, где иностранное лицо, получающее доходы от украинских компаний в виде, например, процентов или роялти, в свою очередь, передает эти суммы дальше "по цепочке".
3.Также Налоговым кодексом внедряется понятие государства с преференционным режимом налогообложения. Под эту категорию, в частности, подпадают страны, где ставка налога не превышает половины ставки налога на прибыль в Украине (что может означать налоговую ставку от 10% до 12,5%), а также те страны, в которых действуют законы о неразглашении информации и которые не предоставляют информацию налоговым органам Украины. Налоговые последствия операций с резидентами таких стран станут менее благоприятными (такое влияние в первую очередь могут ощутить на себе экспортеры, работающие, например, с торговыми компаниями в Швейцарии или в ряде офшорных юрисдикций с нулевой ставкой налога, а также структуры получающие финансирование с Кипра).
4. Проект Налогового кодекса Украины предусматривает применение Правил налогообложения иностранных компаний с участием украинского капитала. В соответствии с данными правилами если украинская компания владеет более чем 10% капитала компании, расположенной в государстве с преференционным режимом налогообложения, то часть доходов такой компании, которая соответствует проценту владения, будет включаться в доходы украинской материнской компании.
5. Деконсолидация филиалов. Согласно проекту филиалы (несмотря на то, что они не являются отдельными юридическими лицами) должны подавать отдельные налоговые декларации. При этом убытки одного филиала не могут засчитываться против дохода другого филиала или головного офиса. Стоит отметить, что во всем мире существует противоположная тенденция, предусматривающая консолидацию налогового учета не только филиалов, но и дочерних предприятий (при соблюдении некоторых условий).
6. Налогообложение роялти. Согласно проекту Налогового кодекса Украины в состав валовых доходов не могут включаться выплаты роялти в пользу лиц, не зарегистрированных как плательщики налога на прибыль на общих основаниях (в частности, нерезидентов). Данные меры были предприняты в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов и переводу денег за рубеж, однако, по мнению специалистов Делойта, столь жесткие правила могут быть расценены как превышение мер необходимого противодействия.
7. Ужесточение правил недостаточной капитализации. Согласно проекту Налогового кодекса Украины если более 20% в уставном капитале компании принадлежит нерезиденту, то при выплате процентов по кредиту, полученному от такого нерезидента или связанных с ним лиц, к составу валовых расходов можно относить только проценты, начисленные на сумму, не превышающую долю такого нерезидента в уставном капитале украинской компании. При этом разницу, не отнесенную к составу валовых расходов ввиду данного ограничения, нельзя переносить на будущие периоды
8. Услуги налоговых консультантов. Важным нововведением в Налоговом кодексе Украины является норма, согласно которой в случае если налоговая отчетность компании составляется профессиональными консультантами, они ставят свою подпись на налоговой декларации. Это позитивное изменение, которое широко применяется в международной практике.