Відповідь: О ценностях: советских, демократических, христианских
Пути внедрения «нового» стиля жизни
Для «коррекции» нашего менталитета манипуляторы используют различные средства: это и телевидение, и учебники для школьников и студентов, и декларация модных веяний.
Раз уж зашла речь о конкретных примерах, предлагаю пробежаться по особо популярным сериалам и фильмам, чтобы отследить, каким образом они влияют на формирование нашей личности и мировоззрения.
Доктор Хаус
Это кумир. На сегодняшний день «House M.D.» — самый популярный сериал среди всех существующих. Только «ВКонтакте» группы его фанатов насчитывают сотни тысяч человек.
Ему поклоняются, наследуют его образ, он вызывает восхищение и парней, и девушек, и их родителей. Благодаря Хаусу весь мир знает о волчанке, викодине и о том, что все врут…
Давай рассмотрим этот персонаж подробнее. Холостой мужчина приблизительно 40 лет, гениальный врач-диагност с нестандартным складом ума и блестящим чувством юмора. Это черты, которые даны не каждому. А вот то, что может воспроизвести (и нередко воспроизводит) любой: калека — многие абсолютно здоровые фанаты уже ходят с тростью; наркоман — форумы утопают в темах «Где достать викодин?»; циник, мизантроп, атеист, «тролль», лжец. Нарушает все возможные правила, сторонится близкого общения. Единственный друг — Уилсон — терпит его приколы только из-за своей природной лояльности и нерешительност и. Грубит пациентам, подкалывает начальницу, при этом боится признаться ей в чувствах, занимается сексом только с проститутками. Но разве все это имеет значение? Ведь он «просто лапочка»! Теперь представь этот же образ, только без развитого интеллекта, гениальности и хорошего чувства юмора. Любой из нас рискует стать такой пародией на «лапочку», если вовремя не задумается о слепом копировании.
Правосудие Декстера
Еще один «милашка». Симпатичен, обаятелен, умен, находчив, изобретателен. У него есть любимая женщина, двое приемных детей и один родной ребенок, которых он безумно любит, он ладит почти со всеми коллегами... А по ночам убивает людей и расчленяет их тела.
Его тянет к крови, убийствам, и он не может ничего с собой поделать. Поэтому приходится вести двойную жизнь. В целом, согласись, довольно позитивный образ. И ничего страшного в том, что он жестокий убийца, ведь он вершит правосудие над злыми маньяками и помогает при этом обычным людям. Но это говорит нам наше сознание. А подсознание тем временем привыкает к тому, что кровь, убийства, расчлененка — это нормально, знакомо глазам и разуму. Тем более, если можно быть хорошим человеком и убийцей одновременно. Мужчины с детства склонны быстро привыкать к жестокости, и подобные кадры очень помогают им в этом… (см. врезку «Эксперименты над присяжными»). И самое главное — в сериале показан такой хороший способ заметания следов! Соблазн попробовать растет…
Бригада
Красивая и жизненная история о судьбах четырех друзей, сказание о любви и ненависти, дружбе и предательстве, смелости и трусости, о взлетах и падениях, о рождении и смерти. Это первый сериал, который поразил нас реалистич ностью происходящего — все как в жизни… А теперь — стоп. Давай поиграем в психоанализ. Первое: именно реалистичными деталями (удары, похожие на настоящие, матерные выражения) и игрой контрастов (герои то в почете, то в бегах; то в роскоши, то в бедности) сериал привлекает внимание и очаровывает. Это одно из свойств восприятия — соединение противоположностей в одном целом понимается как признак харизматичности. Объект восхищения мы воспринимаем не критично, а чувственно; это значит, что информационный слоеный пирог, щедро сдобренный эмоциональным кремом, пипл схавает, особо не вдумываясь.
Второе: посмотрим на информационные слои «пирога». Позитивное подкрепление — крепкая дружба, крутизна и влиятельность, бесстрашие, романтичность. А теперь беглый взгляд на то, что идет в связке: крутизна, богатство и влиятельность достались с помощью торговли наркотиками и оружием, убийством неугодных; крепкая дружба доказывалась руками по локоть в крови; бесстрашие граничит с безбашенностью, пренебрегающей природным инстинктом самосохранения; романтика в сериале была в основном в первых сериях, когда Белый заслушивался игрой на скрипке.
Хотя… визит к врачу с ребенком в то время, как возле больницы вот-вот начнется перестрелка — чем не романтика? Кстати, обрати внимание на еще один момент. В одной из первых серий показан эпизод, где Белый бьется с Мухой. Бой длится достаточно долго, хотя, если есть опыт, ты знаешь — несколькими ударами такой силы человек вырубается практически сразу. Но мы смотрим эту сцену 5-7 минут, удары обрушиваются один за другим, а участники поединка все еще целы и бодры духом. И возникает ощущение, что можно драться бесконечно долго, и максимальными последствиями будут несколько синяков и разбитый нос. Притупляется чувство опасности, и в реальной жизненной ситуации это может стать фатальным.
Исход сериала мы все хорошо помним. Но в гибели героев тоже есть небольшой секрет. С одной стороны, понимаешь, что к насильственной смерти привел именно беспорядочный и рискованный образ жизни. С другой стороны, смерть была чуть ли не геройской, следовательно, появляется ощущение: то, за что они погибли — это подвиги. Тогда многие подростки под влиянием юношеского максимализма торжественно клялись продолжать дело Пчелы, Фила и Космоса.
А вот несколько ярких комментариев фанатов сериала на одном киносайте:
«…Я очень очень-очень сильно обожаю и люблю сериал Бригада, он очень суперский… жизненный и поучительный… Он учит смыслом тому, что надо именно вот так вот дружить, как в этом фильме, друг за друга… и если что, то у них руки у всех в крови… они показали себя, как надо быть вместе до конца и за друг друга могут горы свернуть…».
«…Правильны слова о том, что восхищаться можно только игрой актеров, так как сами персонажи этого фильма отморозки и бандюки, но извините, сердцу не прикажешь, сама понимаю, что это неправильно, но что поделать? Я люблю бандитов, по моему мнению, они очень сексуальны…»
Теперь понятно, в чем еще один секрет? В сексуальности и профессионализме актеров.
И действительно, все четверо — гламурные красавчики в черных пальто, начищенных туфлях, с пистолетами, при деньгах, с четкой мимикой и жестикуляцией, с живыми эмоциями. Образец подражания для мальчиков, предмет восхищения для девочек. Так на сверхсознательном уровне появляется установка, что «бабки, тачки и телки» есть у тех, кто может ограбить, убить, отобрать силой и с помощью оружия. Все быстро, весело и с адреналином.
У девочек тоже возникает дилемма: серый и однообразный офисный менеджер или яркий парень, способный на такие рискованные и романтичные поступки, да еще с деньгами. Однако, как показывает практика, романтичность — это всего лишь ложка меда в бочке дегтя.
Дом 2
Его тоже нельзя обойти вниманием, так как аудитория очень многочисленна, и большинство зрителей — это дети и подростки. Кто-то получает за счет проекта знаменитость, кто-то — прибыль, а кто-то — деструктивные шаблоны отношений мужчин и женщин. И последних, к сожалению, несравнимо больше.
Фолк-хистори
Еще один способ более высокого уровня влияния на массовое сознание и даже менталитет. Он очень часто используется в политических целях: сепарация групп людей (для уменьшения их сопротивляемости) или их объединение (для того, чтобы легче, без военных действий, получить власть над большим количеством этих самых людей). Это псевдоистория или фолк-хистори.
Работы, написанные в научном стиле, однако не являющиеся подлинно научными. Такие труды создаются с конкретной целью — запутать, исказить исторические факты, изменить видение произошедшего, выставляя все в ином свете. Делается это чаще всего для защиты действующей власти или обвинения свергнутой системы правления. Например, фашистская оккупация выглядит не как агрессивный захват мирных территорий, а как отпор и укрощение повстанцев.
Происходит смена восприятия событий с помощью конкретных приемов:
через подмену понятий, например: «мирное население» — «бунтари»;
через «подкидывание» вновь открывшихся фактов, которые появились неизвестно откуда, например: «…Из рукописей, частично уцелевших в сгоревшей библиотеке хутора Мамаевка Ставропольского края, исследователи с трудом расшифровали надписи, которые говорят нам о новых фактах… (ну и далее по тексту)»;
и особенно — через двоякое толкование одного и того же события, например: турецкий геноцид армян и их принудительная эвакуация в условиях военных действий. Факт один и тот же, но насколько меняется к нему отношение, если дать разные названия! Та же история с Саласспилским лагерем в Латвии, который однажды вдруг стал «воспитательно-трудовым учреждением закрытого типа». От «трудового воспитания» тысячами умирали люди, в том числе — дети.
История — неточная наука, строящаяся в основном на субъективных толкованиях и воспоминаниях очевидцев. Но, как ты понимаешь, показания агрессора и жертвы всегда будут разными. Даже историки и архивариусы говорят о том, что одно и то же событие описывается в разных источниках по-разному. И это очень играет на руку тем, кто у руля. При советской власти учебники называли воинов Украинской повстанческой армии головорезами, власть сменилась — и они стали национальными героями. Что же происходило на самом деле? Есть объективный факт: они нападали на людей и убивали их. И вот здесь самое интересное: приписав им определенную мотивацию, мы делаем их либо жестокими убийцами, либо защитниками своей родины.
Через 20 лет, если придет другая власть, принудительно сменится и подоплека исторических фактов. И все это печатается в школьных учебниках истории. Большинство детей и подростков принимают все на веру только потому, что информация идет из официального источника, утвержденного Министерством образования.
И вряд ли школьники идут в архивы перепроверять исторические «факты», поданные в книгах. Теперь понимаешь, почему учебники так часто переиздаются?
Так что будь уверен, что любое историческое преступление против своего народа спустя пару десятилетий может превратиться в героический подвиг. Или наоборот. И чем больше времени прошло с момента события, тем меньше шансов узнать, что же произошло на самом деле…