Православная психология

М

Мефистофель.doc

Guest
Уважаемый Александр Филюта!
К сожалению, по вашим постам я не могу убедиться что вы действительно психолог, но у вас в статусе это написано :).
Рекламу коммерческой деятельности так вычурно проводить могут многие, но в принципе вы превзошли все мои ожидания по этому поводу.
На самом деле для людей несведущих в данном вопросе (а попросту большинству посетителей данного форума) стоит обьяснить что на самом деле существует практика психологии религий. НО!!! В психологии религий консультантом выступает глава конфессии (батюшка, пастор и т.д.).
По сути дела человек жаждущий такой помощи может обратиться в ближайшую церковь и поговорить со священником причем СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
Вы со своими платными услугами кощунствуете и (если вы действительно психолог) позорите практическую психологию.
PS а как же заповедь : Не упоминай Господа твоего в суе!?
 
Мефистофель.doc, спасибо за проявленный интерес к теме.
Вам наверно будет интересно мнение самих священников о православной психологии.
А так же , чем ее подход к человеку отличается от светского? С какими вопросами уместно обращаться к священнику, а с какими - к психологу.

Об этом вы можете узнать здесь

Всего доброго.
 

Dragline

Железяка
Мефистофель.doc, спасибо за проявленный интерес к теме.
Вам наверно будет интересно мнение самих священников о православной психологии.
А так же , чем ее подход к человеку отличается от светского? С какими вопросами уместно обращаться к священнику, а с какими - к психологу.

Об этом вы можете узнать здесь

Всего доброго.
Уважаемый Филюта. Надеюсь, Вы понимаете, что пропаганда идей христианского фундаментализма, неприемлема в современном обществе?
Надеюсь, Вы понимаете, что пропаганда и распространение идей радикального православия ведёт лишь к расколам и конфликтам в обществе, и потму неприемлема?
Надеюсь, Вы понимаете, почему погибла православная церковь после революции, и почему никто не спас её?

Смысл Выражения "православная психология", честно говоря мне не очень понятен. Хотя... Знаете, попробуйте организовать кружок православной астрономии: развесьте по коридору портреты апостолов и мессии, как абсолютных гуру в положении дел во вселенной, и смело внедряйте геоцентрическую модель мироздания, а тем, кто будет возражать, пусть даже аргументировано, мягко укажите на их неспособность к пониманию божественого провидения и смысла, который скрыт от них, но открыт православным астрономам...
 
Останнє редагування:

zenko

New Member
Честно говоря, я и сам отношусь с большой долей скептицизма к идее соотнесения слова "православная-ый-ое" (или "христианская-ий-ое") со многими реалиями сегодняшнего дня (будь то "православная политика" или "православный мед"). Но и здесь должны быть и реально существуют свои исключения, иначе получиться "этого не может быть, потому что этого не может быть".
И когда в 1901 году была издана брошюра "Адамово наследство. Очерки христианской психологии" (Св.-Серг. Троицкая лавра, 1901), на то были свои причины, так как уже в то время появлялась другая психология, атеистически ориентированная, и чтобы отмежеваться от нее и понадобилось такое словосочетание как "христианская психология".
А в 1890 году еп. Феофан Затворник, ныне причисленный Церковью к лику святых, писал: "Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служит христианская Психология. За неимением ее приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцев-подвижников" (Феофан Затворник. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. 2-е изд. – М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890, с. 7). Интересно, что святитель написал слово "психология" с заглавной буквы, показывая тем свое особое к ней отношение.
Таким образом, словосочетание "христианская психология" не есть какая-то необоснованная выдумка настоящего времени, а есть обычное православное выражение, которому к тому же уже больше ста лет!
Кстати, словосочетание "библейская психология", не менее традиционное: в 1892 г. вышла книга протоирея Павла Яковлевича Светлова, профессора Университета св. Владимира, под названием "Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии" (Киев, 1892).
Кроме того, еще можно указать множество важных тем, в названии которых присутствует слово психология и которые разрабатывались отечественными авторами до революции 1917-го года:
психология веры: Введенский А. И. "Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии)" (Сергиев Посад, 1899);
психология молитвы: Платонов Вениамин свящ. "Психология молитвы" (СПб.: Свет, 1913);
психология святости: Меньшиков М. "Психология святости" (Новое время. 1903, № 3);
психология греха: Соколов Л. А. "Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения" (Вологда: Тип. К. А. Баранеева, 1905);
психология грешника: Никонов А. "Психология кающегося грешника по Псалтири" (Вера и разум. 1911, № 13, с. 21-34), Никонов А. "Психология нераскаянного грешника по Псалтири" (Вера и разум. 1911, № 12, с. 717-726);
психология раскола: Розанов В. В. "Психология русского раскола" (Его же. Религия и культура. 2-е изд. СПб., 1901, с. 23-54);
психология экстаза: Коновалов Д. Г. "Психология сектантского экстаза" (Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908);
психология фанатизма: Чиж В. Ф. "Психология фанатизма" (Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 1(76), с. 1-36; кн. 2(77), с. 149-186);
– кстати, также и психология атеизма: Владимирский Ф. "Психология атеизма" (Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с. 29-33).

Словосочетания "православная психология" в этом списке нет по одной простой причине: в православной стране, каковой Россия являлась в то время, когда говорили "христианская", практически всегда подразумевали "православная" (если же речь шла о католицизме или протестантизме, то прямо так и писали).
Кроме того, словосочетание "православная психология" было употреблено архим. Киприаном (Керном) уже в 1950 г. в известнейшей его работе "Антропология св. Григория Паламы" – см. современное ее переиздание (М., 1996, с. 360). Так что и этому словосочетанию уже больше 60-и лет – вполне, можно сказать, солидный и почтенный возраст, который, как мне кажется, необходимо уважать.
Кому интересен исторический обзор соотнесения христианства и психологии в России, то есть обзорная статья .

Что касается содержательного анализа того, может ли в отличие от "православного сала" быть "православная психология", то ответ здесь очевиден: все дело в том, к какому предмету анализа прилагается здесь слово "православная". Если душа ничем не отличается от сала - тогда будет один подход, а если душа все-таки является духовной, бессмертной сущностью - тогда будет совсем другой подход. Более того, если "психо-логия" это дословно "душе-знание", т. е. учение о душе, тогда те психологические направления, которые не признают существование души (как, например, советско-атеистическая психология),не имею права называть себя психологией, а должны назваться как-нибудь по другому, как, например, это сделал психоанализ. Поэтому и с исторической, и с содержательной точек зрения единственной собственно психологией может быть только христианская психология, а остальные являются просто самозванцами в прямом смысле этого слова (сами себя так назвали). Но в современных реалиях, чтобы не путать котлеты с мухами и приходится использовать такое расширительное наименование как "христианская (православная) психология", чтобы отделить ее от других направлений и учений.
(Прошу прощение, если будут опечатки в тексте - тороплюсь, да и зрение с годами уже не то)
 

Dragline

Железяка
:D:D:DРазделение человеческого существа на "тело" и "душу", а так-же развитие этого потрясающего своей гнусностью теологического мифа в темах о яко-бы существующем противоборстве между ними, возможности отделения одного от другого, это лишь один из инструментов (а инструментов этих ещё очень, очень много, и сейчас нам здесь их продемонстрируют...) клерикального растления личности, не более того.:D:D:D
 

zenko

New Member
По поводу дуализма тела и души.
Нередко путают или отождествляют греческий дуализм и христианский дихотомизм.
Согласно греческому дуализму тело и душа рассматриваются как несовместимые друг с другом и независимые субстанции, которые сосуществуют в постоянном напряжении и конфликте. Последователи дуализма утверждают, что материя, в отличие от духа, по сути своей зла и несовершенна, а потому тело считается нечестивым сосудом для чистой души. Поэтому спасение для греков означало избавление от тела, когда душа наконец покидает свою плотскую тюрьму. Согласно библейскому представлению считается, что тело, напротив, сотворено совершенным и не несет в себе зла. Христианство, в отличие от учения об избавлении от тела, учит об искуплении самого тела. Эта идея является общехристианской позицией и признается и современными протестантскими авторами (Спраул. 2003, с. 190-191). Поэтому христианский дихотомизм, учение о том, что человек состоит из материального тела и нематериальной души, представляет собой совершенно другое, чем греческий дуализм.
При этом различая тело и душу, св. отцы их не отрывают друг от друга, ибо собственно человеком является их соединение:
– "Разве душа сама по себе есть человек? Нет – она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, – оно называется телом человека. Если же ни та, ни другое в отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее из соединения той и другого, называется человеком..." (Иустин Философ. 1892, с. 479);
– "человек – живое существо, состоящее из тела и души" (Ириней Лионский. 1996, с. 568);
– "человек – столько же тело, сколько и душа" (Тертуллиан. 1994, с. 216); и далее: "Ни сама душа не есть человек… ни плоть без души (ибо плоть после исхода души называется трупом). Поэтому слово "человек" – это как бы скрепа двух соединенных субстанций и может обозначать только их соединение" (там же, с. 223);
– "Человеком в самом истинном смысле относительно природы называется не душа без тела и не тело без души, но то, что составилось в один прекрасный образ из соединения души и тела" (Мефодий Патарский. 1996, с. 210);

По поводу борьбы плоти и духа.
Дуализм плоти и души (духа), подобный греческому, видят в высказывании ап. Павла: "Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся..." (Гал. 5, 17).
Именно об этом святитель Феофилакт Болгарский писал: "На основании этих слов манихеи и все подобного рода еретики говорят, что человек состоит из двух противоположных сущностей и что апостол подтверждает это настоящими словами. Но нет: он рассуждает не о сущности, но плотью называет земные помыслы, беспечные и беззаботные, а не тело, и духом называет духовные помыслы, а не душу. Земные помыслы, говорит он, противятся духовным, а духовные – земным. Итак, он признает борьбу злых и добрых помыслов, но не тела и души" (Феофилакт Болгарский. 1993, с. 312).

Цитаты взяты из .
 

Dragline

Железяка
:D:Ого.:D Вы решили задвинуть по патрологии, капитально так :D Браво. Тертуллиана зацепили в цитаты. Августина нужно было ещё подтянуть, этот бронепоезд потяжелее будет. Да вот беда: шпалы-то сгнили на вашем пути:D:
 

Iris1805

чудо
Экзистенциальный психолог ,использую в своей практике диалогическое консультирование,логотерапию и методологию "Православной психологии"с православными клиентами.

Во время войны когда Виктор Франкл (австрийский психолог,основатель логотерапии-метода экзистенциального психоанализа ,ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии ) находился в застенках Освенцима он увидел ,что люди имеющие смысл своего существования,не теряли силу воли и выживали.Он писал : «Наше поколение реалистично,потому что нам довелось узнать человека,каков он есть.В конце концов человек изобрел газовые камеры;но человек был и тем,кто,не теряя достоинства,шел в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах.
Таким образом Виктор Франкл ввел понятие Сверх-смысла .Подобно Марселю и Хайдеггеру, Франкла можно назвать философом (психологом) порога, т.е. мыслителем, который выходит за рамки атеизма, но не доходит до теологии, не принимая ее догматов. Марсель говорил о том, что продуктивное развитие философии и ее выход из затянувшегося кризиса возможен лишь в этом направлении .Опираясь на эти знания и святоотеческую психологию, православная психология, таким образом ,становится завершающим этапом развития этого направления психологии.
Рассмотрим же в кратце ,что такое "Православная психология"?

«Православная психология »берет за основу православное мировоззрение и исходит из христианской антропологии о понимании человека как образа и подобия Божия, как единства тела, души и духа, считает смыслом человеческой жизни одухотворение и Богоуподобление, основанное на развитии добродетелей и преодолении страстей, имеет представление о смерти как переходе души в иное состояние ,где все "богатство"собранное на земле получает свое дальнейшее развитие и определяет загробную участь самого человека.
Православная психология признает наличие мира ангелов и падших духов, а так же воздействия, оказываемые этим миром на человеческую душу.
Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека.
Именно эти воздействия и могут определять формирование различных психологических заболеваний и патологических зависимостей



Перечень проблем, по которым проводится консультирование:
-проблемы межличностных отношений (семейных – супружеских и детско-родительских, конфликты в деловом коллективе, социальных группах, повышенная агрессивность, не умение совладать с собой);
-проблема поиска смысла жизни (мировоззренческие, духовно-нравственные, ценностно-смысловые аспекты);
-невротические расстройства (тревога, депрессии (связанные с потерей близкого человека), страхи, фобии, навязчивые состояния);
-последствия психологических травм, посттравматическое стрессовое расстройство (за что мне это?);
-помощь в воцерковлении (в подготовке к исповеди, сопровождение в храм, встрече со священником,( о.Александр церковь св.блаженной Ксении Петербургской));
-различные зависимости (игровая, компьютерная и т. д.)

Консультирование проводится в "Украинском Северо - Восточном Институте Прикладной и Клинической Медицины"
институт находится здесь:

Принципы православной психологии:

Отличительными свойствами православной психотерапии являются христианское милосердие, врачебное человеколюбие и Христолюбие в сочетании с человеческим умением пользоваться медицинскими и психотерапевтическими знаниями".
Таким образом, отличительной особенностью православной психотерапии, базирующейся на христианском мировоззрении и аскетике, является наличие нравственно-аксиологической и смысло-ориентирующей координат.
христоцентричность - определяющий отношение к Богу; это главный основополагающий, смыслообразующий и целеобразущий принцип, призывающий во всем соотноситься с господом Иисусом Христом - непреложной Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем (Ин.1,16)
экклезиоцентричность - определяющий отношение к Церкви - только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить единение человека со Христом: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне" (Ин.15,4)
антропоцентричность - определяющий отношение к человеку - человек стоит в центре душепопечительского процесса, в свете Христовом за грехами и слабостью человека виден образ Божий, страждущему человеку нужна помощь в спасении
духовно-нравствненного взаимоединства - определяющий отношения психотерапевта и пациента к Богу, Церкви и друг другу в духе христианской любви и благочестия, достижение единодушия и единомыслия при содействии Божественной благодати и при условии воцерковления их обоих
личностно-нравственного аскетизма - определяющий отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности: православный психотерапевт должен являть достойный образ христианина и личного благочестия и сам постоянно стремиться к духовному возрастанию чрез стяжание христианских добродетелей и борьбу со своими страстями. Постижение аскетического опыта психотерапевтом возможно только через личное воцерковление.
Исходя из этих принципов, можно сформулировать общую и частную задачи православной психотерапии.
ОБЩАЯ - оказание человеку помощи в преодолении его падшей природы, одухотворении тримерии и, тем самым, спасении; необходимо "привести страждущего к покаянию через осознание им психологических страстных механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через пробуждение резервных возможностей для восстановления в Образе Божьем". О психотерапевтическом значении слова говорил св. Феофан Затворник: "По сродству слова с духом нашим, оно проходит внутрь, до разделения души и духа, оживляет последний, осеменяет его к плодоношению дел духовных... и приходя в напряжение, разрывает держащие его узы".
ЧАСТНАЯ - оказание человеку помощи в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений психотерапевтическими методами. Видение "горизонтали" конкретных психологических проблем клиента на фоне падшести - "общей болезни человечества" - духовной "вертикали", помогает православному психотерапевту выйти за пределы "симптоматического лечения" и решать более важную задачу оказания помощи в преодолении духовного поражения.
Мне нужна помощь. Помогите. Не справляюсь.
 
Православная и светская, научная психология. Сравнительный анализ. Это первая программа из цикла передач посвященных православной психологии, психологии нравственности.
1.Сравнительный анализ.
2.Нравственные законы
3.Матрица человечности.
4.Обращение к практике.

Проект подготовлен группой специалистов в области кризисной и православной психологии в составе: Константин Владимирович Яцкевич - православный психолог, исполнительный директор международного благотворительного фонда Семья-Единение-Отечество, Юрий Эдуардович Краснов - психолог, научный сотрудник Центра проблем развития образования Белгосуниверситета, Михаил Игоревич Хасьминский - кризисный психолог, Руководитель кризисного центра при Патриаршем Подворье, г. Москва,
 
Останнє редагування:

Dragline

Железяка
Уважаемый Филюта. Вы, без сомнения, знаете о том, что существуют отдельные тюрьмы для сотрудников органов внутренних дел, СБу, прокуратуры, и т.д. А как Вы думаете, в аду есть разделение на бывших, подчёркиваю, именно бывших пастырей, и "овец"? Ведь я содрогаюсь при одной мысли о том, что бог справедлив, когда речь заходит о служителях церкви...
 
Зверху