Re:  Цитаты...
Гроссмейстер вошел в зал. Он чувствовал себя бодрым  и  твердо  знал,
что первый ход e2-e4 не грозит ему никакими осложнениями. Остальные  хо-
ды, правда, рисовались в совершенном уже тумане,  но  это  нисколько  не
смущало великого комбинатора. У него был приготовлен  совершенно  неожи-
данный выход для спасения даже самой безнадежной партии.
   Гроссмейстер был встречен рукоплесканиями. Небольшой клубный зал  был
увешан разноцветными бумажными флажками. Неделю  тому  назад  был  вечер
"Общества спасания на водах", о чем  свидетельствовал  также  лозунг  на
стене: "Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих"*.
   Остап поклонился, протянул вперед руки, как бы отвергая не  заслужен-
ные им аплодисменты, и взошел на эстраду.
   - Товарищи! - сказал он прекрасным голосом. - Товарищи  и  братья  по
шахматам, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал  и,
должен признаться, не без успеха в Нижнем Новгороде неделю  тому  назад.
Предмет моей лекции - плодотворная дебютная идея. Что  такое,  товарищи,
дебют и что такое, товарищи,  идея*?  Дебют,  товарищи,  это  quasi  una
fantasia. А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, - это  че-
ловеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму. Даже  с  нич-
тожными силами можно овладеть всей доской. Все зависит от каждого  инди-
видуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду.  По-
ложим, он играет хорошо...
   Блондин в третьем ряду зарделся.
   - А вон тот брюнет, допустим, хуже.
   Все повернулись и осмотрели также брюнета.
   - Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет  хорошо,  а
брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения  сил,
если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться  в
шашк... то есть я хотел сказать - в шахматы...  А  теперь,  товарищи,  я
расскажу вам несколько поучительных историй из практики наших  уважаемых
гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева*.
   Остап рассказал аудитории несколько ветхозаветных анекдотов,  почерп-
нутых еще в детстве из "Синего журнала", и этим закончил интермедию.
   Краткостью лекции все были слегка удивлены. И  одноглазый  не  сводил
своего единственного ока с гроссмейстеровой обуви*.
   Однако начавшийся сеанс одновременной игры задержал растущее подозре-
ние одноглазого шахматиста. Вместе со всеми он расставлял столы  покоем.
Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей. Многие из них
были совершенно растеряны и поминутно глядели в шахматные учебники,  ос-
вежая в памяти сложные варианты, при помощи  которых  надеялись  сдаться
гроссмейстеру хотя бы после двадцать второго хода.
   Остап скользнул взглядом по шеренгам "черных", которые  окружали  его
со всех сторон, по закрытой двери и неустрашимо принялся за  работу.  Он
подошел к одноглазому, сидевшему за первой доской,  и  передвинул  коро-
левскую пешку с клетки е2 на клетку е4.
   Одноглазый сейчас же схватил свои уши руками и  стал  напряженно  ду-
мать. По рядам любителей прошелестело:
   - Гроссмейстер сыграл е2 - е4.
   Остап не баловал своих  противников  разнообразием  дебютов.  На  ос-
тальных двадцати девяти досках он проделал ту же операцию: перетащил ко-
ролевскую пешку с е2 на е4. Один за другим любители хватались за  волосы
и погружались в лихорадочные рассуждения. Неиграющие переводили взоры за
гроссмейстером. Единственный в городе фотограф-любитель уже взгромоздил-
ся было на стул и собирался поджечь магний, но Остап сердито замахал ру-
ками и, прервав свое течение вдоль досок, громко закричал:
   - Уберите фотографа! Он мешает моей шахматной мысли!
   "С какой стати оставлять свою фотографию в этом жалком  городишке.  Я
не люблю иметь дело с милицией", - решил он про себя.
   Негодующее шиканье любителей заставило фотографа отказаться от  своей
попытки. Возмущение было так велико, что фотографа даже выперли из поме-
щения.
   На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать  ис-
панских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и  устарев-
шую, но довольно верную защиту Филидора*. Если б Остап узнал, что он иг-
рает такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он
крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл  в  шахматы
второй раз в жизни.
   Сперва любители, и первый среди них - одноглазый, пришли в ужас.  Ко-
варство гроссмейстера было несомненно. С необычайной легкостью и, безус-
ловно, ехидничая в душе над отсталыми любителями города  Васюки,  гросс-
мейстер жертвовал пешки, тяжелые и легкие фигуры направо и налево. Обха-
янному на лекции брюнету он пожертвовал даже ферзя. Брюнет пришел в ужас
и хотел было немедленно сдаться, но только страшным усилием воли  заста-
вил себя продолжать игру.
   Гром среди ясного неба раздался через пять минут.
   - Мат! - пролепетал насмерть перепуганный брюнет. - Вам мат,  товарищ
гроссмейстер!
   Остап проанализировал положение, позорно назвал "ферзя" "королевой" и
высокопарно поздравил брюнета с выигрышем. Гул пробежал по рядам любите-
лей.
   "Пора рвать когти!" - подумал Остап, спокойно расхаживая среди столов
и небрежно переставляя фигуры.
   - Вы неправильно коня поставили, товарищ  гроссмейстер,  -  залебезил
одноглазый. - Конь так не ходит.
   - Пардон, пардон, извиняюсь, - ответил гроссмейстер, - после лекции я
несколько устал!
   В течение ближайших десяти минут  гроссмейстер  проиграл  еще  десять
партий.
   Удивленные крики раздавались в помещении клуба "Картонажник".  Назре-
вал конфликт. Остап проиграл подряд пятнадцать партий, а вскоре еще три.
Оставался один одноглазый. В начале партии он от страха наделал множест-
во ошибок и теперь с трудом вел игру к победному концу. Остап, незаметно
для окружающих, украл с доски черную ладью и спрятал ее в карман.
   Толпа тесно сомкнулась вокруг играющих.
   - Только что на этом месте стояла моя ладья! -  закричал  одноглазый,
осмотревшись. - А теперь ее уже нет.
   - Нет, значит, и не было! - грубовато сказал Остап.
   - Как же не было? Я ясно помню!
   - Конечно, не было.
   - Куда же она девалась? Вы ее выиграли?
   - Выиграл.
   - Когда? На каком ходу?
   - Что вы мне морочите голову с вашей ладьей? Если сдаетесь, то так  и
говорите!
   - Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны.
   - Контора пишет!* - сказал Остап.
   - Это возмутительно! - заорал одноглазый. - Отдайте мою ладью!
   - Сдавайтесь, сдавайтесь, что это за кошки-мышки такие!
   - Отдайте ладью!
   - Дать вам ладью? Может быть, вам дать  еще  ключ  от  квартиры,  где
деньги лежат?
   С этими словами гроссмейстер, поняв, что промедление смерти  подобно,
зачерпнул в горсть несколько фигур и швырнул  их  в  голову  одноглазого
противника.
   - Товарищи! - заверещал одноглазый. - Смотрите все! Любителя бьют.
   Шахматисты города Васюки опешили.
Ильф;Петров- "Двеннадцать стульев"