Обзор Blue Dragon Разработчик : Artoon (Mistwalker) / Microsoft Game Studios
Платформа : Xbox 360
Жанр : jRPG
Дата Выхода : 2007
Обманутые ожидания... и надежды...
Под пристальный мой взор попал проект от Mistwalker под названием Blue Dragon. Буду откровенен... Приступать к обзору было сложно, и я долго с ним тянул. У меня все как-то не выходило определиться, что преобладает во мне - радость от прохождения или разочарование. Но тянуть смысла не было, так как окончательного вывода я так и не смог сделать. Так что постараюсь определиться по ходу написания обзора. Потому как разобраться в ситуации с Blue Dragon обязательно стоило. Спросите что за ситуация такая? Да элементарно, оценки игре, откровенно говоря, неважнецкие. Но суть в том, что игра вроде бы и не так плоха-то. И не то чтобы меня особо беспокоит, например, тот факт, что Gamespot, крупнейший в сети сайт посвященный видеоиграм, поставил игре всего 6 из 10. Мне как бы все равно, однако возникает простой любопытный вопрос: "За что"? И на этот вопрос так хочется найти ответ.
Сильно углубляться в поиски его не стану, но все же одно предположение я выскажу. Нет, вру. Не выскажу. Так как я уже его высказал. Где? Давайте вернемся к подзаголовку: "Обманутые ожидания... и надежды...". Это основная проблема Blue Dragon, я считаю. Для начала взглянем на команду разработчиков. Итак, во главе стоит Хиронобу Сакагучи (Hironobu Sakaguchi). Думаю, не стоит углубляться в пояснения. Проще говоря, это человек, которому мы обязаны существованием серии Final Fantasy. Далее... Дизайнер персонажей - Акира Торияма (Akira Toriyama), известный по играм серии Dragon Quest и т.д. И, наконец, композитор - гениальный Нобуо Уематсу (Nobuo Uematsu). Это основной авторский костяк легендарной Chrono Trigger [не хватает только Ясунори Митсуды (Yasunori Mitsuda)]. Ну что следует ожидать от такой команды? Как минимум шедевра, не так ли?
Ан нет...
Именно... Ан нет... Не вышло шедевра. Ответ на вопрос что же вышло, попробуем дать в итоге, а пока разберемся, почему не вышел шедевр. И начнем с самого большого недостатка игры - ее сюжета и героев. Итак, каков в игре сюжет? Сказать, что его в игре нет - значит соврать. Даже в самой захудалой ролевой игре есть сюжет. Есть он и в Blue Dragon. Только вот одна проблем - что он есть, что его нет - мало что меняется. Сюжет вышел посредственным. Почему? Разберемся.
Грандиозных вступлений в Blue Dragon нас не ждет. Действие начинается достаточно типично для ряда ролевых игр. Бегает наш герой, пацаненок по имени Шу (Shu), по деревне, бегает, а тут на все мирное население внезапно нападет монстр, терроризирующий эту деревеньку уже долгое время. Монстр этот - своеобразная "земляная акула". "Земноводное" это наведывается в нашу деревушку уже не первый раз и при его появлении все действуют по уже отработанному плану - бегут туда, где повыше и где они в безопасности. На этот раз все было так же - все действовали по плану. Только вот у Шу и его друзей, милой девочки по имени Клук (Kluke) и рассудительного парня Джиро (Jiro), был несколько иной план.
Несложно предположить, что ребята захотели противостоять монстру. Но чудище было явно сильнее. План ребят при всех стараниях не увенчался успехом. Тут кстати и раскрывается основная идея игры, выраженная в незамысловатом принципе главного героя - "Never Give Up" (Никогда Не Сдаваться). В итоге наша дружная команда несется вместе с монстром через поля, леса, окияны до тех пор, пока они не падают в пещеру, где и разбивается монстр. И тут выясняется, что эта акула не совсем из плоти и крови, а самая что ни на есть древняя машина. А ребятам ничего не остается, как искать выход из того места, где они оказались.
Через какое-то время Шу и его друзья попадают в некий корабль, где произойдут, по сути, все основные события первого диска Blue Dragon. Там они знакомятся с главным злодеем игры по имени Нэнэ (Nene), а также получают, употребив в пищу по непонятному шарику, свои новые магически силы - теней (Shadow). Естественно совладать с Нэнэ, в распоряжении которого к тому же находится армия роботов, во время первой встречи им показалось не по силам и на первый раз они сбегают с корабля.
С этого и начинается путешествие наших героев. Далее сюжет не принесет практически ничего интересного. До конца первого диска (это порядка 15-20 часов игры) сюжет не получит вообще почти никакого развития. Все будет проходить по стандартной схеме "данжн->поселение+диалоги ни о чем->данжн...".
Далее по ходу истории ребята будут узнавать о том, что многие поселения в их мире страдают от коварных действий Нэнэ. Естественно, обладая магией (именно так называется сила, даруемая тенями), они уверены, что у них хватит сил справиться со злодеем. По ходу "развития" сюжета к команде присоединятся еще два персонажа - существо сомнительной национальности по имени Марумаро (Marumaro) и героиня по имени Зола (Zola), или Леди Зола, как любит ее звать Марумаро. Вот собственно все вместе они и будут пытаться догнать и одолеть Нэнэ под знаменем Шу - "Never Give Up". Причем не сдаваться Шу желает в независимости от того, насколько абсурдна его позиция в какой-либо текущий момент.
Небольшое развитие история получит лишь в конце второго диска, что не спасает сюжет. Ну а также вас может поразить концовка Blue Dragon, а поразить она может своим идиотизмом. Попытки спасти сюжет выглядят настолько жалкими, что аж грустно. Не так давно я полагал, что более жалкими, чем в Final Fantasy XII поползновения во имя спасения сюжета существовать не могут. Но я глубоко ошибался. Могут, могут и еще раз могут. На фоне сказанного хочется сказать, что я бы на месте господина Сакагучи постыдился писать свое имя в строке "Автор сюжета".
Теперь бросим взгляд в сторону персоналий. Именно бросим, потому как разглядывать там нечего. Все герои серые и не получают практически никакого развития за все 40-50 часов игрового времени. Да что там развитие, они даже не раскрываются нам. В персонажах мало что способно вызвать симпатию, сочувствие, понимание. Всего несколько сцен в игре способны вызвать эмоции, и то если вас не тошнит от Марумаро. Это единственный персонаж, кто хоть как-то выделяется на фоне серых силуэтов других героев. Меня он признаться радовал и даже веселил, хотя кого-то он мог и раздражать. В Blue Dragon нет пропаганды ни дружбы, ни любви. В ней нет ничего. Есть слабые попытки добавить лав-стори, но все эти попытки сводятся всего к одной сцене, которая является следствием всего одного события. Возникает ощущение, что все в глубоко зачаточном состоянии. Вроде и есть сюжетные сцены - да они все об одном. Как бы нам достать Нэнэ, да надавать ему по заднице. Над героями следовало бы поработать гораздо тщательней, чтобы они были индивидуальны, имели характер, получали свое развитие по ходу игры и т.п.
Но разглядел я небольшой лучик света в темном царстве. И не удержался, чтобы не рассказать о нем. Есть одна милая деталь в игре, которая привлекает внимание. Она указывает на то, что одну минутку проработке героев все же уделили. Помните, я уже писал о принципе "Never Give Up"? Так вот что интересно, этот принцип проявляется во всем. Даже в бою. У Шу (только у него!) просто-напросто нет команды "Flee", то есть сбежать из боя. Это деталь, на которую вряд ли кто обратил внимание, но она показывает хоть какую то работу над героем и это радует.
Работа руки мастера...
...говорят, когда человек создает отличные произведения. И вы знаете что? У меня нет сомнений, что Акира Торияма мастер высокого класса. Он приложил свою руку к Dragon Quest VIII и это видно, черт возьми! Что он приложил к Blue Dragon? Не знаю... Наверное, всего лишь палец...
Спросите, почему так? Я откуда знаю... Но, глядя на дизайн персонажей, рождается одно слово, которое точно отражает действительность - "бедность". Дизайн героев очень бедный, они фактически сливаются со всеми людьми в толпе. Вообще все персонажи (NPC) в игре рисованы в очень "олд-скульной" манере. Отсутствие всяких деталей, угловатые модели, очень простые лица, как будто чертовски полигонов не хватало на модели. Ну, бог с ними с NPC, героев то можно было как-то выделить?! Ощущается явное отсутствие деталей во всем. В лице, в одежде, в аксессуарах, во всем.
Но хватит о грустном, и так уже много сказано негативного. Пора и к позитиву. Позитивные эмоции вызывает графика игры. Несмотря на то что большинство локаций не вызывает восхищения с точки зрения дизайна, они выполнены очень красочно и качественно. Многие локации можно достаточно хорошо осмотреть. Камера свободно вращается влево и вправо. Вертикальное изменение позиции камеры осуществить будет несколько сложнее, а на карте мира камера вообще вертикально фиксирована.
Особо хочется отметить очень симпатичный эффект фокуса камеры. Если фокус камеры направлен вдаль, то все что вблизи смотрится очень размыто. Если же камера сфокусирована на близком объекте, то размывается фон. Этот эффект естественно не нов, но в Blue Dragon он выполнен особо хорошо и присутствует везде, а не только в роликах.
В игре по ходу прохождения вы сможете увидеть достаточно большое разнообразие пейзажей. Вы пройдете лазурные берега и скалистые ущелья, вы побываете в сталактитовых пещерах и на прекрасных зеленых лугах, на вас будет дуть пыльный ветер пустыни, а порой окружать снежный вихрь. Вас также окунут и в атмосферу древних высокотехнологичных цивилизаций, вы побываете внутри древних машин и построек и т.д. и т.п. Все выполнено в высоком разрешении и качественными текстурами.
Пару слов хотелось бы сказать о воде. Выглядит она в игре очень красиво. Сложно сказать насколько реалистично, но очень красиво. Не зря все скриншоты с водой выглядели очень мило.
В бою графика также продолжает радовать глаз. Магии сопутствуют качественные визуальные эффекты, а различным физическим атакам добротная анимация.
Однако следует отметить и неприятную деталь в графическом оформлении, а именно подтормаживания. Во-первых, они заметны явно в бою. При анимации атак очень часто возникает видимое падение фреймрейта. Сложно сказать, чем оно вызвано, но порой сильно бросается в глаза. Ну а во-вторых, явное падение фреймрейта случается на карте мира, особенно при поворотах камеры. Это с учетом того, что камера на карте мира вертикально вообще фиксирована и обозревает все с высоты птичьего полета. В некоторых местах "тормоза" настолько значительные, что кажется "мой ПК немного не тянет эту игру". Но тут вспоминается, что игра не на ПК, а на Xbox 360. Играть это не мешает, но неприятный отпечаток оставляет, потому как непонятно - чему тут тормозить???
Почти забыл сказать о роликах в игре. Часть из них сделана на движке игры, а часть в виде видеороликов. Почему все не сделано на движке? Не ясно. Ведь игру можно было сделать на одном диске вместо трех. Потому как визуально различие между видео и движком игры не бросается в глаза.
Улучшенная Final Fantasy Tactics без тактики
Именно так можно вкратце обозначить основу боевой системы Blue Dragon, а также систему работ. Сейчас поясню почему. Боевая система в игре классическая. Сверху экрана кучка нечисти. Снизу экрана - ваши герои. Которых всего будет пять штук, как уже упоминалось выше. Что интересно - все пять всегда будут участвовать в бою. Вернее сражаться за них будут тени, вырастающие из-за их спины. А так как все пять будут в бою - выбирать не придется, что очень радует. Ходы персонажей осуществляются на основе параметра agility(скорости), прямо как в Final Fantasy Tactics. Таким образом, до хода врага персонаж может выполнить не одну атаку.
Когда наступает ход персонажа, становится доступным выбор. Можно просто атаковать, можно выполнять какие-то специальные действия, например магию, можно защищаться, а можно использовать предмет. Сбежать тоже не воспрещается.
Враги, как и персонажи игрока, могут быть расположены в две линии. Задняя линия естественно получает уменьшенный урон. Различные атаки могут наносить урон одному врагу, линии или всем врагам. Все это зависит от теней и их способностей, но об этом чуть далее.
Существует ряд атак, магии например, которые перед выполнением "заряжаются", и выполняются не сразу, а через некоторое время - ну прямо как в Final Fantasy Tactics. Правда есть тут небольшое отличие. Если в FFT нельзя было управлять временем заряда, то есть любая магия требовала фиксированное количество времени для выполнения, то в Blue Dragon все более продвинутое. После выбора атаки отображается шкала "зарядки", причем на ней есть деления врагов и соратников, отражающие время их ходов. Например, на шкале "зарядки" в середине враг, а в конце другой ваш персонаж. И вам представлен выбор. Если вы торопитесь - можно не заряжать шкалу вообще. Атака будет с минимальным уроном. Однако грамотнее зарядить магию и остановиться как раз перед иконкой врага. Тогда вы нанесете более сильный урон, и враг может уже больше не походит. Но и это не весь список вариантов.
Представим, что до сих пор речь шла о сражении с боссом, который сильно атакует всех ваших героев одновременно. В таком случае вы можете выполнить лечащую магию и зарядить ее "по полной". Таким образом, после атаки босса вы следом сразу же вылечите всех своих персонажей. Все это дает не только некоторое разнообразие стратегий, но также вынуждает чуть более внимательно относиться к схваткам. Потому как "зарядка" шкалы осуществляется удержанием кнопки. А скорость "зарядки" зависит от типа применяемого навыка. Кроме того, бегунок зарядки шкалы, достигнув ее максимума, начинает следом также стремительно бежать обратно.
"Зарядка" не всегда усиливает эффект магии. Иногда она имеет другие эффекты. Для заклинаний поддержки, например магии усиления атаки, "зарядка" увеличивает радиус действия магии. Т.е. магию можно применить на группу персонажей вместо одного.
Ну что ж, пора рассказать и о работах (ну прямо как в Final Fantasy Tactics), которые в Blue Dragon зовутся тенями, что впрочем, не меняет их сущности. Итак, всего работ в игре девять. Каждая работа имеет ряд активных и пассивных, свойственных только ей, способностей. Кроме этого каждая работа по-своему сказывается на увеличении параметров персонажей (атаки, защиты, скорости и т.п.). Тени развиваются и улучшаются с повышением уровня, а также вместе с его повышением изучаются новые способности. После боя вы будете получать EXP и SP (деньги естественно тоже, но не о них речь). Экспа, понятное дело, идет на рост уровня персонажей. А вот SP идет на прокачку теней.
Изначально в способности персонажа входит одна способность по умолчанию. Но кроме нее можно экипировать еще три на свой выбор. В Final Fantasy Tactics у нас также была одна способность автоматически в соответствии с работой, а к ней можно было экипировать еще несколько. Ну не схоже ли? Схоже. Но вот только Blue Dragon опять же улучшенная. Благодаря принципиально новой работе - Generalist.
Тень Generalist не имеет никаких атакующих или защитных способностей. Generalist дает всего две способности - Accessory+ и Skill+. Способность Accessory можно развить максимум до Accessory+3, что позволит одевать дополнительно три специальных аксессуара (изначально персонажи в игре вместо брони могут экипировать 4 различных аксессуара - браслет, кольцо, ожерелье и серьги), которые могут иметь различные и зачастую очень полезные эффекты. Способность Skill можно прокачать до Skill+8! Таким образом, экипировав эту способность можно получить аж 10(!) дополнительных способностей вместо трех.
Рассмотрев новую для нас работу, быстро пробежимся по остальным.
Первая группа теней - это маги. Всего есть 4 типа магии: Черная, Белая, Поддержки, Барьерная (Black, White, Support, Barrier). Вся магия поделена на шесть уровней. Чтобы использовать магию прокачать одну лишь тень недостаточно, сначала нужно купить магию в магазине или найти где-либо. Магию высоких уровней вообще можно только найти в сундуках. Черная магия дает нам атакующие заклинания. Вода, например, атакует линию врагов, огонь - одиночную цель, а магия земли поражает всех ходяще-бегающих монстров. Белая магия дает лечащие, воскрешающие и другие заклинания. Магия поддержки имеет различные поддерживающие заклинания, например ускорение и замедление. Самый мощный скилл магии поддержки даст возможность кастовать сразу две магии за один ход. Барьерная магия имеет различные защищающие заклинания.
Вторая группа - это бойцы. Пород "бойцовских" теней будет также четыре: Мастер Меча, Защитник, Монах и Убийца (Sword Master, Guardian, Monk и Assassin). Мастер Меча имеет такие способности как атака линии врага, а так же магический меч, который будет наносить элементный урон. Защитник - типичный танк с высокими показателями защиты и HP. Монах отличается повышением критического урона, а так же тем, что все его обычные атаки имеют возможность "зарядки" для усиления. Убийца обладает высоким показателем agility, умеет воровать, а также умеет атаковать любой ряд противника. При этом урон не уменьшается, а также находиться можно в любом ряду собственной формации. Самый продвинутый скилл Убийцы позволит атаковать два раза вместо одной обычной атаки.