Александр Дюков: Об участии ОУН-УПА в Холокосте - "Москва и жидовство - главные враги Украины"
Празднование 65-летия Украинской повстанческой армии и установка памятника главе Организации украинских националистов Степану Бандере во Львове расценивается украинскими властями как восстановление "исторической справедливости" по отношению к "национальным героям". Согласиться с этой точкой зрения не позволяет память о десятках тысяч невинных людей, уничтоженных боевиками ОУН-УПА. Хорошо известна история организованных ОУН этнических чисток поляков на Волыни, убийства боевиками УПА украинских крестьян под видом "борьбы с оккупантами". Гораздо меньше известно об участии ОУН-УПА в Холокосте - организованном нацистами истреблении евреев. Об этой странице истории нынешних "героев Украины" рассказывает историк Александр Дюков.
Как минимум с конца 1930-х гг. деятельность ОУН носила не только антипольский и антисоветский, но и антисемитский характер. Отношение к евреям было окончательно сформулировано на 2-м Великом съезде ОУН(Б) в Кракове, решения которого, как уже напоминалось, были переданы руководству Третьего Рейха. В решениях съезда говорилось: "Евреи в СССР являются преданнейшей опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма в Украине... Организация Украинских Националистов борется с евреями как с опорой московско-большевистского режима, одновременно осведомляя народные массы, что Москва - это главный враг". В преддверии нападения Германии на СССР это решение ОУН(Б) имело принципиальный характер. Оно свидетельствовало о том, что во время войны деятельность украинских националистов будет направлена не только против представителей советской власти, но и евреев как нации. Борьба с евреями была для ОУН второстепенной задачей, но то, что эта задача имела место, уже говорило о многом.
Смысл этого решения впоследствии исчерпывающе разъяснил один из руководителей ОУН(Б) Ярослав Стецко: "Москва и жидовство - главные враги Украины... Считая главным и решающим врагом Москву, которая властно удерживала Украину в неволе, тем не менее, оцениваю как вредную и враждебную судьбу жидов, которые помогают Москве закрепостить Украину. Поэтому стою на позиции уничтожения жидов и целесообразности перенесения на Украину немецких методов экстреминации жидов, исключая их ассимиляцию и т.п.". Еще более четко отношение к евреям было сформулировано в созданном накануне нападения Германии на Советский Союз документе под названием "Указания на первые дни организации государственного уклада":
"Национальные меньшинства подразделяются на:
а) дружественные нам...
б) враждебные нам (москали, поляки, жиды)...
Первые имеют одинаковые права с украинцами, они могут возвратиться на свою родину. Вторые уничтожаются в борьбе кроме тех, кто защищает режим; уничтожается прежде всего интеллигенция, которую нельзя допускать ни до каких правительств... Руководителей уничтожать, жидов изолировать, убрать из правительства, чтобы избежать саботажу, тем более москалей и поляков. Если бы была непреодолимая необходимость оставить в хозяйственном аппарате жида, поставить над ним нашего милиционера и ликвидировать за малейшую провинность...Наша власть должна быть страшна для ее противников. Террор для иноземцев-врагов и своих предателей".
Наконец, подготовленная в мае 1941 г. обширная инструкция "Борьба и деятельность ОУН во время войны" содержала специальный параграф об "очищении территории от враждебных элементов". "Во время хаоса и беспорядков, - говорилось в этом параграфе, - разрешена ликвидация нежелательных польских, московских и еврейских активистов". Следует отметить, что процитированный параграф инструкции ОУН по своему содержанию практически идентичен оперативному приказу № 1 шефа полиции безопасности и СД Р. Гейдриха, согласно которому "целесообразно вызывать, как указано выше, местные погромы". Правда, инструкция ОУН выпущена раньше - не в конце июня, а в мае 1941 г.
Предвоенные указания антиеврейской направленности уже в первые дни войны были подтверждены руководством обеих фракций ОУН. 30 июня 1941 г. Глава ОУН(Б) С. Бандера обратился к своим сторонникам с не требующим никаких комментариев лозунгом: "Народе! Знай! Москва, Польша, Мадяри, Жидова - це Твоï вороги. Нищ iх! Ляхiв, жидiв, комунiстiв знищуй без милосердя!" Несколькими днями позже однотипный призыв издал глава ОУН(М) А. Мельник. "Смерть жидовским прихвостням - коммунобольшевикам!" - говорилось в его воззвании. Неудивительно, что деятельность повстанческих отрядов ОУН и батальона "Нахтигаль" носили ярко выраженный антиеврейский характер. Жестокие убийства националистами евреев и поляков уже летом 1941 г. происходили повсеместно. Так, батальон "Нахтигаль" под командованием будущего главнокомандующего УПА Романа Шухевича принял участие в массовых убийствах евреев во Львове 30 июня 1941 г. после взятия города немецкими войсками. Бежавших из городов евреев также уничтожали. Солдат разведроты "Нахтигаля" записал в дневнике: "Во время нашего перехода... в двух селах мы постреляли всех встречных евреев... ". Повстанческие отряды, организованные членами ОУН, наряду с нападениями на органы советской власти и военные подразделения также совершали убийства евреев. Группа, организованная членом Буковинского провода ОУН Петром Войновским, 5 июля 1941 г. устроила бойню евреев в селе Милиево, убив около 120 человек. Через некоторой время Войновским был сформирован т.н. "Буковинский курень", направившийся к Киеву. 7 июля по приказу надрайонного руководителя ОУН(М) Степана Карабашевского было убито 45 евреев в Боровцах и 54 -в Киселеве. В селе Турбов националисты вырезали всех мужчин-евреев (чему немцы не препятствовали) и хотели сжечь заживо оставшихся женщин и детей (чему воспрепятствовали немецкие солдаты). Подобные убийства совершались отрядами националистов повсеместно; по данным израильского исследователя Арона Вайса, только на Западной Украине националисты уничтожили около 28 тысяч евреев.
Летом 1941 года на базе отрядов украинских националистов немецкими оккупационными властями стали формироваться батальоны вспомогательной полиции. На основе батальонов "Нахтигаль" и "Роланд" немцами был создан 201-й батальон охранной полиции, участвовавший в карательных операциях против партизан в Белоруссии. "Буковинский курень" уже упоминавшегося П. Войновского выполнял полицейские функции в Киеве, а в начале 1942 г. его члены влились в состав 109-го, 115-го и 116-го украинских шуцманшафтбатальонов. Сформированные из украинских националистов полицейские подразделения принимали активное участие в акциях массового уничтожения евреев. Украинская полиция принимала участие в расстреле киевских евреев в Бабьем Яру, а так же в одном из самых первых массовых расстрелов еврейских детей в Белой Церкви под Киевом. О масштабах участия украинской полиции в Холокосте свидетельствует сообщение штаб 444-й охранной дивизии от 20 октября 1941 г., в котором отмечается, "еврейский вопрос" на Юге Украины "решен окончательно", а "украинская полиция хорошо зарекомендовала себя при исполнении служебных обязанностей".
Признание заслуг украинской полиции не мешало оккупационным властям очищать эти подразделения от членов ОУН; некоторые националисты были расстреляны в том же Бабьем Яре. Однако переход ОУН в оппозицию к немцам не повлиял на их крайне негативное отношение к евреям. Согласно немецким документам, новый лозунг националистов звучал так: "Хай живее самостiйна Украïна без евреïв, полякiв и немцiв. Поляки за Сян, нiмцi до Берлiну, евреï на гак (крюк)!" Слова не расходились с делом; среди задач, которые ставились руководством ОУН(Б) перед подпольщиками, были не только внедрение на командные посты во вспомогательной полиции и местной администрации, но и уничтожение евреев и коммунистов. В начале 1942 года немецкие спецслужбы, впрочем, зафиксировали странное явление: украинские националисты свернули свою антисемитскую пропаганду. Насколько можно понять, это наблюдение соответствовало действительности: в печатной пропаганде националистов а 1943 - 1945 гг. (журналы "До зброï" и "Повстанец") мы не найдем прямых антисемитских выпадов. Более того, в апреле 1942 года Вторая конференция ОУН(Б) приняла следующее постановление: "Невзирая на негативное отношение к евреям как к орудию московско-большевистского империализма, считаем нецелесообразным в настоящий момент международной ситуации принимать участие в антиеврейской акции, чтобы не стать слепым оружием в чужих руках и не уводить внимание масс от главных врагов".
В августе 1943 г. ОУН(Б) пошла еще дальше, признав на III Чрезвычайном съезде равноправие всех национальностей на Украине. А во "Временных инструкциях", датированных началом 1944 г. бандеровцы и вовсе призывали "не проводить никаких акций против жидов" - правда, с важной оговоркой: "Это не относится к тем, кто выступает против нас активно".
Произошедшее можно было бы истолковать как свидетельство того, что руководители ОУН все-таки отказались от своих взглядов на евреев как на одного из врагов украинского национализма. Можно - если бы не масса свидетельств, о том, что подходы националистов к еврейскому вопросу не изменились. Исчезнув из печатной пропаганды, антиеврейская тема по-прежнему фигурировала в пропаганде устной. В 1943 году, во время печально известного украинско-польского конфликта на Волыни, пропагандисты ОУН призывали уничтожать не только местное польское население, но и евреев. "Священник сказал: "Братья и сестры, пришло время, когда мы сможем отомстить полякам, жидам и коммунистам", - вспоминал один из очевидцев. Те же лозунги мы находим в донесениях, направляемых в Украинский штаб партизанского движения (УШПД) советскими партизанами: "На собраниях крестьян призывают уничтожать коммунистов, жидов и поляков". Различие между словами и делами украинских националистов хорошо отражено в сообщении, направленном в УШПД командиром действовавшего на Волыни крупного советского партизанского соединения Федорова: "Националисты в своей печати пишут и обвиняют русский народ в дикости и темноте. Одновременно в своих многочисленных листовках обращаются ко всем народам запада и востока с призывом строить свои независимые национальные государства. Вместе с тем, ведут дикую необузданную кровавую расправу, уничтожая целиком все польское и еврейское население, а также всех других, независимо от национальности, сочувствующих советской власти и помогающих партизанам. Жгут, убивают, рубят топорами".
Таким образом, отказ от печатной антиеврейской пропаганды был вызван исключительно желанием украинских националистов выглядеть прилично в глазах мировой общественности. Деятельность ОУН велась под громким лозунгом "Воля народам, воля человеку" - а информация о массовом уничтожении ими евреев немедленно разоблачала лживость подобных лозунгов. На самом деле же ОУН продолжала призывать к уничтожению евреев и после перехода на антинемецкие позиции - несмотря на то, что на Украине к тому времени почти не оставалось евреев.
Весной 1943 г. на базе вооруженных отрядов ОУН(Б) была создана "Украинская повстанческая армия". Тогда же УПА пополнили ушедшие "в лес" формирования украинской вспомогательной полиции. Относительно "еврейского вопроса" УПА исповедовало менее радикальные взгляды, чем ОУН. В значительной степени это было обусловлено тем, что к моменту формирования УПА значительная часть евреев Украины была уже уничтожена нацистами и их пособниками. Кроме того, массовые убийства евреев вызвали серьезные опасения за собственное будущее украинского населения; как вспоминал начальник оперативного отдела командования УПА полковник М. Омелюсик, "уничтожение летом 1942 году зверским способом всего жидовского населения показало, на что способны немцы, если им необходимо уничтожить не только отдельных людей, но и целую нацию". Не случайно на III Чрезвычайном съезде ОУН(Б) раздался призыв: "Не дадим себя вырезать на еврейский манер!"
Однако, несмотря на это, отношение к евреям в УПА оставалось негативным. Следует учитывать, что УПА в значительной степени была создана из командиров и солдат организованной немцами украинской вспомогательной полиции, совсем недавно участвовавших в антиеврейских акциях. Эти не изменили своего отношения к евреям. Когда командир советского партизанского отряда Ян Налепка пытался вести переговоры с представителями УПА, ему был дан такой ответ: "Если вы уберете у себя сначала всех евреев, тогда будем с вами вести переговоры". Параллельно с резней поляков на Волыни шло уничтожение евреев, еще остававшихся на подконтрольных украинским националистам территориях. Как отмечали в УШПД, "по имеющимся в нашем распоряжении официальным документам СБ УПА (службы безпеки), националисты по прямым указаниям свыше уничтожают польское и еврейское население". О справедливости этой информации можно судить, в частности, по судьбе тех немногих евреев, которым удалось бежать из расположенных на Западной Украине гетто. В лесах их ждало не спасение, а смерть. Так, бежавшие из Тучинского гетто несколько сотен евреев смогли пережить зиму, "но условия жизни на протяжении нескольких месяцев в лесу, где по соседству располагались или проходили банды лжепартизан, грабителей и формирований ОУН-УПА, оказались гибельны почти для всех беглецов". Организованные беженцами из гетто отряды уничтожались формированиями УПА. Имеется сведения о передаче представителями УПА информации о еврейских партизанских отрядах немецким оккупационным органам. Так, согласно германским документам, в апреле 1944 г. "офицеры УПА" передали немецкой стороне информацию "о деятельности банд в районе Злочев - Борбрика - Подъясы - они сообщили о еврейской банде в Свирце, о польской банде в Висине и о русской банде в районе Подъясы..."
На этом фоне парадоксальной может показаться информация об участии евреев в УПА. В своих воспоминаниях начальник Службы безопасности ОУН Николай Лебедь пишет: "Большинство врачей УПА были евреями, которых УПА спасала от уничтожения гитлеровцами. Врачей-евреев считали равноправными гражданами Украины и командирами украинской армии. Здесь необходимо подчеркнуть, что все они честно исполняли свой тяжкий долг, помогали не только бойцам, но и всему населению, объезжали территории, организовывали полевые больницы и больницы в населенных пунктах. Не покидали боевых рядов в тяжелых ситуациях, также тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли воинской смертью в борьбе за те идеалы, за которые боролся весь украинский народ". Как ни странно, эти слова находят подтверждение в советских документах. 30 октября 1943 г. комиссар действовавшего на Волыни партизанского соединения Бегма сообщил в УШПД: "Националисты в Домбровице мобилизовали всех портных для изготовления теплой одежды на зиму. По последнему распоряжению штаба националисты сейчас принимают к себе всех, кроме поляков. В данное время среди националистов много евреев, особенно врачей".
Причины, по которым украинские националисты стали принимать у себя евреев, были сугубо прагматичными и никогда не скрывались руководителями УПА. Волынь была отсталой аграрной областью, большинство населения которой составляли крестьяне. Вплоть до войны около трети населения этой земли были элементарно неграмотными, а ремесленников и врачей имелось крайне мало. Этот-то дефицит необходимых специалистов и заставил командование УПА принимать к себе евреев. Однако не следует думать, что националисты, пусть даже и вынужденно, наступили на горло собственной песне. В отчете референта СБ ОУН, захваченном советскими партизанами, исчерпывающе характеризуется реальная политика националистов: "Ранее СБ издала приказ - всех жидов неспециалистов конспиративно уничтожить, чтобы жиды и даже наши люди не знали, а пускали пропаганду, что ушел к большевикам".
Таким образом, евреи-неспециалисты тайно уничтожались сразу. Специалисты жили дольше, но при приближении Красной Армии их так же убивали. В 1944 году, в ожидании прихода Красной Армии бандеровцы устроили в подконтрольных им районах чистку, уничтожая подозрительных. Первой жертвой украинских националистов стали бывшие военнопленные, осевшие в селах. Некоторые из них были отпущены из лагерей в сорок первом, некоторые бежали - но в любом случае эти люди не могли принять систему и методы действий бандеровских организаций. Поэтому краевой провод приказал уничтожить всех. "Убийства носили самый зверский характер, - пишет историк Арон Шнеер. - Только в одном Гощанском районе Ровенской области было замучено и убито около 100 пленных. Трупы погибших, а в ряде случаев и живых людей с привязанным на шею камнем бандеровцы бросали в реку Горынь. Так были уничтожены тысячи пленных бойцов и командиров Красной Армии, в том числе и из украинцев восточных районов". Трудно представить, что уничтожая своих соотечественников-украинцев по одному лишь подозрению в будущем сотрудничестве с "Советами", националисты могли пощадить столь ненавидимых ими евреев. Исчерпывающим описанием судьбы состоявших в УПА евреев является следующая история, рассказанная один из чудом уцелевших на Западной Украине беглецов из гетто. "Во время побега в лес и уничтожения лагеря Куровице некоторые "свободные" евреи установили связь с украинским подпольем, бандеровцами, и начали с ними сотрудничать. - Эта инициатива была поддержана бандеровцами, которые были заинтересованы в еврейских специалистах. Многим врачам и техникам лагеря Куровице бандеровцы предлагали помочь освободится. Доктор Старопольский и доктор Кальфус согласились и пошли к бандеровцам. Старопольский, честный и наивный человек, верил представителям украинских националистов, что ему не причинят вреда. Он был долгое время при них и оказывал раненым и больным медицинскую помощь. К доктору Старопольскому и доктору Кальфусу украинские националисты присовокупили также одного стоматолога. Ему удалось бежать в день большого русского наступления - 22 июня 1944 г. он ушел в поля, и когда приблизился отряд русских, вышел из своего укрытия с поднятыми руками и стал перед ними. Он рассказал нам позже, что украинские националисты еще перед приходом русских убили доктора Старопольского и доктора Кальфуса, так как последние слишком много знали".
Как видим, боевики ОУН-УПА на протяжении всей нацистской оккупации принимали деятельное участие в уничтожении украинских евреев...